Машина власти. Часть 5.3

Aug 03, 2013 14:29


Окончание пятой части. Как и раньше, к чтению рекомендуется полная PDF-версия, расположенная по адресу http://algedo.net/pm_5.pdf
7.3. Последний враг

О, власть с ее взглядом Медузы!
Кто однажды заглянул в ее лицо,
тот не может более отвести глаз:
он остается зачарованным и плененным.
Кто хоть раз испытал хмельное
наслаждение власти и повеления,
не в состоянии от нее отказаться.
(Цвейг С.)

Изменение любой действующей системы управления в любую сторону, как правило, сопряжено с огромными трудностями и открытым противодействием. Это вполне естественно: правительство, которое легко трансформировать или сместить, будет трансформировано или смещено в кратчайшие сроки, а скорей всего - просто не сможет добиться власти.

Примеров тому предостаточно. Достаточно вспомнить о том, что Глушков, гениальный академик, имевший множество друзей и единомышленников во властных структурах, потратил двадцать лет жизни на то, чтобы преодолеть сопротивление управленческого аппарата внедрению кибернетических методов управления, но так и не добился успеха. Борис Николаевич Малиновский, коллега Виктора Глушкова и автор "Истории вычислительной техники в лицах" вспоминает о последних днях жизни ученого:


"В этот день к нему в реанимационную палату пришел помощник министра обороны СССР Устинова и спросил - не может ли министр чем-либо помочь?

Ученый, только что закончивший рассказ о своем "хождении по мукам", не мог не помнить о той стене бюрократии и непонимания, которую так и не сумел протаранить, пытаясь "пробить" ОГАС. "Пусть пришлет танк!" - гневно ответил он, обложенный трубками и проводами от приборов, поддерживающих едва теплящуюся жизнь. Мозг его был ясен и в эти тяжелые минуты, но терпению переносить душевные и физические муки уже приходил конец..." [31]

Танки и впрямь множество раз в истории оказывались единственным действенным средством смены существующей системы управления. В тех же редких случаях, когда представители нового правления отказывались от применения грубой силы, они сами же зачастую становились ее жертвами, как это произошло с правительством Альенде в Чили.

Я не буду обсуждать здесь возможность революции, требующей многолетней подготовки, огромных ресурсов и человеческих жертв. Я также воздержусь от планирования государственного переворота, который, в отличие от революции, может быть скоротечным и сравнительно бескровным, но дает крайне мало возможностей для изменения действующей системы, помещая новоиспеченных властителей в положение своих менее удачливых предшественников. И даже не потому, что не хочу пятнать себя кровью случайных жертв или опасаюсь обвинений в экстремизме. А просто потому, что вижу менее долгие и менее затратные пути к цели - или, по крайней мере, думаю, что вижу.

