Двуличный ёжик из масонской ложи

Nov 17, 2012 12:35




Виктор Топоров. Фото ИТАР-ТАСС, Руслан Шамуков

(фельетон на литобзоры Топорова)

«...против обезлички, за здоровую критику и здоровую самокритику, за личную ответственность каждого, за образцовое содержание отчётности и против недооценки собственных сил»

(А. и Б. Стругацкие. «Сказка о тройке»)

В литературной эволюции последним из существ возник критически настроенный субъект, в спокойном русле развившийся из «homo legens» (читающего человека) в критика со множеством ветвей возможных отклонений. И с первых же деньков в процессе обитания в литературных сферах предначертал себе труднейший путь - стать образцом мировоззрения и распорядителем всех судеб авторских начал

Я буду объективен, и расскажу о самом что ни на есть известнейшем создании, живущем в нынешней эпохе критиканства.

С прокуренным усищем и усталым взглядом и с матерным словечком для чужих в угоду всем дружкам в «фэйсбуке», это он за словом не полезет - Виктор Леонидыч, бесценный экземпляр.

Любят дедку в критике за его филиппики, о коих Юзефович говорил давным-давно на сайте «Частного корреспондента», где ко всему добавил: «Прощать он не умеет, и даже вежливость - не его добродетель. Он слишком быстро переходит от текста к личности автора, а то и вообще минует эту стадию». И там же Беляков Сергей сказал, что «Топоров часто бездоказателен и безапелляционен». А Мария Галина (marigalina) призналась: «Почти со всеми его оценками я не согласна». И Виталий Пуханов (puhanov) сообщил: «Топоров работает по двойным стандартам. Вкус ему изменил навсегда или совесть - не берусь судить».

Прошло три года. Что же изменилось? Давайте проследим на основании недавних четырёх его статей на сайте питерской «Фонтанки.ру»; они публиковались этим летом - три в августе и одна в июле.

Хоть три, да хоть и пять годков, а Топоров не зря теряет время,  расхваливая непотребность. Вот тут подмаслил графомана, там раскрутку для профана, где-то и воздал хвалу на ширпотреб - вот и вышел сей портрет: лизоблюдством в новом свете критик нарастил скелетик.

Для многих он «прикольный дядька». И друзей собрал, как с грядки. Как он сам в Сети признался: всех в друзья он добавляет, кто хотенье проявляет к дружбе с ним бывать в «фэйсбуке».

Оппонентов его взглядов шлёт на три весёлых буквы. Вот недавно был я сослан за претензию к нему. Я обзор ругнуть посмел, сотворённый его мозгом.

Он схватился за прочтенье в стареньком «Журнальном зале». И, кажись, совсем уж обозрел. Взял не всё, а токмо из советских: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», и так далее, в общем - скучненький стандарт, граничащий с безвкусьем. В библиотеке взять затасканные номера «Москвы» хотя бы, иль в Питере своём любимом спросить известный «Невский альманах». Ну, даже пусть неоднозначный куняевский «Наш современник». Да куда уж там: «Сиди, я сам открою».

Уровень его либидо - дополна и больше. Но Виктор стар уже, чтоб топать к храму с книгами, журналами и бабками в очках, сидящих возле картотек. Его волнует «Тётя Мотя», на это он потратил две статьи, подряд идущих на «Фонтанке.ру» про новенький роман Кучерской Майи. Он был, наверное, снедаемый возможной тайной тягой к разным тёткам, которые писателями стали без ведома и позволения его.

Зациклен дядя Витя не по-детски, всё ж - старое либидо, согретое немалыми потугами подобострастных авторов к нему.

За что считать его авторитетным? За вздор его словесный? А, может, за обзоры тех журналов, которые читает он, сверяя в них из памяти знакомые фамилии? Коль весь журнальный номер им не узнан, тому навесит враз ярлык - «пустой».

