Эзоповский язык кинокартины «Место встречи изменить нельзя»
Добрый вечер, милостивые государи и милостивые государыни!
Каждый рожденный в СССР знает пятисерийную киноленту «Место встречи изменить нельзя». Знает и любит этот фильм; использует крылатые фразы. Когда этот фильм показывают по телевизору вновь, как десятки дет назад, миллионы зрителей прилипают к экранам телевизоров. Все это так.
Фильм вышел на экраны в 1979 году по Рождеству Христову и сразу стал привлек внимание публики. Детектив, да еще какой!
Но может ли человек смотреть 100 раз фильм и не увидеть в нем тайного зашифрованного авторами послания? Как показывает практика и опыт - может.
Вот о таком тайном послании я и хочу Вам кратко поведать в этом воскресном рунетовском посте.
Сначала я задам Вам вопрос: кто главный герой или главные герои фильма? Без сомнения большинство без запинки ответит, что Г.Жеглов (играл В.Высоцкий) и В.Шарапов (играл В.Конкин). Это два рыцаря, которые борются с послевоенной преступностью. Стоп. С этого и надо начинать. И ответ будет довольно странным…
Действие кинокартины происходит летом и осень 1945 года от Рождества Христова. С фронта возвращаются фронтовики и сразу попадают в насквозь криминальную Москву (и другие города, добавим мы).
А почему Москва в 1945 году была криминальная? Где пресловутый порядок, который якобы был при И.Джугашвили (погоняло Сталин)? Кто был бандитами и почему они так расплодились за годы войны?
А дело в том, что криминальное сообщество после войны пополнялось преимущественно… фронтовиками!
Сказать прямо об том в брежневское время было опасно. Вовсю расцвел культ «великой отечественной», ветеранов превращали в «богов», которым прощалось все.
Поэтому авторы фильма прибегли к довольно необычной форме подачи материала! Ибо в главной банде с романтическим названием «Черная кошка» есть два колоритных фронтовика!
Один фронтовик - это Левченко (играл В.Павлов), который не выдал В.Шарапова, т.к. тот был его командиром. В итоге Левченко как бы вновь переходит к «своим» и сдает банду, хотя и получает пулю.
Но есть и второй фронтовик и его имя - Владимир Петрович Фокс (играл А.Белявский).
Почему В.П.Фокс фронтовик? Судите сами - вот мои доказательства.
Во-первых, В.П.Фокс назван по имени и отчеству. У него нет клички, ибо Фокс это и есть его настоящая фамилия. Он и подписывается как Фокс. Намек то ли на германское, то ли на еврейское происхождение персонажа. Причем, только В.Фокса даже в банде именуют Владимиром Петровичем. Значит, уважают и бояться.
Во-вторых, В.Фокс новый человек для бандитов. Они его толком не знают. Но страшно боятся. То есть В.Фокс не из блатного мира. Это подтверждает и карманник «Кирпич» (играет С.Садальский), и «вор в законе» «Ручечник» (великолепно играет Е.Евстигнеев). Но эти бывалые ворюги трепещат перед В.Фоксом!
В-третьих, у В.Фокса есть пусть и «гражданская», но жена. Он бабник, но семейная жизнь, в отличие от блатарей, для него не чужда. Ему нужна подруга по жизни, он нормальный человек, не живущий по воровскому закону.
В-четвертых, В.Фокс отличается образованностью и интеллигентностью. Это не Промокашка (великолепно играет И.Бортник), и не водитель (играет А.Абдулов), и не обычный мокрушник с ножом (играет В.Жариков). В.Факс не просто общается культурно, но еще и пишет без ошибок, что видно на примере сцены, где его допрашивает В.Шарапов.
Да, В.Фокс любит «красивую жизнь»: рестораны, женщины, выпивка и т.д.; но он принадлежит к иному миру. И мы это увидим в конце статьи.
В-пятых, и это самое главное, В.Фокс носит военный мундир, имеет орден и наградной пистолет!
Некоторые полагают, что В.Фокс носит мундир, орден и наградной пистолет для «понтов». Но подумайте сами: насколько было опасно в военной и послевоенной Москве, где можно было попасть под паспортную проверку на каждом углу, носить такие «причиндалы»?
Украденный орден - еще полбеды, хотя и на него у В.Фокса должны быть документы, но наградной пистолет! Это уже совсем иной коленкор, скажу я Вам.
Итак, В.Фокс - офицер, демобилизованный из РККА по какой-то причине (ранение, контузия и т.д.). В мирной жизни он себя не нашел и решил стать преступником. Тогда таких было много. Целые банды состояли из одних фронтовиков.
А чему удивляться? Сколько бандитов вышло из «афганцев» и «чеченцев»? Каждая война в Совдепии приводила к появлению отъявленных беспредельщиков-головорезов из бывших фронтовиков, включая офицеров.
Именно поэтому В.Фокс и пожалел В.Шарапова и не пристрелил его, когда они встретились при операции на базе. Ибо В.Фокс увидел в В.Шарапове не обычного легавого, которого он бы точно грохнул, но однополчанина, с которым еще недавно делил и окоп, и обед, и шинель, и постель, и вражескую пулю.
В.Фокс старший офицер. Он мог командовать полком. А потом его «списали». И куда ему податься? Водить автобусы, косить в колхозе сено, учительствовать в школе?
А ведь он привык на фронте к совершенно иному статусу и положению. В.Фокс минимум майор, а майоры часто командовали полками!
Естественно, что на фронте В.Фокс и выпивал, и полевая жена у него по статусу была, и трофейным барахлом он не брезговал. Вон, «маршал» Г.Жуков тот вообще из Германии эшелонами воровал и ничего…
Вот такую же жизнь В.Фокс и пытается вести в Москве! Только за неимением статуса, он берет «свое» разбоем и грабежом. Отсюда и гулянки в кабаках, и хождение по бабам…
Итак, фильм в действительно повествует не столько о борьбе с преступностью (это производственные отношения: я убегаю, ты догоняешь).
Фильм «Место встречи изменить нельзя» посвящен различной судьбе фронтовиков.
А поэтому одной из центральных фигур фильма выступает бывший фронтовик старший офицер, награжденный именным оружием и орденом, - Владимир Петрович Фокс.
Храни Вас Господь!