как результат действия партийно-комсомольско-хозяйственных кланов
4.7. Конфликт между президентом и премьером - основа разлома внутреннего управления РФ
РФ - это СССР-2. Мы это довольно подробно разбирали в прошлых главах и разделах. Давайте рассмотрим, как функционировала создана система СССР и в РФ на самых высших уровнях.
Формально-юридически СССР был советской демократией. Но на деле всем управляла коммунистическая партия, пронизывающая все сферы советского общества. Поэтому ключевой фигурой в этой системе был генсек ЦК коммунистической партии.
Именно генеральный секретарь являлся главным третейским судьей в номенклатурно-клановых спорах. Ему принадлежало последнее слово.
Для управления огромной партийной машиной ему были нужны вассалы и собственный аппарат. Аппарат именовался управлением делами, но сути это никак не меняло.
Аппарат был как бы служивым сословием. Аналогично служивым сословием выступали и военные, милиционеры, чекисты, судьи, прокуроры, комсомольцы. Это вассалы в роли «дворян».
А вот первые секретари ЦК партийных организаций союзных республик, ЦК партийных организаций национальных республик в составе союзных, первые секретари обкомов, горкомов и райкомов - это вассалы в роли «бояр».
Считаться с «боярами» надо больше, чем с «дворянами». В конце концов, бояре, как мы видим, и победили.
Но все же эта система замыкалась на одном человеке - на генсеке ЦК коммунистической партии. И хотя, партийная номенклатура желал видеть на этом посту слабого психически человека, его роль была огромна.
И.Джугашвили имел такую власть, о которой могли только мечтать тираны прошлого. Ведь он расправился самыми зверскими средствами со старой «ленинской гвардией». Аналогично Н.Хрущеву удалось расправиться с «верными сталинцами». Л.Брежнев особо никого не трогал, но многих членов хрущевского политбюро, с которыми свергал Никиту Сергеевича, потихоньку отправил в отставку. М.Горбачев смог начать такие реформы (перестройка, гласность, ускорение), которые были бы немыслимы без его реальных (а не формально-юридических) полномочий.
Хотя, повторимся, все-таки отказаться от коммунизма он не мог. Такого бы система ему не простила.
Итак, система была заточена на одного человека. Реально поделиться с кем-либо своей властью он не мог, даже если бы захотел. Да и кланы не принимали такого варианта. Конкурент (как Л.Бронштейн) удалялись немедленно.
В РФ сложилась такая же система. Только пост генсека именуется президент РФ.
Администрация президента - аналогичен управлению делами ЦК. Это был аппарат генсека. Правительство - это просто Совмин. Федеральное собрание (Госдума и Совфед) - это Верховный совет. Губернаторы и мэра - первые секретари обкомов и горкомов. Все воспроизведено вплоть до ложных профсоюзов, которые активно борются против стачкомов.
Политические партии - реинкарнированная КПСС, где:
- «Единая Россия» являются центристами;
- «Справедливая Россия» представляют левый уклон;
- КПРФ это хранительница традиций;
- ЛДПР играют роль правого уклона.
Такие уклоны в большевистской партии были всегда.
Когда в советской или «российской» (РФ) истории председатель совета министров или правительства могли составить конкуренцию генсеку или президенту? Таково не было никогда.
Формально у президента РФ даже больше полномочий, чем у генсека, ибо он может отправить правительство в отставку просто росчерком пера. И такие полномочия даны президенту РФ для выполнения своей основной задачи - сохранение власти и собственности советской номенклатуры. Иной настоящей задачи, по большому счету, у него и нет.
В.Путин нарушил традицию. Ему надо было поступить так, как поступил Б.Ельцин (до него Н.Хрущев и М.Гобачев). Ему надо было просто уйти в отставку. Тогда система была бы сохранена.
Однако В.Путин решил, что может сохранить власть, уйдя с поста президента! В этом его роковая ошибка. Он не только власть потеряет (что уже и происходит), он ускорит обрушение всей системы.
Проблема не в личностях, проблема в заточенности государственного устройства РФ. Центр власти может быть только один.
В.Путин решил сохранить власть методом трансформации самого государства. Он сделал два роковых хода:
- возглавил партию «Единую Россию» (ЕР);
- возглавил правительство РФ.
Но ЕР не КПСС, а только одна из ее частей. Хранители традиций (КРПФ) никогда ему этого не простят.
А уход в правительство - подчинение президенту. Не формальное, но и реальное. Думать иначе - не знать методики работы этих институтов.
Дело в том, что президент и премьер - это не люди, а институты, аппараты. И администрация президента выше аппарата правительства. В администрации президента на контроле стоят поручения председателю правительства. Именно президент руководит армией, правоохранительными органами, иностранными делами. Это официальные полномочия, зафиксированные в конституции и федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
Поэтому конфликт неизбежен, если премьер попытается изменить ситуацию. Аппарат всегда поддержит президента, ибо он и только он ему верховный начальник. Но реально В.путин еще пытается управлять теми процессами, коими должен управлять уже Д.Медведев.
Аппаратный конфликт уже налицо. Как только он перейдет в личную сферу (это неизбежно) - отставка В.Путина станет делом решенным…
Сделаем краткие выводы по главе. Конфликт между бюрократической группировкой президента и первого министра - заложен самой системой. Причем, президент имеет несравненно больше возможностей, чем даже генсек. А ведь именно должность генсека позволяла безвольным Н.С.Хрущеву, Л.И.Брежневу и М.С.Горбачеву давить всех своих потенциальных конкурентов - «товарищей по партии». В настоящий момент президент РФ имеет право (генсек его не имел) уволить любого чиновника. Исходя из этой логики, президент Д.А.Медведев должен вскоре победить в начавшейся схватке за власть. И финансовый кризис, охвативший весь мир, включая РФ, будет только ускорять саму схватку. Поясним: речь идет не о столкновении личностей, а о столкновении двух бюрократических центров власти, выращенных в одних условиях и подчиняющимся внутренним правилам, кои не известны «широкой общественности».