Леонидыч любит, когда лижут, и сам не забывает подлизать. Вот, Левенталя  (levental), будто вместе спят, я извиняюсь, ласкает словом, но без содержания, а так - упоминаньем, словно бы касаньем, конкретики-то нет. Правды не придумать, а околёсицу нести несносный Топоров привык, судя по безответственным обзорам лит.журналов. Он давненько, надо полагать, не гладил дланью на яву бумажненьких обложек, но залил авторской язвительной слюной их заменитель виртуальный. Я редко так встречал укор в его бесхитростный удел - марать без доказательств главарей журналов, и авторов статей и прозы. Кого не спрашивал, все в личных сообщениях со мной согласны, но что-то цельного на этот счёт сказать никто не мог открыто. Так мало их со стороны: писателей, поэтов, хотя б наипростейших буквоедов.

Спасать журналы от хулы не есть мой первый шаг, протекция вторична, а первыми рядами мысль - обличить небрежность литобзоров. Да, есть проблема в наполнении пустот страниц журнального издания, а, скажите, где нет такого в нашем деле? Нет ровных авторов, творящих ежегодно высочайший текст, а времечко бежит для всех неумолимо, ждать восемь-десять лет «войны и мира» - нет сил и прав: журнал сползёт в могилу. Им итак копает яму для могилы «Союз писателей России».

ризнать нам нужно, как один: ведь Топоров сгорел, и кое-как насилу сердобольных греет пламень иных воспоминаний, отличных от других, кто видит очевидным: глас правды поутих, всё больше фальши на устах. Читать от корки и до корки уж больно подустал наш критик. Он топорно клиширует завзятое суждение: бросайте вы журналы, в них нету полноты, а всё пустым-пусто.

Но как же можно соглашаться, когда статьи читают, обсуждают: и в своих «фэйсбуках», и в «ЖЖ».

Он в критике не фаворит давным-давно, забег окончен для него в тот самый отдалённый во времени этап, когда читать всё меньше мог он с огромным упоеньем книги и журналы, терпя усталость глаз. Но безвозвратно для него литературный свет погас. Он в призрачном тумане облик - вялый ёжик, что ищет шанс для мести: живым немолодым, которым он ровесник. Укол иголкой не смертелен, тем более словесной, коль за неё берётся старый ёжик.

Во всяческих статьях с литературными обзорами его критический запал зачах, он только сыплет именами, которые он знает сам и те, которые ему друзья упомянуть сказали.

Всё, на что хватило горлопана, пара номеров из питерских журналов: в 7-й «Звезде», в 8-й «Неве»; затем июльский номер «Иностранки», что посвящён эротике французской (ну как мог пропустить наш Топоров эротику в свои-то годы? Немыслимо сие, поэтому - «ноу коммент»). Ах, да, ещё же сдвоенные номера журнала «Волга»: их четыре. И в последних-то всего лишь ничего - известные лжекритику три мужика: нероссиянин Лорченков (blackabbat), да земляки для Виктора - любимый Левенталь да некто Бузулукский. О чём у них рассказы - ни полслова, ясно же - пиар, зачем обзор им нужен, только б имена всплывали, как бревно, когда его кидают в воду, чтобы сплавить. Всё было так: ко дну пойти им Топоров не дал, они в одной компании собрались, ну, может быть, без Бузулукского, но Лорченков и Левенталь - в одной команде были, так сами в собственных «фэйсбуках» рассказали прочим, кто любит их читать, а я - случайный гость для них. Но Лорченкова я спросил на эту тему, а он ответил: «Я просто пошутил» и «мне никто не нужен».

У Топорова, безусловно, есть другие лит.журналы, которые назвал он в литобзорах, но и по ним - одна издёвка. Но их я разберу по отличительным отметкам критикана с Питера: след в след, как и положено.

Ещё раз сызнова об этой паре. Они себе придумали масонский прототип союза, где есть особый «комитет трёхсот», но в нашем случае - толпа весьма бездарных, где крикуны и Левенталь, и Топоров, и самовыдвиженец в классики молдавский Лорченков. Но Лорченкова выгнали они, не став считаться с ним. Как сам признался Лорченков, назвав их «ленинградской мафией». Как Топоров, - и Левенталь, и Лорченков - самодовольны. Но речь о них я поведу на фоне их произведений. Я к ним вернусь. Сначала по порядку. Я попытаюсь сохранить ступени хронологии абзацев из статей, хотя не в этом суть.

