Я пишу этот текст самому себе. Я хотел бы его прочитать 10 лет назад, а лучше даже 20 лет назад. Он бы многое изменил в моей жизни. Возможно, даже к лучшему. Сейчас, после записи трёх полнометражных альбомов и десятка изданных релизов, я сел за сочинение нового материала и решил собрать те мысли, что приходили мне в голову на протяжении месяца интенсивной работы. Я их записывал в ноутпэд. Вот что получилось.
--
У молодых групп нет песен по очень простой причине - они их не пишут. Они собираются, репетируют, продают и покупают инструменты, мощно (или вяло) практикуются, но новых песен почему-то не появляется. Они разучивают два кавера, а ещё каждый приносит песню своей предыдущей группы, и у ансамбля "Ржавые Валенки" появляется адское месиво под названием "репертуар". Через год мучений ребята записывают мини-альбом из 5 композиций и пытаются дать его послушать всем. Но почему-то никому не интересно. А в особенности это не интересно издателю. И слушателю со стороны это впарить невозможно. Ведь что это за группа, которая не выпустила ни одного альбома?
Поэтому мой первый совет начинающей группе: нельзя начинать дискографию с EP. Ребята, это полный провал. Это просто расписка в собственной немощности и неспособности. Хочется что-то показать миру - напишите одну (!) хорошую (!) песню и снимите на неё угарный клип. Не надо выпускать диск, умоляю вас. Потому что второго, дорогие мои, у вас не будет.
Альбом - это некая грань. Между прошлым и будущим. Он либо есть, либо не только лишь есть. Мало кто может его сделать. Тем более - издать.
Для альбома вам нужно хотя бы 8 песен на 40 минут. Больше можно, меньше нельзя.
И их надо сесть и написать. Как? Об этом я сейчас расскажу.
Don't stop me now
Первый и главный принцип - не останавливаться. На удивление тут хорошо работает метод брейншторма: писать, пока пишется. Не отслушивать, не проверять себя, и - это важно - не критиковать, даже если первый результат уродлив и показать его стыдно. Не показывайте!
Задача у вас простая: как можно быстрее всё вываливать из головы в секвенсор. Можно просто под примитивные барабаны и даже под клик.
Для поддержания вдохновения в тонусе я использую следующие небольшие лайфхаки.
У меня в Cubase заготовлен минимальный шаблон - убраны лишние контролы, в проекте всего 3 дорожки - сразу подгружен EZDrummer c лупами DFH (но сэмплы я использую из обычного набора, мне так больше нравится) и две дороги гитар - левая и правая, сразу подставленные под запись в нужный инпут звуковой карты. Если нужно подписать ещё что-то - тему, мелодию или соло, - я добавляю ещё одну гитарную дорожку посередине, но чаще всего хватает просто одной гитарной партии в стерео. В моно - не хватает, проверено на опыте.
Гитару я пишу сразу в интерфейс через комбоэмулятор Johnson J-Station, но, думаю, современные VST-плагины вполне позволяют без него обойтись. Просто с девайсом мне удобней - гитара уже воткнута, обработка не нужна, жми Record и пиши. Можно и обычный Metal Zone воткнуть и тоже будет ок. Сила, брат, она в пальцах.
Бас в готовые риффы я почти никогда не записываю. Но когда истощается вдохновение, бывает, возвращаюсь к тому, что сочинил ранее, и быстренько дописываю туда партию баса. Но это редко бывает. Просто когда начинаешь записывать что-то, всегда можно потом добавить, подправить, а творческий порыв терять нельзя.
Темп отрезков я подбираю довольно быстро - т.к. это не так уж важно - в процессе создания песни он может ещё не раз измениться. Важно как можно быстрее извлечь из головы и инструмента то, что там внутри. Барабаны я накидываю из готовых лупов и иногда их исправляю, ну или забиваю свои. Стараюсь на барабанную партию сильно не отвлекаться: в восьмом такте вставляю случайный брейк и каждый квадрат начинаю с крэша - так проще ориентироваться по картинке. Барабанные квадраты просто копирую. Как правило, на рифф хватает 16-24 тактов. В шаблоне кубейса у меня уже забит отсчёт - в первом такте четыре четверти хетом.
Таким образом, чтобы начать записыввть, мне достаточно выставить темп и нажать красную кнопку - всё остальное уже готово.
Готовые отрывки я сохраняю в файлы с названием, которое начинается с темпа, и дальше подписываю ноты или аккорды, иногда ставлю пояснение, на что это похоже, например 142-A-G-Fs-E-sabaton.mp3 (это выдуманное название, если что). Уже выгруженные из Cubase отрывки я стараюсь не слушать - надо дать им полежать, чтобы они как следует забылись. Слушать надо недели через две-три свежими ушами. А можно и через год - удивитесь.
Если вы пишете музыку вместе с кем-то, полезно отслушивать друг друга и отбраковывать неудачные отрывки. Самому себе бывает трудно признаться, что какая-то мелодия или ритмика позаимствована у группы Mеtallica, и мощнейший рифф надо выбрасывать в помойку. Я как-то раз написал неплохую песню - называется Am I Evil. Хорошая вещь, да вот беда - её уже написали до меня, а я вот как-то услышал, забыл, а потом её взял и написал. Чтоб такого не возникало, нужен второй (и даже третий) суровый человек-контролёр с широким кругозором, которому вы в плане музыкального вкуса полностью доверяете.
