Читал на днях Википедию. Знаете, как это происходит - начнёшь с бозона Хиггса, а через полчаса оказываешься на какой-нибудь синекдохе. Наткнулся на список признаков одного неприятного явления. Поначалу я не ощущал ничего подозрительного, но вдруг прозрел! Поразивший меня список - в самом конце статьи. Сначала о том, что происходит в стране. На некоторые вопросы мне помог ответить мой друг, адвокат и правозащитник.
Владимир и Бенито: похожи не только внешне.
1. Антилиберализм и корпоративизм
После приватизации большая часть собственности оказалось у небольшого числа людей. Деприватизация продолжается - взять хотя бы Башнефть, - да ещё госкомпании на деньги госбанков скупают всё, что можно (и нельзя) купить. Доля госсектора в экономике перевалила за 70%.
У государства есть мнение, что цветные революции устраиваются за деньги - будто бы их финансирует малый бизнес. Поэтому малый бизнес необходимо придушить. Как?
Под видом решения экономических проблем можно, например, повысить налоги. Нам твердят, что мы платим лишь 13%, но забывают рассказать про социальные 34%. А чтобы никто в стране не вздумал производить добавленную стоимость, у нас есть великолепный НДС и дорогие кредиты. Чтобы не плодились своенравные предприниматели - обложим их новыми сборами, сделаем налоговую систему не просто непонятной, а будем её ещё и менять каждый год. От штрафа не должен уклониться никто! Заплатил ЕСН по тем же реквизитам, что и в прошлом году? Виновен! Нечего тут бизнесмена из себя строить.
У средней компании не очень приятный выбор: надо либо набрать дорогих кредитов и стать большой, либо сделаться малой и быстренько умереть. Зачем это государству? Большой компанией легче управлять - посадил владельца и делай что хочешь.
Не нравится? Главное, не кричите - прослывёте экстремистом.
2. Экстремизм под личиной “борьбы с экстремизмом”
Матвей Цзен, адвокат, правозащитник: “Под понятием "экстремизм" у нас нарочно объединены совершенно разнородные вещи. В 2001 году подписана Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, где под экстремизмом подразумевается “насильственный захват, удержание власти, посягательство на общественную безопасность, изменение конституционного строя, и организация вооружённых формирований с этими целями.”
Через год принимается закон о противодействии экстремистской деятельности, в котором под экстремизмом понимается совсем другое! Помимо насильственных действий туда входят и возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной розни, воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ох уж эти бородачи-экстремисты!), демонстрирование нацистской атрибутики, распространение экстремистских материалов и тому подобные вещи, не имеющие никакого отношения не только к насильственным действиям, но и вообще ни к каким действиям уличного характера. В результате экстремистами считаются и Доку Умаров, и Вася Пупкин, который нажал лайк под "экстремистским" анекдотом о кавказцах.
В реальности все борются, конечно, с Васей, поскольку это легко, эффективно, приятно, и главное - безопасно. Поэтому Вася сидит дома с условным сроком, а исламистские боевики живут в доме сотрудника генеральной прокуратуры и расстреливают водителей на федеральной трассе."
Сажать за лайки - вот настоящий экстремизм. Но мы же за традиционные ценности?
3. Традиционализм и ксенофобия
Началось всё с самоедского закона “Димы Яковлева”. Затем запретили “гей-пропаганду” и провозгласили традиционные семейные ценности. Потом начали запрещать “вредоносные” и “богомерзкие” концерты рок-групп. Современная музыка носит развлекательный характер, искать в ней политическое содержание бессмысленно - каждый сможет найти всё, что требуется. В целом, практика запрета, конечно, советская. Первые концерты западных групп - признак культурной свободы периода конца СССР. До последнего времени Россия, утрачивая политические свободы, культурную свободу сохраняла. Сейчас на неё началось наступление под лозунгами сохранения “традиций”.
В реальности, конечно, семейные ценности не более чем лицемерно провозглашаются. Никаких эффективных мер их продвижения не осуществляется - ни налоговых льгот, ни работающих жилищных программ, а материнский капитал - хоть какую-то эффективную меру (правда, лишь для некоторых республик в составе РФ) - планируется отменить.