Итак. Статьи о лит.журналах на «Фонтанке.ру».

У Василевского (avvas) жену зачем-то Топоров хвалил за внешность по странному сравненью с ним, Андреем, мол, жена-то лучше. И Холмогорову Елену (анонсы пишет для журнала «Знамя») за красоту припомнил, хоть и с отсрочкой в тридцать лет, мол: помню, в семьдесят девятом была юна сия особа. Чудак он, впрочем, как всегда.

Листает электронный вид журналов, а мысли, как масленые пальцы, норовят за юбками плестись, шурша в реальности штанами. А в итоге: журнал литературный весь испачкан от таких слюнявых взоров старика. Литкритик думает о плоти, а от духовной пищи, видимо, его уже воротит.

В его потоке мыслей - искуситель змей, сбивающий от поисков бессмертных строф в огромной массе текстов. Наш Топоров неверно понимает пушкинскую строку «души прекрасные порывы». Санкт-петербургский критик не желает рыться и искать, он просто душит собственным бездушием. Все его потуги для культуры - кривлянье старика с температурой, к тому ж сбежавшего из психбольницы.

Вот «Новый мир». И Топоров, конечно, высказался в том ключе, что: «автор «Учителя цинизма» - штатный сотрудник «Нового мира». В «толстых» журналах свято блюдут эту традицию, а в «Новом мире», самом традиционном из них, - в первую очередь. И не только блюдут, но и развивают: вот ведь Симонов и Твардовский, как сказано, регулярно печатали здесь свои стихи, а Василевский и сам печатается, и жену свою печатает - тоже поэтессу и, кстати, в отличие от него самого недурную». Ну, что я говорил. Завидует чужой жене. Но тут же Топоров изрёк: «в разбираемом здесь июльском номере лишь прекрасная поэтическая подборка Игоря Карауловапришла, так сказать, со стороны».

А вот и сам он - Караулов: друг Лорченкова, Левенталя в известнейшем «фэйсбуке», о коем Топоров, конечно, знает. Сболтнул он о подборке, которой Игорь Караулов открывает номер. Давайте разберёмся в ней. Прочтём и тут же разузнаем, что автор сам «себя самого изживая в уме, / из клетки себя вычитая» нам стишок подарил под названием «Клетка». Или вот его «Биргартен»: «Здесь садитесь, здесь поговорите, / первая учительница и / мой последний гибельный учитель». Есть ещё про «Теремочек, термо-волочёк». А также глупые частушки:

«Побатальонно и поротно,

помочегонно и порвотно,

печально строятся полки,

как будто струнные колки»

Иль вот всё там же:

«Была в восторге от гастала,

теперь же пьёт имодиум.

Не то чтобы пора настала,

а просто нынче в моде он»

Что здесь прекрасного нашёл наш бородатый критик? Сам новоявленный «поэт» спасти не сможет и признаньем:

«Я вас люблю и очень хочу.

“Милые, милые”, - вам кричу.

Как будто выпавшим в окно,

которым ещё не всё равно…»

Да, с такими, вот, «поэтами» - любые слабонервные в окно по собственной же воле убегут.

О нём же Топоров в обзоре «Волги» заикнулся вновь, нисколько не стыдясь. Тот номер сдвоенный - «5-6». И чем там лучше, спросите? И будете вы правы, вопрошая. Да ни чем особенно, всё так же, автор тот же, про себя он говорит открыто: «Мать моя ласка, радио мне шансон, / я ООО, юридическое лицо». Или вообще пытается воспеть, что видит на яву: «Гражданин в Ашане нашёл стремянку, / водрузил её на тележку / и везёт, как польскую полонянку, / а она скрипит, недовольно и резко».

Дальше - «Знамя». И Топоров с его вердиктом: ««Знамя»: №1 - пусто. № 2 - пусто. № 3 - подборка стихов Владимира Богомякова (iris_sibirica) и рассказ уже упомянутого Снегирёва   (snegirev)».