Неизменная проблема с размером
Разные отрывки довольно сложно собирать вместе. Поэтому правильно сразу сочинять и записывать как можно более длинные куски, вытекающие друг из друга. Чтобы потом не возникало впечатление, что риффы склеены. Например, у Аннигилятора много таких явно "лоскутных" песен, да много у кого, у Металлики на Justice тоже этого хватает. А первый признак того, что фрагмент хороший - его хочется продолжить. Мысль летит дальше. Если ты чувствуешь, что должно быть в следующем такте, то и слушателю будет проще запомнить эту вещь. Так рождаются хиты. Правда, удивлять слушателя тоже иногда надо. Но несильно и нечасто.
Надо писать пока пишется, стараться вообще закончить песню по возможности за один присест. Это на 100% возможно, мой рекорд - за полчаса из готового риффа выросла одна из лучших песен на альбоме. Или хотя бы сделать отдельными кусками интро-куплет-припев-подложка под соло-бридж-аутро - из этого можно собрать песню любой длины. И на время её оставить в ящике. Лучше сразу браться за новую.
Every day for us something new
Суперважна, просто необходима регулярность. Если хотя бы 1 час на музыку выделять, но каждый день, уже через две недели польза будет огромна. А через 2-3 месяца все соратники по цеху останутся далеко позади. Чем дальше, тем сложнее придумывать, поэтому дисциплина и настойчивость крайне важны. Я сажусь писать музыку с утра, сразу после завтрака. Можно и до. Примерно с 9 до 10-11 я открываю секвенсор и записываю.
Когда два риффа сочинены утром - а это было моей главной задачей на месячнике композитора, - дальше уже и день складывается как-то правильно. А если ты доволен и полон энергии, глядишь и ещё часок в день на музыку найдётся. Тогда вообще можно создать 5, и даже целых 8 новых единиц смысла в день.
Мотивируйте себя правильно. Я использовал мантру "Пиши музыку. пиши музыку, упырь!". Это не помогает. Никакая мантра не помогает. Работает только дисциплина.
Trapped under ice
Перед тем, как начать, нужно убедиться, что какое-то время тебя никто не побеспокоит, это тоже важно. Ведь поначалу тяжело выдать что-то, а посидишь, поподбираешь варианты, и нормально получается. Поработать, сыграть что-нибудь чужое, но близкое по настроению, какие-то ноты банальные заменить и уже что-то интересное выйдет. Самое продуктивное - 2 подхода по 1-1.5 часа. Отвлекаться в это время неправильно, да и не хочется. Если нет своей комнаты, от окружающих следует отгородиться хотя бы большими наушниками и попросить, чтобы не беспокоили.
Только если совсем нет вдохновения, новых музыкальных идей не появляется, и хочется поскорее выпить, - тогда можно выпить доставать старые риффы, делать красивые партии барабанов - наиболее подходящие брейки, точные рисунки, писать третью-четвёртую гитару, бас, черновой вокал, придумывать названия и всячески украшать.
В моменты слабости можно ещё проверять диктофон - у меня там собираются идеи, которые пришли в голову внезапно, обычно почему-то за рулём. Я просто напеваю несколько нот, чтобы не забыть. Или сижу бренчу на акустике и сразу на телефон записываю. Потом в моменты творческого ступора переигрываю в секвенсор.
Это больше техническая работа, но тоже что-то может получиться новое и интересное. А вот в момент брейншторма не надо отвлекаться на богатую аранжировку. Это и в студии можно сделать после сборки демок - профи работают именно так. Но у них много денег на студию.
But now hear my song
Через некоторое время - прослушка сочинённого. Мы решили, что через месяц работы отслушиваем друг друга и отбрасываем слабые варианты, после чего отправляем выбранное барабанщику - тоже чтоб послушал и выбрал. Таким образом, в будущий альбом не попадёт то, что хотя бы кому-то одному из участников группы не понравилось.
Итого (если вы не пишете адский прог) в каждой песне, как правило, будет не больше 2-3 риффов, плюс какое-нибудь интро и аутро, и под соло (или тему) что-то упрощённое. То есть на альбом надо, выходит, всего отрывков 20-30, не больше. Ну то есть если придумал рифф, можно сразу записать к нему куплет, потом какое-то разрешение, или на эту же гармонию записать соляк какой-нибудь мелодический. Попытаться сделать к нему вступление или, наоборот, вариацию и усложнение.
У меня за 24 дня работы вышло 65 риффов - это по 2.7 в день. По качеству закономерности не обнаружилось - были отличные риффы и из первого дня, и из последнего.
Четыре дня из 24 я ничего не записал - меня не было на рабочем месте. Именно поэтому нельзя пренебрегать распорядком и дисциплиной: обязательно будут дни, когда что-то (или кто-то) помешает заняться запланированным. Расстраиваться тут не надо. Наиболее сильно демотивируют дни, когда и можно было выделить время, да почему-то не вышло, не захотелось. Вот такого допускать ни в коем случае нельзя. А то выйдет как срыв диеты - сожрал в гостях торт, а на следующий день думаешь - ну теперь всё пропало. И жрёшь ещё один, уже дома - даже и без особого желания. Глупый (но полный) провал. Поэтому музыкой - и вообще важными делами - надо заниматься утром. До завтрака и после. Пока никто не звонит и не мешает приходу музы, полёту мысли, выползу змей и явлению адского сотоны - у всех разные талисманы.
Да, и - наверняка будут глупые вопросы насчёт вдохновения. Стивен Кинг рассказывал, что пишет он только тогда, когда к нему приходит вдохновение. А вдохновение приходит к нему в 10 утра.
Пишите музыку, товарищи.
Пишите ещё.