Из последних достижений - НДФЛ при продаже квартиры теперь надо заплатить в течение не трёх, а пяти лет владения. Молодой семье, с трудом накопившей на вторую комнату, придётся немного подождать. Да ладно, пару лет всего. Депутат Макаров, кажется, планирует жить вечно. Он борется за крепкую семью и регулярные налоговые поступления. Он у нас государственник.
4. Этатизм (государственничество)
Этатизм - преобладающая роль государства во всех сферах жизни. Собираемся ли мы учиться, лечиться, ехать за границу - нам придётся иметь дело с нашим государством. Точно так же, как приходилось и нашим родителям, и их родителям тоже.
Пресса, радио и телевидение - под неусыпным контролем государства. Сейчас мы видим и попытки зарегулировать интернет под различными предлогами (из последнего - абсурдное требование хранить данные на территории РФ).
Наиболее жёстко регулируется экономика - от госмонополий до банковской системы. Налоговая политика подчинена единственному принципу - собираемости, а о её роли в качестве инструмента общественно-экономического развития правительство и не подозревает.
Системы массовых организаций и социальных объединений (возрождение норм ГТО), планомерное уничтожение предпринимательства и малого бизнеса (новые сборы и повышение ЕСН), насильственные методы подавления инакомыслия (282-я статья), неприятие принципов экономического и политического либерализма (мыслимые и немыслимые препятствия при регистрации реальных, а не кукольных партий). Можно вспомнить ещё и внешнеполитические объединения, которые в угоду интересам государства приносят в жертву интересы граждан - взять, к примеру, союз с могучим Кыргызстаном. Всё это этатизм - культ государственничества. Из него произрастает особое отношение к власти.
5. Презрение к выборной демократии
Демократические ценности среди жителей РФ укоренились слабо, и власть делает всё возможное, чтобы этого не произошло. СМИ ловко манипулируют повесткой дня, и с их подачи люди месяцами обсуждают Кончиту Вурст (или переход на летнее время) вместо того, чтобы обсуждать законы, которые повлияют на их жизнь. Происходит деполитизация общества, снижение явки на выборах и даже молчаливое смирение с происходящим. Отмену губернаторских выборов никто и не заметил, а их шизофренический возврат на деле оказался пустышкой.
Матвей Цзен: “Власть, конечно, декларирует демократические ценности, а раз в несколько лет президент величаво указывает на то, что его полномочия проистекают от волеизъявления граждан. Но уровнем ниже мы видим поток неприязни в отношении демократических институтов и процедур - взять хотя бы подделку интернет-голосований на РОИ. Про наши "выборы" даже и рассказывать ничего не хочется.
О судебной системе надо рассказать немного подробнее. В обществе важность депутатской власти недооценена, многие вещи проходят тихо и незаметно. Никому не придёт в голову проверить, откуда взялся мировой судья, почему именно он, - а ведь мировые судьи назначаются именно парламентами субъектов федерации. Судьи районного уровня и выше назначаются указом президента. Фактически, конечно, это происходит с подачи администрации президента, которая запрашивает ФСБ. А ФСБ, в свою очередь, "рекомендует" или "не рекомендует" соответствующего человека. У судебной власти нет силовых механизмов собственной защиты, даже приставы ей подчиняются только условно, а защита судьи осуществляется теми же силовыми структурами, которые его и контролируют. То есть за счёт способа комплектования судебная ветвь власти подчинена законодательной, а на деле - сильно зависит и от исполнительной. Как можно надеяться на защиту своих прав и свобод у таких судей?”
Отсутствие легальных способов отстоять свои права и презрение к демократии порождает несменяемость элит.
6. Господство элит и жёсткая социальная иерархия
Есть ли среди читателей те, кто всерьёз воспринимает популизм властей и декларирование опоры на народные массы? Потупчики, уралвагонзаводы, молодогвардейцы - это они у власти? Конечно, нет. Они лишь инструмент.
