Особенности православной топонимики

Oct 02, 2014 12:28


Мало кто из нас задумывается о происхождении имён окружающих нас городов, сёл и улиц. А ведь если вникнуть и разобраться, то можно с удивлением узнать, что очень многие из них имеют православные корни. И даже безбожной советской власти не удалось стереть и вытравить из привычных для нас топографических названий христианскую основу.


Все дороги ведут к храму

В далёком сахалинском селе Троицком, где я родился, недавно построили «самый восточный форпост православия» - храм святого благоверного князя Александра Невского. Сам патриарх Кирилл приезжал его освящать. Ещё три церкви с такими же названиями и духовно-символическими целями строятся на крайнем севере, юге и западе России. Жаль только, что ликвидированную после революции церковь во имя Святой Троицы так и не возродили. А ведь именно в честь неё было изначально названо село. Точно так же, как и прочие посёлки и города со святыми именами…

Названия населённых пунктов с древних времён отражали природные особенности территории и уровень культуры и духовности обитателей. Язычники любили называть свои поселения в честь представителей животного и растительного мира. Медведь, Бык, Гусь, Лебедь, Судак, Сосна и даже Пенёк были довольно распространёнными топонимами. А о духовных предпочтениях наших пращуров могли сказать Велесово (Волосово), Идолово, Родово и Перуново.

С принятием Русью христианства, идея святости стала путеводной звездой и национальным идеалом русского народа. Наши православные предки верили, что при строительстве города или села первым делом надо возвести храм, вокруг которого создаётся особое сакральное пространство, получающее Божественное покровительство и благодать. Именно от храмов, становившихся центрами духовной жизни людей, начинались все улицы, и все дороги вели к храму.

Само собой разумеется, что улица получала такое же имя, как и церковь. Да и сами сёла очень часто брали церковные названия. Многие селения разрастались и превращались в города, а названия оставались прежними, или принимали новое имя - как правило, в честь того храма, который на данной территории был наиболее почитаемым в народе…

Божественные названия

Городов и сёл с названием Спасск(ое) на Руси было также много, как и обладателей имени в честь Святой Троицы. Да и сейчас их немало уцелело, несмотря на страсть советских властей к переименованиям. В честь Христа - Спасителя - Спаса называли многие церкви и монастыри.

Распространена была и традиция прибавлять к святому слову народное название местности. В славящейся оригинальными и уникальными названиями Москве можно найти массу подобных словообразований.

Возьмём, к примеру, Спасоналивковские 1-й и 2-й переулки. Названы они в честь церкви Спаса Преображения, что в Наливках. Об истории имени вошедшего в состав столицы селения Наливки, основанного ещё отцом Иоанна Грозного, есть несколько версий. Именно здесь был очень популярный у стрельцов и иноземных гостей царский кабак, в котором наливали в любое время дня и года, и народ это оценил. А ещё наливками назывались местные рощи и наливные луга…

Спасопесковская площадь и переулок обязаны своим именем храму Спаса на Песках, построенному в начале XVIII века. Нетрудно догадаться, какими именно почвами славилось это место. Церковь отлично сохранилась поныне, и не последнюю роль в этом сыграли… детские мультики. В советское время в ней располагалась мастерская «Союзмультфильма», в которой делали кукол. Именно здесь родились Чебурашка, Крокодил Гена и многие другие любимые мультперсонажи.

Московское урочище Глинищи известно с XIV века, здесь добывали качественную глину. Церковь Спаса Преображения в Глинищах дала название Спасоглинищевским переулкам. Правда, самой церкви, первое здание которой было построено ещё в 1460 году, уже нет. В 1931 году она разделила печальную судьбу очень многих российских храмов, приговорённых к сносу.

Многие считают, что улица Сретенка, а также бульвар, переулок и тупик, были названы в честь построенного в XVII веке монастыря, посвящённого празднику Сретение Господне. На самом деле, она имеет ещё более древнюю историю. В давние времена Сретенка тянулась до самого Кремля, и лишь со временем от неё отделились Никольская улица и Большая Лубянка. По Сретенке каждый день проходили православные паломники, идущие пешком из Москвы в Троице-Сергиев монастырь.

Церковнославянское слово «сретать» означает «встречать». 8 сентября 1395 года именно по этой улице была перенесена в Москву из Владимира для защиты государства российского от нашествия Тамерлана одна из главных православных святынь - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Её встречал весь город, был грандиозный даже по современным меркам всеобщий молебен и крёстный ход. И враг передумал идти на Русь, предпочтя убраться восвояси.