Мы уже обсуждали в самом начале нашего исследования причины неудач утопических проектов, начиная с "Государства" Платона, и выяснили, что самое узкое место в них - необходимость переделки психологического склада людей. Не стану утверждать, что это невозможно, поскольку в определенных условиях и на протяжении как минимум одного-двух поколений психологию людей, да и культуру в целом можно изменить до неузнаваемости. Но, во-первых, такое изменение редко оказывается контролируемым, а во-вторых, у нас уже просто нет для этого времени - действовать нужно прямо сейчас, не откладывая, опираясь на то, что имеем в настоящий момент. Если у нас нет возможностей для изменения людей, изменить следует условия, в которых они находятся, чтобы вызвать желательное для нас поведение. И в этом направлении мы располагаем сразу двумя возможностями:
Инициатива "сверху". Пример Глушкова продемонстрировал, насколько бесполезными могут быть попытки внедрения чего-то нового в систему управления посредством официальных бюрократических каналов. Пример Китова не менее ясно показал, что ставка на официального главу государства, имеющего преимущественно символическое значение, - не менее провальна и притом более опасна для проявляющего инициативу. Но почему не обратиться напрямую к тем, кто располагает реальной властью и "заказывает музыку"? В случае с Украиной это представители крупного капитала - финансовая олигархия. Казалось бы, их интересы принципиально несовместимы с разработкой системы кибернетического управления, поскольку последняя, тяготея к государственному планированию и контролю над экономикой, угрожает им потерей сверхприбылей. Между тем, они должны понимать, что в условиях, когда ВВП катастрофически низок, а население едва сводит концы с концами, возможности для извлечения прибыли крайне ограничены. Иными словами, и олигархи заинтересованы как минимум в экономическом росте страны и повышении покупательной способности населения, а потому система кибернетического управления может оказаться для них достаточно привлекательным вариантом для того, чтобы дать ее созданию зеленый свет. Любопытно, что классики марксизма рассматривали аналогичный вариант, предполагающий выкуп страны у финансовой олигархии:
"Как только наша партия овладеет государственной властью, ей надо будет просто экспроприировать крупных землевладельцев, точно так же как промышленных фабрикантов. Произойдет ли эта экспроприация с выкупом или без него, будет зависеть большей частью не от нас, а от тех обстоятельств, при которых мы придем к власти, а также, в частности, и от поведения самих господ крупных землевладельцев. Мы вовсе не считаем, что выкуп недопустим ни при каких обстоятельствах; Маркс высказывал мне - и как часто! - свое мнение, что для нас было бы всего дешевле, если бы мы могли откупиться от всей этой банды." (Фридрих Энгельс, "Крестьянский вопрос во Франции и Германии")
Инициатива "снизу". Как говорится, "хочешь сделать хорошо - сделай сам". Пусть это кому-то покажется нереалистичным, но чисто технически система кибернетического управления, как минимум, в своем базовом варианте, вполне может быть реализована силами энтузиастов. Посудите сами. Сегодня мы располагаем мощной коммуникационной инфраструктурой, поскольку Интернет и мобильная связь есть уже в самых дальних уголках страны. Мы располагаем средствами искусственного интеллекта и математическими методами для решения задач планирования и оптимизации. Огромное число программистов ежедневно без какой-либо оплаты своего труда создают высококачественное и бесплатное программное обеспечение с открытым кодом, и они будут только рады принять участие в одном из величайших кибернетических проектов человечества. При этом к настоящему моменту создано множество свободных программных библиотек, реализующих необходимые математические методы: львиная доля работы уже проделана. Да, нам понадобится вычислительная мощность, но проекты распределенных вычислений [32], такие как SETI@home, Folding@home или PrimeGrid, наглядно демонстрируют, что и этот аспект нам доступен. К примеру, вычислительная мощь Folding@home составляет в настоящий момент около 7 петафлопс, что лишь немного уступает суперкомпьютеру Mira производства IBM с его 8.6 петафлопс. Конечно, главная проблема этого подхода состоит не в технической возможности создания кибернетического регулятора, а в том, чтобы наделить его властью принятия решений государственного уровня. Тем не менее, и здесь возможность имеется. Действующий кибернетический регулятор, пусть поначалу он не будет владеть необходимым объемом информации, может играть роль мощной негосударственной аналитической и рекомендательной структуры. Его авторитет и влияние будут расти с каждым успешным прогнозом, а количество людей и организаций, поступающих согласно его рекомендациям, станет расти, что сделает регулятор де-факто альтернативным правительством. В конце концов официальное правительство будет вынуждено прекратить политику игнорирования, и либо попытается устранить нежелательного конкурента, либо сделает его частью своей структуры. В первом случае оно получит массовое недовольство населения, во втором - действующий высокоэффективный инструмент управления. Рациональный выбор в такой ситуации представляется вполне очевидным.
Конечно, никто не мешает действовать в обоих описанных направлениях одновременно, а заодно штурмовать и официальные бюрократические каналы. Чем больше точек приложения силы, тем выше вероятность найти оптимальную. Но хватит ли наших сил для того, чтобы изменить направление развития целой страны?

Многие из нас, столкнувшись с гигантской задачей, требующей приложения сил множества людей, попросту опускают руки. В самом деле, много ли шансов у одного человека мобилизовать целую армию союзников для реализации сложнейшего проекта, сама постановка которого многим кажется чистейшей фантастикой? Однако же разработка операционной системы Linux, которая потребовала бы миллиардов долларов, будь она коммерческой, начиналась, как любительские эксперименты единственного человека.

Решение нашей задачи вполне под силам трудолюбивым и целеустремленным людям, и таких намного больше, чем принято считать. Каждый человек, какой бы профессией он ни владел, способен сделать значимый вклад в осуществление проекта в своей профессиональной области. Это политики, имеющие влияние на принятие решений в государственных структурах. Это кибернетики, способные совместными усилиями построить детальный проект управляющей системы. Это программисты, на чьи плечи возлагается задача программной реализации алгоритмов планирования и моделирования. Это активисты движения за открытое программное обеспечение, способные привлечь больше людей к работе над проектом. Наконец, это все остальные люди, которые поддержат деятельность молодого проекта тем, что станут первыми участниками сети Алгедонет, и будут приглашать в нее других.

Предназначение государства состоит в обслуживании общества путем исполнения функций управления, а не в использовании его ресурсов для достижения собственных целей, как это обычно наблюдается на практике. По этой причине общество имеет право не только выбирать для себя то правительство, в котором нуждается, но и право делать этот выбор в приемлемой для себя форме - право создать для себя правящую систему собственным руками.
8. Заключение

Мы - система. А если система
не развивается, то гибнет.
(Виктор Глушков)

Дважды в год на Байковом кладбище в Киеве возле могилы академика Глушкова собираются десятки людей - ученики, коллеги и друзья великого ученого. Они приходят сюда ко дню его рождения - в августе, и в день смерти - в январе [33]. Эта традиция сохраняется уже тридцать лет, и будет во всех смыслах справедливым и правильным, если одна из таких встреч положит начало практической работе над новой системой кибернетического управления.

Справедливо и символично, что в городе, где жил и работал основатель ОГАС, возникнет фундамент государства нового типа. И вдвойне символично оттого, что Киев - город-побратим Сантьяго, столицы Чили (рис. 9), где когда-то делала свои первые шаги первая действующая система кибернетического государственного управления.

