Добрый день, милостивые государи и милостивые государыни!
В одном из своих постов я уже освещал эту тему, доказывая, что при Л.Брежневе в руководстве ЦК КПСС был взят путь в направлении построения в СССР Третьего Рейха с советской спецификой:
http://alexeyshornikov.livejournal.com/147619.html.
В этом посте я докажу сие на примере одного из культовых фильмов этого периода, который столь полюбился советскому народу.
В упомянутом посте я обращал внимание на следующее обстоятельство. Коммунизм, как и социализм, являются утопией, сотканной в головах отдельных «интеллектуалов». На практике же «построение социализма в одной отдельно взятой стране» обернулось огромными человеческими страданиями.
Как все искусственное, социализм убивал людей, калечил их души, создавая по инфернальным лекалам советского человека и «новую историческую общность» - советский народ.
Но жизнь оставалась жизнь. Коммунистам приходилось как-то вписывать собственные фантазии в реальность, что приводило к уродливым формам государственно-общественного бытия, сущность коего можно описать одним словом - советчина.
Так, вот после первых попыток построения социализма большевики были вынуждены ввести нэп, что означало возврат к нормальной практике хозяйствования.
Затем был второй этап «военного коммунизма», когда донельзя милитаризованная страна с колхозами, Гулагом и «стройками века» готовилась к захвату Европы и всего мира. Храбрый воин Великой Германкой Империи А.Хитлер расстроил большевистские планы «мировой революции», кою планировали осуществить при помощи РККА.
Встал вопрос о некоторой коррекции курса.
Н.Хрущев пытался бороться с «культом личности» И.Джугашвили (погоняло - Сталин), вернувшись к чистому ленинизму. Но это была последняя попытка «жить по ленински».
Следующие генсеки осторожно избирали иные модели.
Л.Брежнев ориентировался на Третий Рейх (правда, не реальный, а выдуманный им).
М.Горбачев мечтал о шведском «социализме».
Президент Б.Ельцин старался построить на евразийских просторах США-II.
В.Путин строил «фашизм» с брежневизмом в одном флаконе.
Д.Медведев… начал новую перестройку и одному Господу Богу ведома, чем она конкретно закончится. Но РФ закончит свои дни так же, как и СССР. В этом я уверен. Схожесть системы и ее особенностей порождает и схожесть конца. Только наступит он намного быстрее.
Вернемся к киноленте «Семнадцать мгновений весны» как главным инструментом позднего (брежневского) совдепа по форматированию советского общества под выдуманный третьерейховский стандарт.
Кинолента вышла в 1973 году от Рождества Христова и насчитывает 12 серий. За основу фильма был выбран одноименный роман Ю.Семенова.
Полагаю, что мои читатели фильм смотрели не раз, а потому сразу перехожу к анализу некоторых моментов, кои не явно бросаются в глаза, но понятны каждому опытному специалисту по специальной пропаганде.
«Семнадцать мгновений весны» - первый фильм, где образ Третьего Рейха меняется с отрицательного на положительный. Раньше в советских картинах немцев изображали полными дураками.
Семнадцатимгновенный Третий Рейх - идеальное государство, о котором только можно мечтать! Несмотря на тотальную войну, бомбежки, беженцев и прочие детали порядок сохраняется идеальный!
Главным консультантом киноленты являлся сам С.Цвигун - первый заместитель председателя КГБ при Совмине СССР, который скрывается за псевдонимом «Мишин». Сие позволяет с большой долей правды предположить, что проект курировался не только Ю.Андроповым (прямым шефом С.Цвигуна), но и всем политбюро. Иначе фильму не была бы дана «зеленая улица».
Скорее всего, сам фильм есть прямое задание политбюро ЦК КПСС, цековский проект.
Актеры подобраны великолепные: В.Тихонов, Л.Броневой, О.Табаков, Р.Плятт, Е.Евстигнеев и другие. Игра актеров просто великолепна; недаром после просмотра фильма в народе родилась масса анекдотов.
Денег на фильм не пожалели. Съемки велись в разных странах!
Фильм до неприличия длинный. Пожалуй, это первый советский кинофильм такой продолжительности: 12 серий - около 20 часов!