Повесть в «Новом мире» Снегирёва ранее он представил как в одном ряду с необязательным прочтеньем, что можно допустить, ведь мы берём лишь то, что Топоров похвалит.

Приступим. Это ж надо же, какой у «обозревателя» дурнейший вкус. Вот «стихи» профессора Володи Богомякова: «Ушёл покойник на Луну. / Завоет брага здесь одна  / И рухнет на пол холодна, / Бесстыдно обнаживши грудь». А как вот это вам на слух: «Всё-всё. Ухожу. / Теперь бабки есть - добуду в Нерчинске свинцу. / К Афанасьеву дню собрался на Обдорскую ярмарку. / Да вообще перед смертью не худо бы поездить - / Посмотреть Евразию». И вот ещё: «К вечеру муравьи опять прогрызли ноосферу. / А мы с соседом Мишей Панюковым выпили 4 бутылки водки». И напоследок: «12 лет назад товарищи в Париже познакомили меня с Бодрийяром. / А я пил всю ночь с двумя туристками и изо рта был жуткий перегар». И там ведь все «стихи» такие. У Богомякова любимейшие темы: еда, бухло, физиология и бред.

Так вот, другой рассказ, уже в журнале «Знамя» №3 от Александра Снегирёва получил уже оценку с плюсом.

Рассказ о церемонии врученья премии. И в нём от автора-рассказчика: свои предположения о том, за что на самом деле каждому лауреату отдана награда, подозрения на счёт чеченского лауреата и своего папаши, который переводчик, а получил, мол, за сексуальную интрижку с доверенным лицом от премии.

Рассказчик, как жертва рефлексии, самолюбив не в меру, когда его герой из зданья «вышел на мороз и понёс своё спортивное тело подальше от ненужного букета, склизкой лестницы, светлого зала, гастрономического изобилия. Подальше от папаши-кривляки, пассии его французской, жены его нынешней, дочери их годовалой. Дальше, дальше».

Ближе концу рассказ зачем-то продолжился описанием того, как главный персонаж «раздевает» праздничную ёлку, как будто так необходимо написать инструкцию для тех, кто не способен это сделать сам.

Плавно к самому концу поведал о синице, убитой поставленной им мышеловкой. Но со следующих абзацев, без всякого раскаянья, позабыл, когда в окне предстало: «Грузные облака нехотя разошлись, в просвет тотчас юркнуло солнце и давай выделываться».

Никаких печалей, а девушка встречает: «…- Доброе утро, любимый.

Он лёг рядом, обнял её. За досками потолка зашуршала мышь». Наверно, намекает автор, эта мышка будет вскорости убита беспощадно, хладнокровно, как и птичка, к которой нет эмоций сожаленья. Но, слава Богу, рассказ его окончен раньше.

Топоров неистово трубит: «Знамя»№ 4 - неожиданно щедр: прекрасная подборка стихов Дмитрия Мельникова».

Там Мельников Дмитрий со своей религией: «и я верю, что жизнь не нелепа, что за этим пространством голым, / что за небом есть ещё небо, / где медведи молятся пчёлам».

Он самовосхваляется порой, но так неубедительно: «рифмачи, которых уже отпели, / сохраняют вечный нейтралитет, / только я, которому смерти мало, / чувствую холодный зелёный свет!». И себя не забывает: «Я знаю этот город наизусть, / он извергает дым и вороньё, / он сорок лет готовит, как Прокруст, / мне ложе эталонное моё». Он самонадеян у себя в подборке: «и вместо символа веры скажу стихи / о том, что душа устала от многих бед, / о том, как она мечтала увидеть Свет, / и тем печаль утолити в конце времён, / пожать плечами и выйти, как Лазарь, вон».