Будет ли проект кибернетического управления государством воплощен в жизнь? Теперь это уже риторический вопрос: конечно, будет. Эволюция стремительно усложняющегося социума подвела наш мир к точке, когда этот шаг - настолько же неизбежен, насколько и обязателен. Количество публикаций, посвященных вопросам киберуправления, математического моделирования истории и экономики, растет лавинообразно [34]: на наших глазах рождается целое научно-технологическое направление. Вопрос лишь в том, кто окажется первым на этом пути, а кто окажется в роли догоняющего.

Советский Союз когда-то поднялся из нищеты и столетнего технологического отставания, добился статуса ядерной сверхдержавы, победил в самой опустошительной войне в человеческой истории, первым вышел в космос и распространил свое влияние на половину мира, но был уничтожен - не подрывной работой врагов, а единственной стратегической ошибкой. Имея возможность создать величайшую систему кибернетического управления, советское руководство пошло на попятную, предпочтя научному подходу к управлению упрощение управленческих процессов.

Страны, выросшие на его руинах, теперь стоят перед тем же самым выбором. Повторим ли мы ошибку наших предшественников или восстановим историческую справедливость, закончив то, что было начато истинными героями человечества - Виктором Глушковым и Стаффордом Биром - полстолетия назад?


Список литературы
  1. Отоцкий, Леонид: Стаффорд Бир & Киберсин-2006. Компьютерра Online, 2006.
  2. IBM zEnterprise System. Data Sheet.
  3. Вассерман, Анатолий: В первый раз социализм пришёл немного рано.
  4. Вассерман, Анатолий: Социализм стал возможен?
  5. Пунда, Д. И.: Две формы представления деятельности, и когнитивная природа происхождения современного понятия “управление сложностью”. Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Сборник трудов XIII Международной конференции (Самара), 2011.
  6. Пунда, Д. И.: Когнитивная природа современной сложности управления. Труды СПИИРАН, 3(18), 2011.
  7. Miller, George A.: The Magical Number Seven, Plus or Minus Two. Some Limits on Our Capacity for Processing Information. Psychological Review, 63(2), 1956.
  8. Пунда, Д. И.: "Инструмент для руководителя" и современная потребность в обеспеченных представлениях деятельности организационных систем. Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Сборник трудов XIII Международной конференции (Самара), 2011.
  9. Ostrom, Elinor: Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Cambridge University Press, 1990.
  10. Богдановская, И. Ю.: Концепция "электронного государства" (сравнительно-правовые аспекты).
  11. Beer, Anthony Stafford: Cybernetics and Management. English Universities Press, 1959.
  12. Mullins, Luke: Sen. Jim Bunning: The Bailout Is Un-American. U. S. News, 2008.
  13. EIU: Democracy index 2011. Democracy under stress. 2011.
  14. Index of Economic Freedom.
  15. Kekic, Laza: The Economist Intelligence Unit’s index of democracy. 2007.
  16. EIU: Democracy index 2012. Democracy at a standstill. 2012.
  17. Жабин, Сергей: Проблемы становления общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой СССР.
  18. Sergeyev, Andriy и Alfredo Moscardini: Governance of Economic Transitions: A Case Study of Ukraine.
  19. Wiener, Norbert: The Human Use of Human Beings. Cybernetics and Society. London: Eyre and Spotswood, 1954.
  20. Marks, Paul: Smartphone that feels your strain. New Scientist, (2877), 2012.
  21. Graham-Rowe, Duncan: A Smart Phone that Knows You’re Angry. MIT Technology Review, 2012.
  22. Лем, Станислав: Сумма технологии. АСТ, Terra Fantastica, 2004.
  23. Никонов, Александр Петрович: Почему не прав Анатолий Вассерман? 2011.
  24. Tegmark, Max Erik: Importance of quantum decoherence in brain processes. Physical Review E, 61(4), Apr 2000.
  25. Seife, Charles: Cold Numbers Unmake the Quantum Mind. Science, 287(5454), 2000.
  26. Myerson, Roger B. и Mark A. Satterthwaite: Efficient mechanisms for bilateral trading. Journal of Economic Theory, 29, 1983.
  27. Измалков, С., К. Сонин, и М. Юдкевич: Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.). Вопросы экономики, (1), 2008.
  28. Шнайер, Брюс: Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире. СПб.: Питер, 2003.
  29. Pickering, Andrew: Cybernetic Brain. Sketches of Another Future . The University of Chicago Press, 2010.
  30. Jaques, Robert: Open source code quality is as good as proprietary software. The Inquirer, 2012.
  31. Малиновский, Б.Н.: История вычислительной техники в лицах. КИТ, 1995.
  32. Малаховский, Максим: С миру по нитке: суперкомпьютер. Популярная механика, 2009.
  33. Пихорович, В. Д.: В. М. Глушков. Легенда, которая должна сбыться.
  34. Отоцкий, Леонид: К вопросу о киберкоммунизме. Компьютерра Online, 2003.

ОГАС, политика, история, кибернетика, Киберсин

Previous post Next post
Up