Среди отговорок, по которым множество людей считают для себя неприемлемым трансгуманистическое мировоззрение, попадаются и на редкость нетривиальные. Причем, что характерно, распространены они среди вполне образованных людей, атеистов и скептиков. Когда мне впервые довелось услышать, что, мол, "трансгуманизм утилизирует религиозную риторику, переиначивая ее на научный лад", я просто отмахнулся - мало ли, что можно сказать в риторическом раже. Но когда такое слышишь десять раз подряд, то волей-неволей начинаешь понимать: что-то здесь неладно. Давайте разберемся, в чем причины, и как с ними жить дальше.
Собственно, за причинами далеко ходить не надо: тяжелей убедить в их реальности "скептиков" (в кавычках, поскольку подверженность стереотипам - никак не проявление истинного скепсиса). Причина в том, что эти люди, дистанцируясь от религии, демонстративно дистанцируются и от всего того, что считают религиозной атрибутикой. Под раздачу при этом попадают такие трансгуманистические концепции, как физическое бессмертие, неограниченный рост возможностей (всемогущество по сути) и столь же неограниченный рост знаний, а заодно - идеи о радикальном изменении и перестройке своей биологической оболочки. Наряду с религией источником эмоционально негативной атрибутики нередко служат наркоманы, благодаря чему любое употребление фармацевтических препаратов без назначения врача ставится в один ряд с поведением заядлого кокаиниста.
Что интересно, прецедентов подобного поведения в истории предостаточно. Первые же дьяволопоклоннические секты, горя тем же желанием демонстративного дистанцирования от христиан, не придумали ничего лучше, чем читать Библию задом наперед и использовать перевернутое распятие: внешняя атрибутика всегда оказывала на людей мощное психологическое действие, обусловленное, видимо, врожденной потребностью различения своих и чужих. Из "Войны и мира" Толстого припоминается, как свои патриотические чувства особо ретивые граждане выражали в форме запрета на употребление французского языка. А всеобщий снос политически неправильных памятников после распада Советского Союза прекрасно дополняет этот театр абсурда.
При этом убеждать жертв стереотипизации - как обычно, задача из сферы фантастики. Сказать им, что бессмертие, всемогущество и всезнание - не религиозные по своему происхождению ценности, что религия просто отразила в себе человеческие потребности? Что именно по этой причине данные атрибуты попадаются практически в любых не имеющих отношения друг к другу религиях? Бесполезно, они даже слушать не станут. Сказать, что ноотропил не вызывает никакой зависимости, равно как и отходняков? Нет, дорогой, жрешь таблетки - значит наркоман. Вот и остается только предлагать им ходить с голым задом в знак протеста против Гитлера, который, как известно, штаны носил постоянно.