Праздник Крещения Господня (имеющий и второе название - Богоявление) породил в России сёла Крещенки и Новокрещенки, а также безчисленные Богоявленские улицы, переулки и населённые пункты. В Нижегородской области поныне сохранилось село Богоявление. А на Тамбовской земле есть древнее село с забавным названием Хобот-Богоявленское. Разумеется, слоны тут не при чём. Всё дело в реке Хоботец, на правом берегу которой оно и было построено.

Не мог остаться в стороне и праздник Преображение Господне. Как повествуется в Евангелиях, однажды, поднявшись вместе с своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор, Иисус Христос преобразился и стал сиять неземным светом, наглядно показав Свою Божественную суть. На картах мы поныне можем найти немало улиц, станиц и посёлков, названных именем сего праздника.

Не счесть и таких топографических названий, как Воскресенск(ая) и Воскресенка, рождённых благодаря главному христианскому празднику - Воскресению Христову. Через 40 дней после Пасхи празднуется Вознесение Господне, в честь вознесения воскресшего Христа на небо. Ему посвящены многочисленные Вознесенски(е) и Вознесенки.

Благодаря Спасителю орудие казни стало почитаться святыней, а с IV века появился праздник - Воздвижение Креста Господня, посвящённый обретению на месте Голгофы и пещеры Гроба Господня того самого креста, на котором распяли Иисуса. С тех пор, накануне этого праздника священники выносят из алтаря на середину храма распятие, медленно и с молитвами «воздвигая» его на четыре стороны света и возлагают на аналой. А некоторые поселения и улицы получают название Воздвиженск(ие) и Воздвиженки.

Заступница земли Русской

Богородицу у нас традиционно считают заступницей и покровительницей земли Русской. А народная любовь к Ней порой настолько «зашкаливает», что доходит до курьёзного. В сознании некоторых простодушных верующих Божья Матерь может воспринимается как своего рода «богиня» и подчас почитается даже больше, чем Сам Христос. Разумеется, и связанных с Ней названий существует гораздо больше. Одних только Богородсков на Руси было несколько десятков, правда, за советское время от них остались считанные единицы. А ещё есть московская улица и несколько селений Пречистенка, напоминающие ещё об одном имени Богоматери - Пречистая Дева.

Гуляя по столичному району Якиманка, включающему одноименные улицы, проезд, набережную и переулок, мало кто догадывается, что все они тоже связаны с Богородицей, а точнее, с её святыми родителями. В честь Иоакима и Анны в 1684 году был освящён придел храма Благовещения Пресвятой Богородицы. А народ соединил два имени воедино, родив новый топоним.

А вот такие названия, как Рождественка, Рождественск(ое) и прочие подобные - могут быть связаны и с Христом, и с Его Матерью. Хотя второй вариант всё же более распространён. Например, некоторые из сёл произошли от названия храмов, освящённых в честь Рождества Христова. Московская же улица Рождественка названа по монастырю Рождества Пречистой Богородицы, а большинство из селений - в честь храмов с тем же названием.

Описанное в Евангелии явление Деве Марии архангела Гавриила, сообщившего о том, что Она родит в мир Сына Божьего, породило праздник Благовещение. Храмы Благовещения Пресвятой Богородицы дали названия двум российским городам - в Башкирии и Амурской области, а также множеству посёлков и станиц. В советское время амурский Благовещенск (родина актёров Олега Стриженова и Валерия Приёмыхова, и писателя Александра Фадеева) прославился на всю страну обнаруженным на его территории кладбищем самых настоящих динозавров. А также полным уничтожением всех имеющихся храмов и приходов, коих в городе было больше 20. К настоящему времени удалось возродить 3 храма и монастырь.

Отмечая Введение Богородицы во храм, христиане празднуют описанное в Священном Предании событие, символизирующее божественное предназначение человека. Сей зимний праздник последнее время стал знаменит ещё и тем, что в ночь перед ним даже в лютые морозы повсюду на несколько часов распускаются вербы. В честь него были названы очень многие российские селения, и даже сейчас сохранилось более десятка Введенок и Введенских.

Ну а праздник Покрова Божьей Матери породил множество топонимов с именем Покровка и Покровское.