Реальная власть даже скрываться перестала - все знают, кто живёт в Акулинино и в Соснах. Коррупция демонстративно не преследуется. У руководителей госкомпаний и госбанков неимоверные зарплаты (Якунин, Сечин, Костин). У депутатов и их детей - квартиры в Майами.
Вместо того, чтобы бороться с коррупцией, власть борется с людьми, которые борются с коррупцией. Итальянский сказочник Джанни Родари об этом красиво написал:
“- Что плохого они сделали?
- Ровно ничего, сынок. Вот за это-то их и засадили. Принцу Лимону порядочные люди не по нутру.
- Значит, попасть в тюрьму - это большая честь? - спросил он.
- Выходит, что так. Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане.”
Заметим, что ситуация сильно напоминает Советский Союз - формально всё для рабочих и крестьян, которые в реальности ни на что не влияют. При этом партийная номенклатура живёт припеваючи - хотя дач на океане, конечно, не имеет - да и детей за границу заслать не может.
Сейчас элита немного другая - силовики, олигархи и чиновники. И власть “народу” они отдавать не собираются. У элит есть отличительные символы (Бентли и удостоверения ФСБ) и лицемерные лозунги (все на курорты Краснодарского края!). Всеми силами элиты противятся появлению социальных лифтов, чтобы никто не смог поколебать их положение. Есть у элит и гарант их положения. А точнее сказать - вождь.
7. Вождизм
Празднование дня рождения национального лидера, особое внимание к выступлениям президента, постоянная телетрансляция “кропотливой работы” на совещаниях - это зарождение культа.
Развитие культа - это полёты со стерхами, конные прогулки с голым торсом, спуски в батискафе к центру Земли, ловля тигров, ныряние за амфорами и укрощение медведей. А следствие - портреты вождя в кабинетах, демонстрации и холуйские лозунги вроде “Путин спасает Россию”.
Если культ исходит и не от самого Путина, то он ему явно не препятствует. Сам культ при этом достаточно примитивен - всем понятно, что портреты выбросят в мусорное ведро на следующий же день после отставки вождя. А вождь у нас любит борьбу и реактивные истребители.
8. Милитаризм
За последние 10 лет Россия открыто использовала вооружённые силы как минимум три раза - в Чечне, в Грузии и на одном полуострове. Помимо войсковых операций, Россия постоянно напоминает всему миру о существований своей армии: проводит крупные военные учения (только в 2014 году их было несколько) на границе с другими странами, с главного телеканала заявляет о возможности применения ядерного оружия, активно продаёт и покупает вооружение вплоть до колоссальных по стоимости и поразительных по бесполезности “Мистралей”.
Это не что иное, как милитаризм. Автор не вкладывает негативной окраски в этот термин - демонстрация военной силы для достижения внешнеполитических целей всегда была прерогативой ведущих держав и по сей день сохраняет свою важность.
Понятно, что работающая армия стоит дорого, а если она при этом ещё неэффективная и коррумпированная - намного дороже. Вероятно, дороже, чем Россия может себе позволить. И поддержать милитаристские настроения в обществе без идеализации определённых исторических событий довольно трудно.
9. Ориентированность на «славные» периоды истории
Эти периоды представлены нам в особом, идеализированном виде, и в другом виде представлять их нельзя. Школьный учитель уже не может выбрать учебник, по которому он планирует учить детей.
Ведь деды воевали, а это всё объясняет. Своровали денег на кошмарном памятнике? Расследовать нельзя - деды воевали. Сносить тоже нельзя - это экстремизм. Не нравится фильм заслуженного режиссёра страны? Ты что, фашист? В тюрьму! Деды воевали, а ты тут посмел вякнуть! Интересуешься Бородинским сражением или Куликовской битвой? Там тоже, говоришь, ветераны? Но деды-то там не воевали! Вспомни-ка лучше Сталинград!
Вторая Мировая война и победа в ней идеализированы за последние 20 лет до крайности. Как будто других великих побед в истории России не было. Почему?
