Один из швейцарских кантонов запретил носить бурку и никаб - это мусульманские чехлы для головы женщины. Никаб - это когда видно только глаза, бурка - когда видно только бурку.
Возник сильнейший диссонанс в моей либертарианской голове: с одной стороны, любые запреты - это плохо. Каждый человек может носить то, что он хочет, и выглядеть ровно так, как он хочет. И я вполне допускаю, что некоторые женщины (да и мужчины) хотят скрыть свою внешность. А некоторые и не хотят, а следовало бы.
Но что-то внутри как бы шепчет мне: женщины в чехлах - это никуда не годится. Ну, то есть, понятно, что если они не хотят ходить в чехлах, это плохо по одной причине, но даже если и хотят - это тоже как-то, знаете, нехорошо. Ведь они могут и пакость какую-нибудь задумать.
Возникла мысль про нудистов - вот если повадятся у нас люди голыми ходить, это хорошо или нет? Сейчас они кучкуются в средиземноморских резервациях и там им нормально. А если голые старушки на велосипедах начнут рассекать у нас по улицам - это нормально будет? Я подумал и решил, что ничего страшного, лишь бы об асфальт не поцарапались. Пусть себе рассекают. А если дети увидят? Ну увидят и что теперь? Все мы одинаковые. Кошки голые ходят - не стыдно ж никому. Стыд от отсутствия одежды - это такой внешний наш конструкт; если все всегда (или часто) были б голые, то и стыда бы никакого не было. У детей же нет стыда от их голожопости - значит, он внушается взрослыми. Тут вреда никакого я придумать не смог. Немцы семьями в общественные бани ходят, и ничего, не страдают скрепы у них. То есть, в эту сторону всё ок, запрещать не требуется.
С буркой же проблема появляется в безопасности: она скрывает личность. Всплывает вопрос “большого брата” - беспокоит нас это или нет. Я, как человек законопослушный, скорее выиграл бы от всеобщей открытости. Но, опять же, что-то внутри меня говорит - запрещать так ходить нельзя, нравится так - пусть ходят. Мы зимой тоже кутаемся в шапки и шарфы, только глаза видно - это же меня не корёжит? Хотя мы-то от холода прячемся, а не от людей. Ну а она скажет - холодно мне, брови мёрзнут. А швейцарцы прямо указали: нельзя скрывать лицо в общественных местах. Маску на демонстрации или шарф на лице во время футбольного матча носить запрещается. А по ночному переулку, значит, идти вроде бы можно.
А если бы эти женщины в чехлах носили бы на лбу голограмму с номером своего паспорта (это я условно, конечно - важен сам факт достоверного открытия личности) - это было бы ок? Мне бы легче стало от этого? Я решил, что наверное да, тогда пусть ходят.
Однако, очевидно, что в массовом сознании такой наряд - это демонстрация приверженности к исламу, и в этом вся проблема. Тут опять я прямо заявлю - я считаю, что нельзя запрещать демонстрировать свою приверженность чему бы то ни было, хоть бы и Гитлеру, или, например, колбасе. Несмотря на то, что религия - абсолютное зло, человек может думать и считать что ему угодно, и если он других людей не принуждает к этому, не пачкает и не воняет, пусть хоть в чёрта лысого нарядится и ходит так весь год.
Но тут опять вопрос - а если человек обернётся плакатом с голыми школьницами, это ок? Вопрос сложный и все последствия сложно предвидеть. С одной стороны, не нравится - не смотрите; в знак протеста обернитесь плакатом с одетыми школьницами. Подвох в другом - можно ли легально сделать такой плакат? Аргумент о том, что “школьницы сами согласились сфотографироваться”, не должен тут работать - они люди не самостоятельные и до какого-то возраста решать этого не могут. То есть, само появление такого плаката незаконно. Получается, что и его демонстрация должна быть нелегальной. А если это нарисованная талантливым японцем картинка и школьниц не пострадало? Вообще беда, не знаю как быть. Вспомнил тут рубашку бедного Мэтта Тэйлора - вот была позорная совершенно травля. Выходит, нарисованное - можно? А где граница между фотографией и рисунком? Её давно уже нет. Я в тупике.
А если у человека на свитере вышито “Алла - проститутка” и её телефон? Ну, то есть если это правда, то это просто реклама, всё нормально. А если Алла - бухгалтер и не хочет, чтоб ей звонили по другим вопросам? Выходит, человек в таком свитере мешает Алле жить, а это плохо. Как же быть? Придётся запретить такой свитер, причём запрещать его надо ещё до того, как его увидит Алла и пожалуется - ведь если хотя бы один человек его случайно заметит, то Алле уже будет неприятно. Получается, надо запрещать. Беда.
Как ни крути, выходит, что какой-то внешний вид запрещать обязательно. Хотя мои два примера обеспечиваются другими законами - не касающимися одежды. Это немного радует - может быть, одежду и можно разрешить любую?
Вернёмся к бурке. Очевидно, что пугает швейцарцев (и не только их) публичная демонстрация приверженности к исламу. Тут ничего удивительного нет: очень много ужасных преступлений совершается в последнее время адептами этой религии. Но религия - это набор идей, а за идеи наказывать нельзя. Если человек думает, что хорошо было б всех убить, то его это не делает преступником. Но пока он не начал воплощать это в жизнь (или других подстрекать), он закон не нарушает. Очевидно, что есть мусульмане, которые не просто хотят кого-то убить по причине своей приверженности исламу, но и реально совершают убийства. Означает ли это, что все мусульмане могут благодаря исламу дойти до этих идей? Думаю, что нет (хотя некоторые считают, что да).
А если на лбу у человека свастика вытатуирована? Он преступник? Думаю, что нет. Это символ приверженности какой-то идее - и мы даже не знаем, какой. Может быть, плохой или даже преступной, но за мысли и убеждения наказывать нельзя, - только за действия. А если на лбу телефон Аллы? Чёрт, опять я в тупике.
Короче говоря, вопрос очень сложный. Приходится как-то примерять всё на текущую ситуацию, и думать не абстрактно, а применительно к времени и месту. Станет ли людям лучше жить, если исламские наряды будут запрещены? Да, на ближайшие несколько лет точно. А если террористы по всему миру начнут наряжаться в Санта Клаусов, означает ли это, что этот костюм надо будет запретить? Выходит, что да.
Поэтому вопрос более важный - это не что надо запрещать, а как сделать так, чтобы наше мнение учитывалось. Ведь как только швейцарцы перестанут бояться исламистов, они закон отменят - и им опять станет только лучше. А у нас никто никого не спрашивает. Вот где настоящая беда.