Не должна смущать и черно-белая съемка. Это не от недостатка средств, как некоторые сейчас пишут. Просто фильм стилизировали под кинохронику, чтобы создать у зрителя иллюзию реальности происходящего. А кинохроника и должна быть черно-белой; по иному нет восприятия действительности.
Действия фильма разворачиваются в воюющем Берлине. Но война - только фон. Фильм не о войне.
Центральным сюжетом выступает действие советского разведчика Исаева, носящего фамилию Штирлиц. Но и работа советского разведчика - только фон. Кинолента не о разведке.
А о чем, спросите Вы, дорогие читатели?
Фильм о Третьем Рейхе как об идеальном государстве, о его государственном и общественном устроении, о высшему несгибаемом партийном, военном и полицейском аппарате, могущем достичь порядка при самых страшных вызовах, которые кидает время. Фильм о жизни в Германии накануне ее краха.
Но! Краха Германии в фильме нет… Третий Рейх бессмертен - вот, что подспудно хотят сказать авторы!
Именно в такой бессмертный Рейх и возвращается Штирлиц в конце фильма.
Но главный герой фильма не Штирлиц-Исаев!
Героев фильма можно разделить на две группы:
- реальные исторические персонажи (Хитлер, Гёббельс, Химмлер, Гёринг, Борман, Кальтенбрюннер, Шелленберг, Мюллер, Вольф, Джугашвили, Даллес и другие);
- вымышленные персонажи (Штирлиц, Кэт, Айсман, Рольф, Шольц, Клаус, Плейшнер, пастор Шлаг и другие).
Это первая классификация.
Вторая классификация иная. Всех персонажей можно также разделить на две группы:
- герои, в которых авторы киноленты вкладывают душу (Штрилиц, Мюллер, Борман, Химмлер, Шелленберг и другие);
- герои, что называется, для галочки (Хитлер, Гёринг, «Сталин» и другие).
Герои для галочки - это фон, как бомбежки, аквариум, цветы, воинская форма, пейзажи и автомобили.
А вот герои, которых авторы наделили душой, - центральные фигуры киноленты.
Для непосвященного кажется, что главный и положительный герой - Исаев-Штирлиц. Но это не так!
Главный конфликт фильма - это конфликт между Штирлицем Мюллером! Вокруг этой пары и происходит сюжет.
Часть героев со Штирлицем, часть с Мюллером!
Штирлиц (играет Тихонов) - отрицательный герой кинокартины! Штирлиц - шпион, вражина и предатель!
Штирлиц надменен и вычурен.
Штирлиц - хладнокровный убийца своего агента Клауса!
Штирлиц - постоянно пьет, причем, коньяк мешает с пивом. Штирлиц просто не просыхает! Понятно, почему он все время хочет спать…
Штирлиц - единственный персонаж, который крутит романы (с Габи, кою играет Светличная), то есть, бабник.
Штирлиц - сорит деньгами.
Штирлиц - мало работает, он завсегдатай клоак, что подтверждено им в разговоре с Мюллером (бор «Синяя борода»), а также в сцене в кафе Швейцарии, где делается тонкий намек на стриптиз.
Штирлиц - бездельник, который только и делает, что сплетничает и интригует. Штирлиц просто не занимается своей основной работой; по фильму не ясно, есть ли она у него вообще.
А вот Мюллер (Броневой) - это кремень. Причем, кремень обаятельный.
Мюллер не продается ни СССР, ни США, ни Британии, а честно работает на Третий Рейх.
Мюллер - начальник гестапо. Но он добрый начальник.
Мюллер никого не убивает в отличие от Шелленберга, который расстрелял своих адъютантов.
Мюллер даже никого не пытает; наоборот, он корректен и мил.
Мюллер - трудоголик, он постоянно на работе.
Мюллер любит рыбок, которых кормит.
Мюллер не забывает старых друзей сыщиков, с которыми мило пьет водку.
Мюллер не интригует против своего начальника - Кальтербрюннера, а верой и правдой служит ему.
Мюллер дорожит своими следователями.
Мюллер любит водку, а не коньяк, как Штирлиц.
Вообще Мюллер - простой крестьянский немецкий парень. Он даже любит свое имя. Ведь Мюллер - простая германская крестьянская фамилия (Muller - по-немецки мельник). А настоящая полная фамилия Штирлица - барон фон Штирлиц.
