Персональный манифест трансгуманиста

Jan 11, 2013 13:10


Самая опасная идея для человечества - трансгуманизм.
(Фрэнсис Фукуяма)

Мысль, которая не опасна, недостойна того,
чтобы называться мыслью.
(Оскар Уайльд)Я - трансгуманист, и это мой персональный манифест. Этот короткий текст, не претендуя ни на описание сущности трансгуманизма, ни на выражение его официальной позиции, имеет только одно назначение ( Read more... )

прогресс, трансгуманизм, оптимизм, бессмертие, наука

Leave a comment

alexeybright February 17 2013, 18:14:34 UTC
(продолжение)

Достаточно открыть статью "Самоорганизация" в Википедии (лучше в англоязычной версии - там статья полнее), чтобы ознакомиться с огромным числом физических и химических систем, способных к спонтанному росту сложности. Это и ячейки Бенара, и реакция Белоусова-Жаботинского, и репликативный автокатализ РНК, да и, наконец, тривиальный уже упоминавшийся пример - рост кристалла из раствора или расплава. Самоорганизация и эволюция - фундаментальные законы природы, возможно, даже более фундаментальные, чем тот же закон неубывания энтропии, ибо есть возможность действия эволюции даже на уровне метавселенной. Оно и понятно: в основе эволюции лежит даже не физика, а математика. Можно с полным основанием сказать, что эволюция - неизбежна в силу математического обоснования. Что, к слову, успешно используется в таком разделе современной дисциплины искусственного интеллекта, как эволюционные алгоритмы и генетические вычисления.

Что до Эйнштейна, то его фраза об игре в кости относилась совершенно к другому - а именно к квантовой механике, согласно положениям которой ряд процессов в природе принципиально недетерминистичен (спонтанный распад атома, туннельный эффект, флуктуации виртуальных частиц, излучение Хокинга и т.п.), т.е. случаен. Эйнштейн так и не смог принять квантовую механику, хотя и сделал огромный вклад в ее развитие. Сам Эйнштейн считал себя агностиком, а термин "бог" употреблял исключительно иносказательно, называя так законы природы.

2. У меня нет оснований не доверять законам термодинамики, поскольку это моя прямая специальность. Не люблю бряцать регалиями, но я кандидат наук в области физической химии, моя диссертация была посвящена как раз явлениям самоорганизации (спонтанного роста сложности) в некоторых гетерокаталитических системах. И - см. выше. Второе начало термодинамики описывает исключительно изолированные системы. Иногда в формулировке действительно попадается термин "самопроизвольные процессы", и это действительно порождает разночтения, поскольку под самопроизвольностью понимается отсутствие любых внешних воздействий на систему. Воздействие абсолютно не обязано иметь какой-то разумный источник.

3. Могу только еще раз сослаться на свою статью, в которой все популярные аргументы подробно мною разобраны. Включая и религиозный опыт, кстати. :-) Ну а пари Паскаля не является аргументом в пользу существования бога - оно является лишь попыткой обосновать необходимость поклонения богу безотносительно вопроса его существования, поэтому я пока что не буду его анализировать. Хотя, забегая вперед, замечу, что оно не выдерживает ни малейшей критики с позиций заурядной теории вероятностей.

4. К сожалению или к счастью, но убеждение и доказательство - разные вещи. Можно привести логически безупречное доказательство, но всегда найдутся люди, которых это доказательство убедить не сможет. Тем более, если это верующие люди, поскольку вера по своей природе независима от фактов, да и от логики тоже: вера - не знание, а психологическое состояние, вызывающее ощущения знания. Поэтому я со значительной долей вероятности предполагаю, что мои сколь угодно сильные аргументы не изменят вашей точки зрения, и - да, готов поговорить с вами взамен о трансгуманизме, да и о чем угодно еще. :-)

Reply

(The comment has been removed)

alexeybright February 17 2013, 18:31:08 UTC
Ну, о религиозном опыте тема была поднята моим собеседником. В моей же статье соответствующий фрагмент выглядит следующим образом:

--------------------------
АРГУМЕНТ 10, представляющий собой частный случай аргумента 9, и постулирующий двустороннюю связь с богом верующих в него. Бог при этом либо исполняет молитвы, либо в той или иной форме отвечает верующему, иногда являясь ему лично в форме видения, сна, внутреннего голоса, знамения и т.п.

ОТВЕТ. Понятно, что мы пока не имеем возможности заглянуть внутрь человеческого сознания и убедиться в реальном существовании двусторонней связи с богом, но допустим, что множество людей реально обладает таким опытом. Та часть последствий такого общения, которая касается материального мира (к примеру, исполнение молитв о здоровье) вполне может быть проверена экспериментом, и такие попытки действительно предпринимались. Несмотря на то, что бог, очевидно, не станет исполнять каждую молитву, любой ненулевой процент исполнения молитв неизбежно будет зафиксирован статистическим исследованием: на практике результаты таких исследований, проведенных по двойному слепому методу, показывают отсутствие какой-либо корреляции. Результаты молитв за упокой мы по понятным причинам проверить не можем, поэтому это направление аргументации бесперспективно. Сам же факт религиозных переживаний людей связан с богом не больше, чем детский страх темноты - с реальной опасностью. Человеческая психика лабильна, внушаема и неустойчива: даже психически нормальный человек в разные периоды жизни способен испытывать галлюцинации, не говоря уже о его способности стать жертвой внушения или самовнушения.
--------------------------

Аргумент 9 вас, как Свидетельницу Иеговы, полагаю, не впечатлит в любом случае - там речь о всевозможных "чудесах" и "знамениях".

Reply

(The comment has been removed)

alexeybright February 26 2013, 16:22:05 UTC
См. профиль. Водку мы действительно не пили: я непьющий.

Reply


Leave a comment

Up