Матвей Цзен: “Дело в том, что любое разумное объяснение исторического происхождения РФ как страны неизбежно приводит к национальному (конкретно - русскому) характеру государства, что в текущей доктрине “россиянства” недопустимо. Налицо общая идеологическая слабость, отсутствие идей, объясняющих существование России не как случайного феномена, а как закономерного итога длинной и славной череды исторических событий.”
Однако для предстоящего тезиса важна именно ориентация на вполне определённые периоды истории. Потому что нам нужен общий враг, с которым мы будем бороться.
10. Объединение перед лицом общего врага
Одно время мы сражались с фашизмом, потом со зловещим капиталистическим империализмом (который почему-то не позволял нам иметь джинсы), потом с призраком коммунизма. В двухтысячных мы переключились на олигархов, которые будто бы сами по себе отхватили лучшие куски госсобственности. В 2008-м году мы объединялись и дружно затягивали пояса перед лицом “мирового экономического кризиса”.
В 2014 году удачно подвернулся западноукраинский “фашизм” и имперские амбиции “наших западных партнёров”, которые зациклены на создании ужасного “однополярного мира”, который дерзко не хочет признавать нашкрым, то есть, простите, запутался, крымнаш.
Ожидается, что произойдёт мощнейшее объединение россиян против общей угрозы. Но зачем? Об этом ниже.
11. Строительство новой нации
Матвей Цзен: “Со времён Ельцина государство пытается построить нацию мифических "россиян". Традиция эта крепка, и Путиным (и Медведевым) она не просто продолжается, но и даже укрепляется. Несмотря на то, что более 80% населения РФ - этнические русские, само существование русского народа не отражено ни в одном нормативном документе, включая Конституцию. Упоминание русского народа всячески избегается. Исключением, подтверждающим правило, является, например, упоминание русского народа в конституции республики Калмыкия и упоминание русской земли в преамбуле устава Владимирской области. При этом по негласному правилу в республиках РФ проживают "народы", а в областях живёт "население". А во всей стране у нас живёт единый "многонациональный народ", которому Путин пытается придать национальную идентичность "россиян" и построить таким образом новую, “более лучшую” нацию.”
Зачем - трудно сказать, но важен сам факт такого “строительства”.
Вы, наверное, уже устали читать, но вывод близок. Я перечислил 11 весьма характерных признаков нашего государства:
- Антилиберализм и корпоративизм
- Экстремизм, оправданный борьбой с экстремизмом
- Традиционализм и ксенофобия
- Этатизм
- Презрение к выборной демократии
- Господство элит и жёсткая социальная иерархия
- Вождизм
- Милитаризм
- Ориентированность на «славные» периоды истории
- Объединение перед лицом общего врага
- Строительство новой нации
Теперь открываем Википедию и смотрим основные признаки государственного устройства под названием “фашизм”. Вы удивитесь, но это:
- Антилиберализм и корпоративизм
- Экстремизм
- Традиционализм и ксенофобия
- Этатизм
- Презрение к выборной демократии
- Господство элит и жёсткая социальная иерархия
- Вождизм
- Милитаризм
- Ориентированность на «славные» периоды истории
Последних двух пунктов (общего врага и строительства новой нации) в списке признаков нет. Они дальше по тексту статьи, и, оказывается, выделяются некоторыми учёными как основополагающие.
Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, зародился в конце 1910-х годов. Система выдвигала на первый план идею корпоративного государства - государства как власти корпораций, представляющих интересы всех слоёв населения - в противоположность парламентской демократии.
В последнее время обсуждается определение фашизма английским исследователем Р. Гриффином как «палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем ядре фашистская идеология нацелена не на возрождение нации, а на её сотворение заново. Эту концепцию, по мнению немецкого политолога Андреаса Умланда, можно считать более или менее принятой на сегодняшний день.
А по мнению американского философа Ханны Арендт основным признаком фашизма является создание культа ненависти к внутреннему либо внешнему врагу, создаваемому мощным пропагандистским аппаратом, не гнушающимся ложью для создания нужного эффекта.” (Википедия)
Что дальше?
Да ничего. Просто хотел рассказать, что мы живём в самом большом фашистском государстве планеты.
Буду благодарен за репост этой статьи. Зафрендить меня можно
здесь.