Многие исследователи полагают, что Дева Мария прожила 72 года и умерла примерно в 57-м году н. э. Празднование Её ухода из земной жизни украсило карты России огромным количеством Успенских улиц, переулков и населённых пунктов. Некоторые неверующие недоумевают: как это можно праздновать дату смерти, да и зачем? Всё дело в том, что для искренне верующих христиан смерти не существует, есть лишь переход от земной жизни - к жизни Небесной, к вечному бессмертию. А уход Богородицы в Вечность подарил миру величайшую из всех святых, рождённых на грешной Земле.

И, конечно же, можно найти множество городов, сёл и улиц в честь чудотворных икон Божьей Матери - Владимирской, Казанской, Страстной, Тихвинской, Иверской и «Знамение Пресвятой Богородицы». А в числе уникальных названий можно вспомнить аж три Неопалимовских переулка в Москве, названных во имя иконы «Неопалимая купина», издавна считающейся защитницей от пожаров. Её, кстати, вполне могут считать своей покровительницей все, кто работает в службах МЧС.

Святые и апостолы

Если вы видите на карте топоним с корневым словом «Иван», то можете даже не сомневаться - в подавляющем большинстве случаев, в основе названия лежит почитание одного из величайших святых, жившего на стыке ветхозаветной и новозаветной истории. В честь него названы не только московские улицы и российские сёла, но и даже «город невест и ткачих» - Иваново.

Иоанн Предтеча, он же Креститель, предсказал приход в мир Христа, стал родоначальником святого таинства крещения и был обезглавлен из-за козней иудейской царицы Иродиады. Что любопытно, часть его верных учеников так и не признали божественность Христа и организовали гностическую секту мандеев (manda - по-арамейски значит «знание»), поныне существующую на территории Ирана и Ирака.

А названия вроде Богослово - связанны с другим святым «Иваном» - Иоанном Богословом, единственным апостолом Христа, которому удалось дожить до старости и умереть естественной смертью.

В Москве поныне есть Петроверигский переулок, в котором когда-то жил знаменитый доктор Боткин и гостили писатели Толстой, Тургенев и Гоголь и поэты Некрасов и Фет. Столь оригинальное название породила Церковь «Положения честных вериг святого апостола Петра», сооружённая в 1669 году. Вериги - это цепи, которыми гонители сковывали апостола. Со временем они стали считаться святыней, как и другие сохранившиеся предметы, коими мучили Христа и Его учеников.

Можно подумать, что улицы и сёла Петровские и Петровки тоже названы в честь апостола Петра, но на самом деле это не совсем так. В основе большинства из них - имена-фамилии землевладельцев, либо императора Петра I. В то же время, основывая новую столицу, царь назвал её Санкт-Петербургом не в честь себя любимого, а по имени своего небесного покровителя-апостола.

Похожая ситуация складывается и с топонимом Павловск. В современной России есть два таких города, и один из них - пригород Санкт-Петербурга, недавно вошедший в состав Северной столицы, именован в честь императора Павла I. В то же время воронежский Павловск назван в честь небесного покровителя города, апостола Павла.

Ну а сочетание двух имён - всевозможные Петропавловки и Петропавловские, а также город Петропавловск-Камчатский указывают именно на тех самых апостолов, самых значимых проповедников христианства, в честь которых 12 июля празднуется День Петра и Павла.

Не остался забытым в топонимике и ещё один апостол, Иаков Зеведеев. На карте Москвы вы можете найти посвящённый ему Яковоапостольский переулок.

Первые русские святые, младшие сыновья крестителя Руси князя Владимира, Борис и Глеб с детства славились милосердием и сердечной добротой. Но их старшему брату, Святополку Окаянному, они казались опасными конкурентами, которых он решил уничтожить. Братья могли оказать сопротивление, но они предпочли не участвовать в кровопролитии и умереть как христианские мученики, принеся себя в жертву ради прекращения междоусобных распрей. Князья-страстотерпцы стали считаться покровителями Русской земли, по молитвам к ним стали исцеляться люди. А название Борисоглеб(ск) стало весьма распространённым в нашей стране топонимом.

Московские улицы Варварка, Васильевская, Трифоновская и Спиридоновская, переулки Георгиевский, Даниловский, Ирининский, Харитоньевский и Трехсвятительский, а также многие другие - все они основаны в честь знаменитых святых покровителей.

