Трамвай в Смоленске

Feb 19, 2013 09:22

Оригинал взят у enton67 в Только трамвай спасет Смоленск от пробок

Внимание! Проголосуй за проект!
Действия властей нашего города мне все больше напоминают попытку укусить себя за пятку. Иначе я не могу объяснить казалось бы два противоречивых события: закупка новых трамваев и массовое сокращение трамвайных путей. Если закупка трамваев - очень хороший, давно нужный шаг, то сокращение путей - это катастрофа для города.

Начнем с аналогии: в начале XX века Париж обладал внушительной трамвайной сетью: действовало примерно сто двадцать маршрутов, а общая протяжённость сети достигала тысячи километров. Но в 1920-х началось уничтожение трамвая. Считалось, что трамвай мешает автомобильному движению, и ликвидация трамвая рассматривалась как способ борьбы с пробками. В итоге в 37 году трамвай из Парижа исчез. Примерно тоже самое сейчас происходит в Смоленске: В 1980 в Смоленске курсировало 120 вагонов, а сейчас только порядка 60-ти!
Потом в Париже, конечно, поняли, что без трамвая пробки только больше и принялись активно возрождать трамвай под тем же лозунгом борьбы с пробками.

Для затравки: как вы думаете, уменьшатся ли пробки в Смоленске если убрать оставшиеся трамвайные пути скажем с ул. Гагарина и ул. Николаева? Думаете, что да? Не спешите.

Давайте рассмотрим основные аксиомы городского строительства.
Аксиома 1. Расширение дороги или строительство развязок лишь переносит пробку в другое место. Все пояснения на картинке от сюда:


Аксиома 2. Люди в общественном транспорте занимают в разы меньше места. Посмотрите эксперимент, проведенный Мюнстере (Германия) в 2001 году. 60 человек на машинах занимают целую улицу или ... всего один автобус:


Аксиома 3. Люди выбирают путь, исходя из времени, цены и комфорта. Например, вам нужно из точки А в точку Б. На чем вы поедете: на трамвае, который будет ехать 1,5 часа в час пик, или на машине за 1,5 часа? Очень многие предпочтут комфорт автомобиля (цена плюс минус одинакова). А если трамвай будет преодолевать этот путь всего за 30 минут?

А теперь вернемся к Смоленску. Как решают проблему пробок наши власти. Верно - они перегоняют пробки из одного места в другое. Строятся подземные переходы, хаотично расширяются дороги, убираются трамваи: деньги уходят, а пробки растут...
Таким путем проблему не решить: скажем расширим улицу Крупской в два раза - на ней не будет пробок: пробки будут на Гагарина. Расширим Гагарина, пробки будут на Б. Советской. Снесем дома на Б. Советской (исторический цент!), пробки встанут перед мостом, расширим мост - пробка будет на Колхозной площади. Это вечный и чрезвычайно дорогостоящий процесс!

Такой древний город как Смоленск с его узкими улочками в центре не рассчитан на то количество машин, которое есть сейчас. Единственный путь - это развивать общественный транспорт. В Европе так и делают. Возьмем, например, Эдинбург. Там много узких старинных улиц. Но по ним ездят по выделенной полосе двухэтажные автобусы. Одна полоса для автобуса и всего одна!!! для машин. И вы не поверите, пробок нет!

А теперь посмотрим на самую очевидную транспортную задачу Смоленска: ежедневно большой поток людей едет с Киселевки в Заднепровье (через Колхозную площадь), и обратно. Каждый из этих людей ежедневно делает выбор между скоростью и удобством (цена сопоставима). И вот мы убираем трамвай с большой Советской. Помогло: нет! Люди которые раньше ездили на трамвае - теперь пересели на маршрутки или на личный транспорт. Поскольку по скорости маршрутки, автобусы и авто стоят в одних и тех же пробках, все больше людей будет выбирать комфорт автомобиля.
А что же трамвай. Трамвайная система в Смоленске была спланирована идеальным образом:


Обратите внимание на схему: зеленым я пометил места, где трамвай едет раздельно от машин. Cредняя скорость движения в таких местах 25 км в час. Получается, что все основные пробки (Крупской, Кирова, Б. Совесткую - помечены светофорами) трамвай объезжает. Здорово правда? А теперь посмотрите сколько людей выходят из трамвая на пл. Победы: почти все. А все потому, что дальше ехать бессмысленно: трамвай делает огромный крюк по пробке (помечена бордовым - средняя скорость движения 3-5 км в час). Быстрее пешком пройтись по Дзержинке и сесть на трамвай опять!!! Но как вы понимаете это жутко неудобно и никто так делать не будет: а просто поедет на Колхозку на машине.

