Почитал, что я писал о преподавании несколько лет назад. Вот
первые впечатления, а вот - моя
большущая заметка о преподавании вообще.
Я вырос как преподаватель. Прошёл четвёртый год (и пятый курс) моей "карьеры". У меня есть чёткое ощущение, что студенты стали лучше учиться, а я стал лучше преподавать. Сразу вспоминается Марк Твен: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Когда мне исполнился 21, я был изумлён, как поумнел старик за эти семь лет". Так что, может быть, это у меня возрастное. Ещё в прошлом году я переживал, что многие студенты не понимают,
зачем они учатся. А студенты выросли! Я это каждый год замечаю - всё меньше людей приходят ради диплома и всё больше хотят реально узнать что-то новое (не обольщайтесь, речь исключительно о платной магистратуре). Они задают правильные вопросы и им интересно узнать ответы. А это приятно - знать эти ответы - или понимать, где и как их найти.
Изменилось моё отношение к работе. Сейчас мне хочется рассказать не просто то, что я знаю, а то, что трогает и заставляет задуматься. Не то, что когда-то изучил, а то, что исследуешь постоянно и ищешь что-то новое. Чтобы домашнее задание студентам было не "сделай это для галочки и получи оценку", а чтобы они тоже делали хоть что-то полезное. Такое задание, кстати, очень трудно придумать; но в этом году презентации уже были близки к тому, что я хотел услышать: они были сделаны не только для оценки, но и для других студентов тоже. Так работают зарубежные (прежде всего, американские) преподаватели и это то направление, куда я думаю двигаться дальше.
Что ещё интересно: на подготовку экзамена у меня ушло не меньше времени, чем на подготовку всего курса. И чем дальше, тем больше я думаю, что надо все вопросы превращать в multiple choice, как в подавляющем большинстве профессиональных тестов типа CFA. Тут нет разночтений, сомнений, почерка, "почти правильных" ответов, их трудно (или невозможно) списать из интернета, и их очень быстро проверять - по сравнению с open questions или задачами. Единственная проблема таких вопросов в том, что их трудно придумать. В моей схеме один ответ из четырёх всегда явно неправильный (или шуточный), два правдоподобных и один, разумеется, верный. Такой вопрос с четырьмя вариантами можно сочинять полчаса, а их у меня в экзамене было 34 (и будет ещё больше в следующем году).
В этом году я впервые взял дипломников на научное руководство - они пишут магистерские диссертации, а я их буду искусно направлять. Из своего опыта написания кандидатской я помню одно - чем больше я теребил профессоров, тем лучше у меня получалась работа. Тут принцип очень прост: the secret of writing is rewriting. Чем больше итераций будет у магистерской работы, тем она станет лучше. А главное для начала - не пропустить дедлайны, об этом я писал тут -
Почему курсовые пишут в последний день? Осталось только понять, как это поможет в развитии лично меня. Пока не знаю - ну вот и узнаю.
Добавить меня в друзья можно
здесь.