Oct 31, 2007 22:34
Вспомнилось детство, поулыбался. Много смешного, но - бедные мама и бабушка, сколько мы им тревог доставили.
Задумался, решил о своих «походах» написать. По-настоящему запомнились только три, следовали они один за другим, с интервалом в пару дней. Я, старший, со средним братом сбежали от бабушки и начали шляться по деревне. Мне тогда лет десять было, Олегу восемь. Сбежали мы из-за обиды на родственников - дядя с тетей забрали к себе погостить младшего, а нам строго сказали, что у бабушки тоже хорошо, нечего кататься туда-сюда. Мы долго дулись, потом решили самостоятельно дойти до дяди с тетей. Дошли в тот день до центра деревни, но ошиблись на развилке и не в ту сторону свернули. К счастью, недалеко ушли - остановились на мосту и глазели на купающихся. Здесь нас настигла бабушка. Мудро рассудив, что мы от нее сбежим, подальше от порки, она нас обманула :) Сказала, что приехала мать из Москвы, навезла гостинцев. Естественно, за гостинцами мы неслись вовсю, бабушка за нами не поспевала. В дом мы с Олегом влетели, едва не сорвав дверь с петель. Мамы не было… а за дверью по высоким ступенькам неторопливо поднималась бабушка… Зайдя в сенцы, она навесила замок, чтобы мы не вырвались и со словами: «а вот вам, анчутки лупоглазые!!!» выдала «гостинцы». Лично мне в ту ночь спалось плохо - ноги чесались, отхвостала нас бабушка знатно :)
Следующий поход состоялся через день. Призрак хворостины мешал грандиозным планам побега, но величие нового замысла затмевало воспоминания о «гостинном» дне. На этот раз было решено сбежать в Москву, к отцу. Там нас ждала колбаса и конфеты - этот пункт потряс Олега и брат сдался, составив мне компанию. На этот раз перекресток нас не смутил - мы сразу устремились по верному пути. Немного подумав, я сообразил, что до Москвы добираться долго, а значит, надо ловить попутки. Водителям говорили, что нам надо в ближайшую деревню, те сразу соглашались и мы весело тряслись в кабинах грузовиков. В Ольхах машину поймать не удалось, в Ухолово, где жили дядя с тетей и жировал младший :) добирались своим ходом. Потратили на это почти весь день, когда вступили в Ухолово, забили на поход в Москву и принялись бродить по поселку. К вечеру это занятие надоело, да и голод дал о себе знать. Как найти дом тети Вали, мы не знали, поэтому решили явиться с повинной к бабушке. Каким-то чудом притопали обратно в Ольхи, там постучали в первый попавший дом, рассказали слезную историю о заблудившихся москвичах. Отзывчивые сельчане, поахав и обсудив нашу историю, тут же мобилизовали приехавшего на отдых курсанта. Поездка на мотоцикле - стоит ли описывать нашу радость от такого? К дому бабушки приехали уже в полночь, еле ее добудились. В этот раз хворостина нас миновала, бабушка слишком устала, чтобы разбираться с нами. Поговорив с подвезшими нас мужиками, она уложила нас спать, пообещав разобраться утром.
Утро. Бабушка на огороде, мы с Олегом в сенцах, совещаемся. Вчерашний побег не дает нам покоя и хочется, чтобы бабушка с огорода не возвращалась как можно дольше. Решено - от казни можно сбежать! Вновь вспоминаем Москву и ждущего нас там отца (почему мы решили, что он нас будет ждать в неурочное время, объяснить не сумею). Ошибки прошлого дня приняты в расчет и мы затариваемся съестным - берем с собой аж целую палку сырокопченой колбасы. Тихо выбравшись из дома, прокравшись по лугу, мы припустили вдоль речки.