Мы предлагаем простой и дешевый путь решения Смоленских пробок: нужно пустить трамвай по Дзержинского (только не нужно при этом убирать его с Гагарина!!!). Это сэкономит от 30 до 40 минут пути. И т.к. трамвай объезжает основные пробки - он будет добираться до Колхозки быстрее чем авто. Да еще и бонус: на трамвае можно будет ездить в центральный парк.


Что будет: больше людей просыпаясь с утра будут выбирать трамвай вместо комфорта (так быстрее ведь). Но трамваи не переполнятся. Поскольку они будут проделывать тот же путь в два раза быстрее - они будут перевозить в 2-а раза больше людей. Легче станет и автомобилистам - дороги то разгрузятся.

Отговорки, которые нам расскажут власти:
1) Трамвай давным давно ходил по Дзержинского, но его убрали: мешал чиновникам в администрации и ФСБ грохотом разрушал исторический центр города. Сейчас этот недостаток исправим: давно существуют бесшовные, и даже резиновые пути. В городе уже курсируют "тихие" трамваи, которые можно пустить по этому маршруту.

2) Цена: только в этом году на ремонт улиц Кирова и Большой Советской власти города потратят 400 млн рублей!!! А вот контракт на ремонт и замену путей по улице Трамвайный проезд и Багратиона - всего 12 млн рублей. Срок службы трамвайных путей (в России) составляет в среднем 20 лет, а срок службы автодорог ... ну вы знаете.
Сюда же хочу добавить цену новенького бесшумного трамвая, который ходит в Смоленске: 15 млн рублей.

3) Дзержинка встанет в пробку: не встанет. Во первых, можно запретить стоянку вдоль нее, и тогда вообще ее пропускная способность не изменится, а во вторых - особые пессимисты могут вспомнить картинку с "занимаемым местом" из Мюнстера. Один трамвай сможет доставить столько народу, сколько займут всю Дзержинку, если приедут на авто.

Прокладка трамвая по Дзержинского - это самое начало пути к городу без пробок. Но мы все вместе должны сделать этот первый шаг. Именно вместе: нам нужна помощь граждан города. С сегодняшнего дня мы начинаем голосование в поддержку проекта. Для того чтобы поддержать наш проект нужно просто сделать перепост у себя на странице (FB, VK, Twitter, LJ). Когда наберется 500 человек - мы напишем заявление в администрацию и всем городским депутатам с информацией о числе проголосовавших и организуем публичные слушания по этому вопросу. Вот увидите, вместе дело пойдет! А если Вы не поленитесь и под постом подпишутся 2800 (1% жителей города) - думаю депутаты сами выдвинут такое предложение (ведь выборы скоро).
Если вы журналист и читаете этот пост: пожалуйста, разместите заметку у себя в СМИ - так вы поможете городу. Мы разрешаем свободное перепечатывание поста в любых СМИ без подписей об авторстве и каких либо претензий с нашей стороны.

Всем рекомендую почитать статьи городских проектов:
Борьба с пробками: http://maxkatz.livejournal.com/90818.html
Развязки vs Заторы: http://zyalt.livejournal.com/663084.html
Общественный транспорт в Париже: http://zyalt.livejournal.com/613732.html
И про Смоленский трамвай: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9

И напоследок фотки, о том как должен выглядеть настоящий трамвай (Берген, Норвегия, фото от сюда). Надеюсь когда-нибудь по Смоленску будут ходить именно такие:


Если кратко - трамваи ходят быстро, часто, не задерживаются в пробках, не останавливаются на светофорах и абсолютно бесшумны. Сидя в трамвае даже слышно, как рядом по дороге ездят машины.


Трамваи низкопольные. Низкий пол нужен не только и не столько для удобства пассажиров, сколько для ускорения посадки и высадки пассажиров. Чем быстрее высадка, тем быстрее едет трамвай и больше людей успевает перевезти.


У трамвая полный приоритет при движении по городским улицам. Все светофоры радиоуправляемы из трамваев, когда светофор близко, то водитель жмёт кнопку, переключая сигнал на зелёный. Это приводит к тому, что остановок вне станции практически не происходит.


Понравилась идея? Жмем перепост, ну а мы расскажем вам и о других проблемах Смоленска и о путях их решения.
Previous post Next post
Up