И как же он похож на Караулова, с его суицидальными порывами в своём стихотворении, ведь Мельников поднял больную тему также:

«вот так, повиснув надо мной,

мой голос, гулкий и шальной,

бесшумно подойдёт к окну,

задвижку нужную найдёт

и медленно в ночную тьму

над Черногрязской упадёт,

и в тот же миг наступит свет,

пойдёт черёмуховый снег,

и вдруг раздастся надо мной

прощальный, громкий, ледяной

скрип деревянных галерей,

стук ставен, хлопанье дверей,

и хрупкий голос на ветру:

- я не умру, я не умру»

Вот видите, всё та же ведь картина: желание попасть в проём оконный, но не ради взлёта, а - паденья. То тьма ночная, то внезапный свет, черёмуховый снег, то собственный же голос, который как-то непонятно упадёт в ночи, но не поймёшь, имелась ли в виду душа или простой предсмертный голос. В общем, недомолвка.

Вот подошёл черёд Санкт-Петербурга, и Топоров вещает: «Нева»: №№ 1-3 - пусто-пусто-пусто. № 4 - рассказ Михаила Юдсона».

Он называется «На постпоследнем берегу». Начало вот такое: «При этом нерационально отрицать - да, хлебнули... Однажды мы вдвоём соображали на троих». Да-да, за этим делом весь этот крупненький рассказ, да разговоры обо всём, когда сидят на берегу друзья рассказчика. Об алкоголе рассуждения - как словно бы сюжет, сопровождаемый подъёмом пластиковой тары с алкоголем. Не меньше четверти объёма текста - белиберда из слов, где смысла нет, но есть нагроможденье букв. Всё словно бы в бреду писалось.

В таком бесцветнейшем сюжете встречаются и авторские оговорки: «я, несильный литератор из простых, бедный Михаэль Ю., бойко кропающий в местные боевые листки всякую хню». Как, собственно, и всё произведение его.

А концовка подвела к началу старого сюжета: «Успели - ларёк был весь открыт, и “Голду” продавали».

И вот, доплыли мы до «Волги». У Топорова здесь друзья за пазухой, как у Христа, но их (из первых номеров) оставим мы на сладкое. Возьмём пока другие номера со слов того же Топорова: «№ 3-4: пустоват. Выделю лишь рассказ Сергея Дигола. Он, как и постоянно публикующийся здесь Лорченков, живёт в Молдавии».

Сергей Дигол. «Три фута под землёй». Весь непродуманный рассказ писателя с Молдовы единственно о том, как один увёртливый умом парнишка из молдавской газораспределительной компании заставляет лебезить министра перед ним; но цель у них одна для каждого была, где результат - снесённая большая церковь и территория под ней, чтоб провести трубу для газа. Пустая трепотня, а не сюжет. В нём автор вовсе неразумен на счёт чиновничьего страха; вся сущность авторской задумки - наивный детский лепет с элементом нынешних реалий, притом написанный для ребятишек средней школы: настолько мало в ней резона, а язык - как порция простой лапши. Кто не согласен - я могу поспорить.

Как обещал, даю десерт. Первоисточника немножко для цитаты от дяденьки усатого: «Волга» - лучший на сегодня журнал, по бедности выходящий сдвоенными номерами. № 1-2: рассказы Владимира Лорченкова и наших земляков Анатолия Бузулуцкого и Вадима Левенталя».

Я думаю, возьмём двух крайних, а Толю Бузулукского отпустим с миром. Не хватит мне пространства всех уважить. А выбранных - все знают, и значит, всё легко проверить.

В.Левенталь - рассказ «Carmen Flanriae». Левенталь Вадим недалеко ушёл от земляка, с которым дружит. Все мысли эротические там же, но Топоров себе не мог такого разрешить в статьях, а Левенталь, по молодости лет, позволил, не моргнув в своём рассказе: «когда о них думаешь, представляешь себе её грудь в своей ладони, её задницу, живот, жаркие бёдра, влажную внутренность».

