Ричард Нисбетт - Мозгоускорители
Нечто среднее между Канеманом и Фрикономикой (или даже Фрикомыслием). Наверное, если начать с неё, тогда она покажется куда более новой и интересной. Но и тут есть кое-какие крупицы знаний, неочевидных и контринтуитивных решений. Их не очень много, важные я записал.
Особенно мне понравилось, что автор и себя с лёгкостью причисляет к обманувшимся на том или ином эксперименте и признаёт, что он неверно выбрал очевидное (но неправильное) решение, почему он это сделал, и на что нужно обратить внимание, чтобы не повторять его ошибок. Это подкупает.
Мне понравился пример о том, как сложным подросткам показывали фильм с ужасами тюрьмы (должно помочь, не так ли?), но подростки, просмотревшие фильм, в итоге чаще оказывались за решёткой. И никто не мог понять почему, но так как невозможно в это поверить, фильм продолжали показывать, ну и дальше вы поняли: фейл.
Оказывается, если подросткам сообщать реальную долю пьющих подростков (которая в реальности меньше, чем представляют многие молодые люди), то они меньше бухают. Хотя казалось бы, зачем подросткам сообщать о том, что кто-то регулярно бухает?
Специалисты по психологической поддержке пострадавших от катастроф на самом деле ухудшают их самочувствие, а не помогают пережить горе.
Наши предположения о поведении людей (и своём собственном поведении в какой-либо ситуации) довольно часто ошибочны.
К вопросу о том, как плохо быть бедным: если бедного человека попросить распорядиться семейным бюджетом в случае внезапного дорогостоящего ремонта машины, а потом после этого испытания попросить его сдать тест на IQ, он получит гораздо заметно меньше баллов, чем богатый. Причем если (выдуманный) ремонт недорогой, влияния на тест не будет ни у того, ни у другого.
Удовлетворённость жизнью: если плохо было далеко в прошлом, жизнь покажется нам лучше, чем раньше. Но вот если думать о недавних событиях, то вспомнив плохое, нам станет грустно. Поэтому хорошо, когда что-то сильно плохое давно прошло, а хорошее происходило недавно. Другими словами, время лечит, и неплохо. Те американцы, кому было хуже всего во время Великой Депрессии, через годы чувствовали себя очень счастливыми.
В конце большая (и неинтересная) часть про различия в западной формальной логике и восточной диалектике.
Книга - небольшой буст к личной характеристике научного скептицизма, ну в тем, кто не читал Канемана и Дабнера, - большой. Из минусов - книга довольно длинная, а части между собой не связаны, что не пошло ей на пользу.