Дорога, длинная, пыльная, на небе ослепительно-белое солнце. Где пешком, где на машинах, мы двигались к своей цели. И вот впереди нас ждет Ряжск. Очередной водитель принял нас за сбежавших детдомовцев, долго нас расспрашивал, кто мы и откуда. Мы не кололись, выдавали заготовленную легенду: идем в Ряжск к дяде, работающему в депо. Вроде поверил. Уже на самом въезде в город попали в маленькую пробку на железнодорожном переезде. Водитель вылез и ушел куда-то вперед. Олег сразу почуял неладное и начал уговаривать, чтобы мы сбежали из этой машины. Я же уперся, перспектива продолжить путь на своих двоих не радовала. Конечно, Олег говорил правду - водила слишком тщательно задавал вопросы, особенно насчет детдома. Мнение брата было непоколебимо - нас везут именно туда. Пока спорили, водитель вернулся. Мы тронулись… чтобы несколько минут спустя остановиться у отделения милиции. Там пришлось выдержать очередной допрос. Тут легенда о дяде слегка расширилась - я вспомнил название последнего населенного пункта перед Ряжском - Дегтяное и начал рассказывать, как мы приехали туда из Москвы и решили проведать дядю в Ряжске. Легенда выдержала, нас не заподозрили. Кого-то из отделения попросили нас отвезти к мнимым родственникам в Дегтяное. Думаю, сейчас поездка на милицейском газике меня не порадует, тогда же с Олегом веселились, вспоминая ее. Нас подбросили до первого попавшегося дома, на который мы указали: «дяди милиционеры, мы там живем, отпустите, дойдем сами». Наивные дяди действительно нас выпустили, но вышли из машины, чтобы убедиться - мы идем именно в тот дом. К счастью, облюбованный нами дом зарос кустами, к тому же был поздний вечер и с дороги, где стояли милиционеры, нельзя было увидеть, зашли мы именно в этот дом или нет. Мы сидели в кустах, дожидаясь отъезда газика. Ждали долго, минут десять, но все-таки дождались. Здесь, в кустах, лишились своего НЗ - наша колбаса улетела на корм собаке. Та была слишком большой, так ужасно сопела, бегая вокруг кустов - словом, мы поняли, что лучше будет, если сожрут колбасу, а не нас. Далеко не ушли - опять, как сутки назад, постучались в первый попавший дом, рассказали слезливую историю о заблудившихся детях. Нас накормили, напоили, уложили спать на террасе, пообещав с утра доставить в милицию. Стоит ли говорить, что с первыми лучами солнца мы исчезли? :)
Вторые сутки великого похода. Жара и голод нас доконали. Ряжск мы проходили долго, но все-таки прошли. Сейчас плохо помню, где именно закончился наш путь, но в памяти остались разговоры взрослых - «До Константиново почти дошли, еще немного и в Рязань бы прибыли, а там ищи-свищи, сели бы на электричку и с концами». Да, вы правильно поняли - на второй день наш поход закончился. Но по собственной воле - Олег не выдержал, начал говорить, что никуда дальше не пойдет. Я вначале крепился, но потом махнул рукой и мы сдались первой попавшейся на пути женщине. Ей на этот раз рассказали правду - как мы сбежали от бабушки в Покровском, надеясь добраться до Москвы. Надеюсь, это было самым большим потрясением для бедной тетеньки :)
Отдельно стоит упомянуть о том, что из той деревни, где мы закончили свой путь, нас привезли в Ряжский отдел милиции… да-да-да, именно в тот, где мы были прошлым вечером. Взрыв смеха, которым встретили нас, оглушил. Дяди милиционеры весь вечер пересказывали друг другу историю о «этих москвичах», попутно подкармливая нас. Нам даже дали почитать ориентировки на пропавших детей, пришедшие в этот день. Да, повезло нам, что они припозднились - чувствую, иначе бы наша легенда лопнула сразу, а так хоть в Дегтяное прокатились на халяву :)
Дальше рассказывать нет смысла - радость нашедших нас родственников, взволнованная мать, советы милиционеров: «не трогайте их, а то опять сбегут» и «бабка, на следующее лето этих сорванцов не бери». Мы сделались знаменитостями, потом пересказ этого похода радовал всех.
Поражает одно, когда вспоминаю - какой же непуганый народ был двадцать лет назад. Нас спокойно впускали домой, подвозили без лишних вопросов, никто не пытался запугать историями о злобных маньяках. Прямо умиление от этой патриархальной картины времен позднего Союза. Было же время, теперь даже не верится…