Основы православной культуры (мысли вслух)

Feb 22, 2010 14:14


Добрый день, милостивые государи и милостивые государыни!

В нашем обществе назревают значительные перемены, ибо Основы православной культуры все-таки вводятся в школе в качестве обязательного предмета.

Задумка автором заключена в том, что русская культура априори православная (что в целом верно), а потому дети должны свою культуру знать.

Введение предмета в качестве обязательного для средней школы лоббируется на самом высоком уровне епископатом Московского Патриархата. Не будучи вправе критиковать само начинание, ибо я, грешный раб Божий Алексий, обязан подчиняться решению церковноначалия, тем не менее, выскажу свои мысли на сей счет.


Только вчера мы праздновали Торжество Православия. Именно этому празднику было посвящено воскресное литургическое Богослужение.

Казалось бы, какая связь между праздником Торжества Православия и школьным курсом «Основ православной культуры»? На мой взгляд - самая прямая.

Основы православной культуры предполагается как светский курс. И вести его будут светские учителя, возможно принадлежащие к иной конфессии (магометанской, буддисткой, иудаистской и другой), или вообще атеисты, не верящие в само существование Всевышнего Творца.

В ЖЖ диакона отца Андрея Кураева этот вопрос обсуждается довольно полно. И вот, наконец, мы получили целый план оного школьного учебника: http://diak-kuraev.livejournal.com/79266.html.

Беглый взгляд на список предлагаемых тем показывает, что самый курс являет собой синтез истории, культурологи, Закона Божия, начальной военной подготовки, природоведения и других школьных дисциплин.

Но Христианство не есть культура, Христианство есть Вера в Господа нашего Иисуса Христа как Творца вселенной, духовного мира и человека. Христианство создает культуру, но является ее. Ведь Пришествие Христа в мир разрушило иудейскую и эллинскую культуру. Христос принес в мир меч.

Царствие Христова не от мира сего. Конечно, христиане формировали культуру общества, в котором они жили. В конечно счете, именно Христианство создало европейскую культуру, будучи главным смыслом человеческого бытия.

Но мир христиан - это Царствие Небесное, а не земное. Мы должны стремиться к Горнему Миру, миру Христа и Его воинства.

В итоге же нам предлагается рассматривать Христианство и Православие как часть народной русской культуры, что неверно в принципе.

Для изучения Православия нужны:

- Закон Божий как учебная дисциплина;

- священник, который может донести до детей Истину Православного Вероучения.

И Закон Божий, и священники у нас имеются (на худой конец ведение предмета можно дозволить по благословению православным мирянам учителям).

Но зачем создавать неясный синтез разных дисциплин, чтобы придать Православию черты земного? Черты русской национальной религии и соответственно культуры?

В итоге, мы можем получить некий эрзац Православия. А это уже прямая хула на Бога. Православие - вселенская религия, она не имеет государственных и территориальных границ. И то, что некоторые страны наиболее полны Православными членами (Россия, Украина, Греция, Сербия, Болгария и т.д.), никак не означает упирания Православия в национальные границы. Вера Христова принадлежит всем народам, не зависимо от их национальной культуры.

Национальные же особенности этносов, кои после принятия Православия гармонично вошли в русский народ, суть языческие. Сие мы наблюдаем в разных проявлениях культуры народов севера и востока русской земельной ойкумены.

Для того, чтобы понять основы Православной Веры нужен именно Закон Божий, нужны священники, нужно изучение Священного Писания и Священного Предания.

В истории христианских государств мы знаем преподавание именно Закона Божия, но никак не основ Христианской культуры. Культура вызревает из Православия, но никак не наоборот.

Придание же Православию национальных черт русского народа есть идея евразийская, коя в корне порочна по своей сути. Получается, что мы не Православные потому, что верим в Господа Иисуса Христа, а должны верить в Иисуса Христа потому, что мы русские.

Мол, раз ты Пупкин (прошу прощения у людей, носящих эту фамилию в миру), русский, то по культуре - Православный.

Такое обмирщение Православия, сведения его к национально-культурному архетипу русского народа, может только оттолкнуть людей (а особенно детей) от Христовой Веры.

В Православии нужно жить Христом. Мышление должно быть Христоцентричным. Россия (ее мы вообще пока не имеем) есть лишь наше временное земное пристанище для вечной жизни. Нельзя отождествлять земное отчество и земную родину с Небесным Иерусалимом.

Православие не ограничивается календарем, обрядами, молитвами и молитвенными песнопениями. Обрядовая сторона внешняя, но не внутренняя сторона.

По курсу «Основы православной культу» человек поймет, что православие это только Храмы, иконы, молитвы, священники в красивых и странных одеяниях, мощи святых, Священные книги и т.д.

Поэтому любой Православный человек не захочет, чтобы его дети ограничились только этим предметом. Но есть опасения, что многие посчитают его довольным, чтобы знать о Православии все. Такова психология любого школьника.

Ну а современная советоидная школа может привести к отвращению к любому предмету. Ибо школа в РФ суть школа советская.

Есть опасения, что в головах школьников произойдет каша.

На уроках биологии им будут рассказывать, что человек произошел от обезьяны. На уроках астрономии будут на правах истины излагать неподтвержденную гипотезу о большом взрыве и миллиардах лет нашему миру. На уроках географии будут рассказывать небылицы о миллионах лет, которые в своем развитии прошла планета Земля.

А на уроках Основ православной культуры будут рассказывать о чем-то отвлеченном.

Но Христианин не может верить в ерунду, коя навязывается самим светским образованием.

Христианин должен верить Слову Божию, кое изложено в Священном Писании,  а не наукообразным лжеучениям о человеке и его отношению к жизни.

У школьника должна быть альтернатива. Евангелие с ясностью говорит, что человек произошел непосредственно от Бога, а не от обезьяны, крысы, свиньи и инфузории.

Ветхий Завет свидетельствует о всемирном потопе, о реальной хронологии человеческого бытия. В Библии имеются упоминания о драконах.

Понимаете, Православный взгляд на окружающий тварный мир целокупен, Христоцентричен.

Есть опасения, что предлагаемый предмет только обмирщит Православие, сведя его к обрядам и почитанию святых предметов. Особенно, если преподавать будут неправославные учителя (что предполагается).

Повторюсь: для изучения Православия нужен Закон Божий и священник. Так и было в Российской Империи и других христианских странах. Так есть и сейчас.

Если же считать «Основы православной культуры» разновидностью Закона Божия, то это не так.

Если возникли вопросы - прошу их задать. Комментариям в рамках приличия тоже буду рад.

Храни Вас Господь!

Христос, Православие, Господь, Христианство, Троица, Бог, Святой Дух

Previous post Next post
Up