В московском метро традиционно для написания названия станции на путевой стене используют ПРОПИСНЫЕ буквы. Но кое-где от этой традиции немного отступили.
Так уж сложилось, что в русском алфавите почти все строчные буквы выглядят как маленькие прописные: Вв, Жж, Кк, Мм, Рр, Яя и так далее... Среди 33 букв лишь две имеют более-менее различное написание в строчном и прописном вариантов: Аа и Ее. Округлые формы строчных а и е мы и попробуем отыскать среди названий станций.
1. Первым таким названием стала станция "Киевскя" Арбатско-Покровской линии (открыта в 1953 году):
- полагаю, е вместо Е здесь решили использовать (одновременно с растительным орнаментом на буквах) для придания большей мягкости формам.
А вот на двух остальных "Киевских" (Филёвской и Кольцевой линий) буква Е осталась прописной:
2, 3. Следующие эксперименты с буквами провели на станциях "Рязанский проспект" и "Волгоградский проспект", открытых в 1966 году. На тогда новом Ждановском радиусе (от "Таганской" до "Выхино") часть станций была подписана оригинальным шрифтом со строчной е, перекликающейся с буквами с и о:
Вполне возможно, округлая е была бы и на "Таганской", если бы в букве была необходимость:
А вот на соседней "Пролетарской" имеется интересная особенность. Несмотря на использования того же шрифта, что и на соседних станциях, буква Е почему-то начертана здесь в своей прописной форме:
4, 5. Шрифт Ждановского радиуса, судя по всему, понравился архитекторам и его повторили на открывшейся в 1969 году "Коломенской":
и в 1972 году - на "Беговой":
После этого строчные е в надписях больше не использовали.
Итого, из 97 названий станций московского метро, в которых содержится буква Е, 92 написаны на путевых стенах через прописную Е и только 5 - через строчную е.
6. Строчной букве а повезло ещё меньше. Всего одна станция может похвастаться её округлой формой:
- использованый здесь шрифт с округлой а перекликается с коваными металлическими орнаментами из листьев и ветвей, которыми украшена станция.
7. Стоит также отметить, что до 2013 года на схемах московского метрополитена использовались, как и на стенах станции, ПРОПИСНЫЕ буквы:
На нынешней же схеме названия стали писать строчными буквами (с первой заглавной):
Такая вот история.
Использованы фотографии с сайтов:
metro.ru
mskagency.ru
metrofanat.ru
forum.nashtransport.ru
metro-photo.ru
e-strannik.livejournal.com
ru.wikipedia.org
P.S.: см. также записи
"О самых больших буквах" (наблюдение №6),
"О заглавных буквах" (наблюдение №8) и
"О букве Ё" (наблюдение №9)