"Маурер был одним из авторов фрустрационной теории агрессии, основной тезис которой звучит так - любое агрессивное поведение является результатом фрустрации. Сторонники теории предлагали расширить применение поведенческой психологии, используя ее для изучения экономики. Авторы книги “Фрустрация и агрессия” (1939 г.), в числе которых был Маурер, увидели сходство фрустрационной теории агрессии с марксистской политэкономией:
“В марксистской доктрине теория классовой борьбы и природы государства в некоторой степени зависит, опять же косвенно, от принципа фрустрации-агрессии. Прибавочная стоимость, материалистическая интерпретация истории, природа идеологий - темы, которые можно адекватно рассматривать в чисто социологическом или экономическом контексте. Но когда марксисты начали описывать динамику человеческих взаимоотношений, включенных в классовую борьбу и в сохранение и разрушение государства, они невольно задействовали психологическую систему, предполагающую, что агрессия является реакцией на фрустрацию.
Наиболее ясное и краткое изложение природы классовой борьбы можно найти в “Манифесте Коммунистической партии”, общие мотивы которого пронизывают большинство работ Маркса и Энгельса. Ход рассуждений выглядит следующим образом. Пролетариат можно назвать угнетенным, т. е. переживающим фрустрацию, поскольку “Рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка. Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего” /…/
Очевидно, что марксистская теория предполагает существование глубокой фрустрации у каждого представителя пролетариата. Фрустрация возникает из-за многих обстоятельств, среди которых: удар по гордости рабочего из-за того, что его заставляют работать на станке и обращаются с ним как с другим товаром; эксплуатация со стороны работодателей; кризис экономической системы; и репрессивные меры государства. Эта фрустрация неизбежно ведет к агрессии и в конечном итоге, согласно предсказанию Маркса, к триумфу угнетенного класса”.
В рамках такого подхода эксперименты Маурера трактовались как демонстрация процесса формирования классов и классовой борьбы, и того, как у “рабочего класса”, переживающего фрустрацию, вырабатывается определенный типа поведения.
“Социальное подчинение в ситуации такого рода имеет драматические последствия для “личности” участвующих крыс. У крыс, занимающих низшее положение, как правило, развивается “пищевой невроз”, они начинают бояться есть в экспериментальной ситуации, даже если других животных нет. Они также становятся робкими и сдержанными в своих движениях в домашней клетке. Еще более важным является тот факт, что их способность решать проблемы, вероятно, будет значительно ослаблена. Таким образом, “интеллект”, по-видимому, может подавляться социальным опытом”.
Как показал эксперимент, в котором крыса, схватившая еду, пряталась за закрытой дверью, агрессия, провоцируемая фрустрацией, направляется на ни в чем не повинных соседей, находящихся в таком же положении голодных жертв фрустрации. Авторы книги “Фрустрация и агрессия” считают, что именно этот тип поведения описывается в “Манифесте Коммунистической партии”, в том месте, где говорится о том, что поначалу гнев рабочего класса направляется не туда, куда надо: “Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства; они уничтожают конкурирующие иностранные товары, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить потерянное положение средневекового рабочего”.
Маурер объяснял фрустрационной агрессией преступность в современной ему Америке - из-за несоответствия желаний возможностям представители низшего класса переживают фрустрацию и встают на путь антисоциальной агрессии.
Однако позднее Маурер изменил отношение к бихевиористской парадигме. В своей книге 1961 г. “Кризис в психиатрии и религия” он пишет, что бихевиористская наука совершает ту же ошибку, что и фрейдистская психология - подрывает идею личной ответственности человека*."
Источник:
http://psyandneuro.ru/stati/animal-studies-in-the-genesis-of-personality/ _____________________________________________________
*Эту идею подрывает не только психоанализ и, в большей степени, юнгианский анализ с его концепцией коллективного бессознательного. Сходные выводы дают и современные исследования в нейронауках (например, у Майкла Газзанига), и системная теория (например, переписка Бейтсона и Хейли о вопросе "власти").
Так же интересные размышления о фрустрации и возможных вариантах её преодоления есть у Бейстсона в "Логические категории обучения и коммуникации" - помимо прочего, история дрессировки дельфинов: "Дать лишнюю рыбку, чтобы поддержать хорошие отношения".