История эротомана-паренька из серого средневековья, влюблённого внезапно в нежданную девчушку, оказавшейся какой-то странной ведьмой. Но, не прознав ещё об этом, он решил ограбить несколько могил, чтоб раздобыть деньжат. По тексту проронив слова рассказчика: «Когда пьяный, всё время кажется, что что-то кому-то недообъяснил» - нам Левенталь дал всем понять, за что он так растягивал свою историю. По ходу действия Вадим решил добавить голливудский ужас: «…на моём запястье сомкнулись костяные, увешанные золотыми перстнями пальцы. Я рванулся было назад, но непреодолимая сила потащила меня внутрь гроба и притянула моё лицо к черепу мёртвого. Я продолжал кричать, а мёртвый хитро смотрел на меня и в голос хохотал». А в конце нет никаких катарсисов, герой нисколько неизменен: «И когда мы соединимся в одно счастливое неразрывное тело, нам будет и жарко, и сладко, и мокро - но слёзы будут слезами умиления». А мне вот не до смеха, и совсем не мокро, я вынужден был дочитать в сухом остатке. И, как любит нам вещать сам Виктор Леонидыч про чужих писателей, ничего не будет, если не прочтёте вы и сей рассказ, который претендует однобоко - на статус подростковой сказки.

Ещё один известный попугай отечественного литпроцесса - Владимир Лорченков. «Я любил Ваше фото» и другие рассказы». В первом заглавном девушка - «Крепкобёдрая, с сильными, не очень длинными, но и не короткими ногами. В джинсовой рубашке с коротким рукавом, завязанной на животе узлом. С волосами, разделёнными пробором, и каждая сторона перевязана розовой лентой». Вот такая девушка, с перевязанными зачем-то «сторонами» розовой лентой, вызывает у рассказчика Лорченкова мысли при взгляде на неё: «М-м-м, что за ляжки. Уверен, даже дельфины, - они ведь тоже млекопитающие и теплокровные, как мы! - мечтали вдуть ей, этой девчонке, волосы которой с лентами развевал ветер».

Вот этот, вот, рассказ нам подарил молдавский автор. И для читателя, я думаю, как Лорченков в нём сам подметил: «Это было всё равно, что подарить шлюхе фаллоимитатор». Имеется в виду - без надобности нам читать его в дальнейшем.

Ну, если вы не верите, то вот ещё вам: «Эти девчонки ныряют в чём мать родила. У них только верёвочный поясок и пышная чёрная мохнатка. У всех. И сиськи. Само собой, первое, что я сделал с книжкой Жака Майоля, дочитав её до семнадцатой страницы, - заперся с ней в туалете и сдрочил. Аккуратно вытерся и вышел. Сел у себя в комнате и продолжил читать». Ну что, читателям ещё охота прочитать из Лорченкова? Да!? Ну, ладно. Не мыслю я, как и редакция, наверно, для чего и как желают провести досуг с журнальной публикацией подписчики журнала «Волга», но, пересилив отвращенье, для объективности добавлю про его рассказы, чтоб не было упрёков в субъективности воззренья моего. Первый же рассказ, на протяжении всего сюжета, состоит из описания физиологий девочек и мастурбаций юного пловца, который их любил рассматривать. Не верите? Прочтите сами.

А в других рассказах что? Извольте. Рассказ «Сын Ра». Всё есть там, в том же духе, с матерными фразами в большом количестве, причём из уст священников, не только от простых сограждан. Примеры здесь не приведу - редакция сотрёт их в многоточья. А ещё, есть пять невинных трупов и одно самоубийство.

Дальше, третий рассказ - «Одно удовольствие». Поймите, здесь исключительно названье, в нём нет причин для обольщенья. Есть множество синонимов на букву «х», нет-нет, конечно, некультурных, я ж предупреждал. И, безусловно, много неприятных слов на «б» и «ж»; куда смотрел главред журнала «Волга» - мне неясно. Рассказ там именно про трудную работу в 90-х за гроши. Кому охота - загляните.

Последний у него рассказ - «И кит им не рыба!». Там вообще энциклопедия сквернейших слов. Надо ли цитировать? Конечно - нет, не стану. И это Топоров советовал читать!? О, Боже мой! У Топорова явно замутнённый взгляд, а вкус увяз во прахе тлена.

Ещё чуть-чуть, стерпите, и вы познаете нюансы топорного вкуса.

В.Топоров: «№ 7-8: прекрасная поэтическая подборка Михаила Квадратова, тонкие рассказы нашей землячки Веры Кобец».