И, конечно, Мюллер не против партии - НСДАП, которую олицетворяет Борман.
Исходя из вышеприведенных аргументов, я рискую предположить, что Мюллер и есть главный положительный герой картины. Но чтобы это понять, нужно оценить всю картину и ее истинные цели полно; ведь открыто хвалить в советской картине гестапо, было нельзя.
Также укажем, что положительным героем, который также наделен душой является М.Борман. Борман, в отличие от Химмлера, Гёринга, Гёббельса или даже самого Хитлера, - это обаятельный и умный игрок.
Играет М.Бормана - советский бард Ю.Визбор, что делает картину очень пикантной. Конечно, бардовскую песню Борман не поет, но подспудно это чувствуется. За Борманом идет шлейф талантливого и доброго человека. Так показано в киноленте.
При подготовке материала я наткнулся на интересное мнение К.Залесского о киноленте:
http://www.echo.msk.ru/programs/victory/58060/, с которым рекомендую ознакомиться моим читателям.
Главный вывод, к коему приходит К.Залесский, таков: Третий Рейх, показанный в киноленте, больше похож на СССР периода правления И.Джугашвили (погоняло «Сталин»), чем на реальную Великую Германскую Империю.
Не стану описывать множественные ляпы, коих в фильме предостаточно. Частично их осветил К.Залесский. Некоторые из них Вы можете просмотреть в википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B_%28%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%29.
Обратим внимание на три обстоятельства, кои показывают в фильме отношение вымышленных национальных социалистов:
- к римо-католической и протестантской церкви;
- к науке;
- к заключенным.
Пастор шлаг умудрился совмещать в себе образ и римо-католического священника и лютеранского пастора.
Но важно именно то, что пастор Шлаг показан предателем, готовым вступить в контакт с врагами Рейха. На этом его и ловит фон Штирлиц.
Также потенциальными предателями показаны в фильме ученые (профессор Плейшнер и его брат открыто работают против Рейха).
А вот тюрьма в фильме особая, советская. В ней сидят обычные уголовники и «политические». Уголовники издеваются над политическими. Знакомый сюжет, правда?
Да, кинофильм «Семнадцать мгновений весны» - это стандарт, под который Брежнев и его окружение было готово подвести СССР.
Кинофильм «Семнадцать мгновений весны» - это идеал, на который надо равняться. Выдуманный, но идеал.
Понятно, что НСДАП - это, видимо, КПСС. Борман - М.Суслов.
Ю.Андропов - это Химмлер. Кальтенбрюннер - это, пожалуй, сам С.Цвигун. Мюллер - начальник контрразведки (второй главк КГБ).
Разведчиков (первый главк) в КГБ не сильно любили. Вот образ Шелленберга (играет О.Табаков) - тому подтверждение. А фон Штирлиц - доказательство того, что в первом главном управлении КГБ СССР много перебежчиков, а, следовательно, и врагов!
Интриги в руководстве КПСС, КГБ и армии 70-х годов прошлого столетия перенесены в выдуманный Третий Рейх.
Об антисемитских настроениях в ЦК КПСС, полагаю, напоминать не стоит.
Поняв картину, можно понять и желание советского руководства. Именно такую перестройку они (андроповцы) нам и готовили?!
Завершая наш рассказ, скажем и о еще одном явлении.
После показа киноленты в СССР возникло такое явление как «гламурный фашизм», которое существует до сих пор. В живописи, литературе, киноискусстве, да и по жизни…
Но эти семена были заложены именно в начале 70-х годов прошлого века; и заложены они были советским руководством с далеко идущими целями…
Быть может, В.Путин в свою бытность президентом, пытался частично построить такое государство?
Однозначно сказать трудно. Но зачем-то ведь была создана «Единая Россия», а погранвойска вновь переданы в ФСБ?!
Во всяком случае, стоит задуматься над фильмом. Быть может, он многое объясняет в нашей сегодняшней жизни?
Может быть кинолента «Семнадцать мгновений весны» - зашифрованное послание, понятное посвященным? Ведь киноленту по всему миру крутили! А недавно киноленту еще и сделали цветной! А ведь это огромные финансовые вложения. Зачем?
Если звезды зажигают - значит, это кому ни будь нужно! Вот кому?
Прошу культурно комментировать и задавать корректные вопросы.
Храни Вас Господь!