Большим уважением на Руси пользовались святые целители Косма и Дамиан, в память о которых улицы и переулки назывались Косьмодамиановскими, а города и сёла - Козьмодемьянсками. На самом деле святых с такими именами было аж три пары. Ассийские Косма и Дамиан жили в Малой Азии, успешно и безплатно исцеляли больных и даже умерли естественной смертью. Их Римские тёзки тоже были врачами. Им удалось выжить во времена гонений на христианство, но мученической смерти они не избежали - их из зависти убил бывший наставник. Аравийских же одноимённых христиан-лекарей казнили именно за исповедание христианства. Поначалу они не тонули и в огне не горели, и от них даже стрелы отскакивали. И лишь обезглавливание мечом позволило палачам добиться желаемого результата. В народном сознании подробности жизни всех святых целителей тесно переплетаются, и многие православные поныне верят, что их было только двое, а вовсе не шестеро.

Кстати, и Николай Чудотворец тоже был не один. История знает двоих святителей-архиепископов Николаев родом из Ликии, живших в III-IV веке и творивших чудеса. Вот только одному из них, Николаю Пинарскому, можно сказать, не повезло - о нём уже мало кто помнит. А некоторые факты из его биографии по ошибке перекочевали в жизнеописание другого святого - Николая Мирликийского, которого все знают и любят, и который издавна считается на Руси самым популярным и любимым из всех святых. Именно в его честь названы почти все одноимённые улицы, переулки, села, города. В одной только Москве насчитывается более 40 храмов, освящённых его именем.

Не забыты в топонимике и некоторые ветхозаветные святые, вошедшие в православные святцы. Особенно популярен на Руси борец с идолопоклонниками Илья пророк. В полуязыческих русских народных легендах он суеверно воспринимается как эдакий громовержец и управитель погоды, разъезжающий по небу на колеснице. А всё потому, что, согласно Библии, сей пророк был взят на небо живым и не познал физическую смерть: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и… понесся Илия в вихре на Небо». Даже сейчас православные богословы и священники пытаются рассуждать, как и куда именно, на какое небо был взят пророк, и даже сколько всего было огненных лошадей в повозке. Есть и иные версии. Вихрь, унёсший Илию, мог быть обычным смерчем, рассказ его ученика был сильно приукрашен, а то, что потом никто не нашёл тела пророка - вовсе не доказывает, что он и вправду «живым улетел на небеса»…

Страсть к переименованиям

В советские времена, переименование улиц, сёл и городов было похоже на болезненную страсть. Большую часть религиозных топонимов постарались заменить. Доставалось даже Поповкам и Протопоповкам, которые, на самом деле, в большинстве случаев к священникам никакого отношения не имели, а были названы так по фамилиям владельцев земель. Впрочем, переименовывали порой и нейтральные названия. Скажем, город с приятным названием Лиски на четверть века превратился в режущий русское ухо Георгиу-Деж - так звали известного у себя на родине румынского государственного деятеля.

После революции возникла повальная мода переименовывать населённые пункты в духе марксизма-ленинизма. Лидерами по популярности были псевдонимы вождей Ленин и Сталин. Сгоряча хотели переименовать даже Москву - сперва в город Ильич, затем в Сталинодар. К счастью, «вождь народов» такое лизоблюдство не поддержал и привычное всем название оставили в покое.

Не забывали и про иностранных революционеров и идеологов. Города вроде Маркса и Энгельса даже сейчас красуются на карте России.

Однако были и вполне разумные переименования. Например, деревню Запердяжье превратили в Цветково. Заодно убрали с глаз долой и такие забавные топонимы, как Дураково, Пердуново, Ссакино и Херовка, заменив их на куда более благозвучные. А Москва лишилась Спасоболвановских переулков, превратившихся в Новокузнецкие, и о потере этой никто не пожалел.

В постсоветский период вернулись и продолжают возвращаться многие исконные названия. Давно уже вернул старое имя побывавший Загорском Сергиев Посад и снова есть московская улица Сергия Радонежского. Стали появляться и топонимические «новоделы» вроде бульваров Дмитрия Донского и Феодора Ушакова. А в курортном Адлере теперь даже есть самая настоящая Православная улица.

Конечно, такие перемены не могут не радовать, но... Вот ещё бы всему народу нашему стать по-настоящему православным, да не по названию, а по духу. Чтобы освящённые святыми именами улицы, посёлки и города славились живущими в мире и любви добрыми отзывчивыми милосердными людьми, а не толпами забывших о Боге обывателей, думающих только о собственной выгоде и сомнительном мещанском благополучии.

православие

Previous post Next post
Up