Михаил Квадратов, собственно: «а по дороге из солнцево в одинцово / он случайно находит искомое слово / произносит смеётся / не помнит снова». Если бы было и мне над чем смеяться, я бы с удовольствием забыл. И только для наглядности припомнил, но позже - обязательно забуду, потому что «пусто» в них, как и в других: «из тучи в пустоту пускать ненужный дым; / и город поползёт по рельсам грязевым». У автора в дальнейшем: «потом, конечно, будет новый день, и бабочки в росе, / но виноваты, гады, все». Ну, плохому же поэту все мешают: «высохшие плечики / согнутые ручеки / вы меня замучили / люди человечеки». Оставим Михаила.

И вот ещё один земляк у Топорова в списке. Вера Кобец и рассказы, их четыре.

Первый «Кино и книги». Неясно, почему «кино» вошло в названье, коль только раз в конце упомянули художественный фильм «Лолита»; есть описанье книги автора Кортасара. А потом старик-герой решился, встал, и к девушке пошёл, но опоздал, она ушла. Рассказ окончен.

Рассказ второй с названьем «Кисть рябины». Всё в нём наполнено сюжетами из детства девочки, которая на лето отдыхала вдалеке от дома: «здесь столько нового. И я всё разглядывала сама. Никто мне ничего не объяснял. Я сама придумывала объяснения. Так, как хотела». В общем, для себя любимой: тётушки, старушки, дяди, мама и подружки. А в конце: «Лето прошло. Но со мной кисть рябины». Концовка нужна была, чтоб оправдать название.

Рассказ №3 - «Надеждинская ул.», не сокращал я, так и есть. Но весь рассказ землячке критика можно было сократить до собственной же фразы: «улица Маяковского так и осталась Маяковского, а вовсе не обратилась снова в Надеждинскую. Но к нам это никак не относится». Ведь вряд ли можно отнести рассказ про болтовню девчушки со взрослыми людьми достойным литобзора.

И четвёртый - «Сила характера». Сюжет таков. Старик по зову нескольких мадам идёт на званые обеды раз от раза. И дальше всё зациклено на этом: «Вадим! Ну где же вы? Тилли (это Матильда Аполлинарьевна) купила замечательного кролика. Тушёный кролик под луковым соусом - объедение. Вы непременно должны прийти».- «Спасибо, Екатерина Аполлинарьевна, с удовольствием». И я шёл, хотя я, скорее, вегетерьянец, а в этот день собирался присутствовать на заседании Общества библиофилов».

Да, рассказ на мой, «вегетерьянский», вкус библиофилам, думаю я, не осилить.

А впрочем, кто хочет узнать, почему «У неё отвалилась челюсть. Не в переносном, а в прямом смысле», то может почитать рассказ Итак, в его обзорах имена, но все они - безличны, скупыми фразами начинка утрамбована всего лишь в капельку критичной мысли.
  Итак, в его обзорах имена, но все они - безличны, скупыми фразами начинка утрамбована всего лишь в капельку критичной мысли. Известнейших писателей не понаслышке знаем. Здесь Топоров не нужен. Что Юрочка Буйда (yu_buida)  и Шаргунов Сергей (shargunov)  да Сенчин Рома (senchin_roman)  пишут хорошо, все знают без него. А прочитать в «Журнальном зале» имена любой без Топорова сможет.

Алексей ЗЫРЯНОВ, Тюмень

Публикации:
1) Литературный портал "Книгозавр" (19.11.2012) - [полная оригинальная версия];

2) Русский литературный интернет-журнал "МолОко" (28.12.2012) - [полная оригинальная версия].

Владимир Богомяков, «Знамя», Лорченков, Роман Сенчин, Андрей Василевский, «Иностранная литература», Бузулукский, Сергей Дигола, «Нева», Виталий Пуханов, Юзефович, «Новый мир», «Волга», Сергей Беляков, Елена Холмогорова, Мария Галина, Вера Кобец, Сергей Шаргунов, Майя Кучерская, Дмитрия Мельников, Михаил Юдсон, Топоров, «Фонтанка.ру», Юрий Буйда, Левенталь, Игорь Караулов, Михаил Квадратов, "Книгозавр", Александр Снегирёв, "МолОко"

Previous post Next post
Up