На Колыме очень интересно жить, и я бы никуда не уезжал, если бы не потребовалось лечение. Решить всё с первого раза не удалось, а даже если бы и удалось, то лететь всё равно бы пришлось уже в силу других обстоятельств. Так сложилось, что с Колымы я не выбирался с осени 2002 года до осени 2012. За 14 лет у меня всего было 5 перелётов (включая и тот, о котором напишу ниже) по маршруту Магадан-Москва и 3 перелёта Москва-Магадан. Вместо одного обратного перелёта был совершён 11-дневный автопробег из Москвы в Магадан. В этот раз мне предстоял полёт на самолёте компании Вим-авиа. Это был мой первый опыт пользования услугами этой авиакомпании и покупал билет с некоторой тревогой, поскольку был знаком с негативными отзывами о качестве услуг. Впрочем, до этого я летал Пегасом, о котором тоже слышал всякое, но ни разу не находил повода для возмущения, даже наоборот, был весьма доволен всем. А может, это сказывается привычка к условиям с минимальным комфортом? Надо сказать, что полёт превратился в странное путешествие.
Мне всегда было интересно смотреть в иллюминатор на проплывающие внизу пейзажи. Иногда даже удавалось рассмотреть дороги и города с архитектурой отличной от родного Магадана. Особенно поражают горы Магаданской области, Якутии и Урала, а также обилие озёр, которые встречаются где-то в середине полёта. всякий раз я задавался вопросами, что за край мы пролетаем и что за необычайно красивые горы я вижу внизу под крылом.
В этот раз мне удалось не просто выстроить маршрут, по которому проходил полёт, а и установить местность и названия некоторых объектов.
Вскоре после взлёта внизу показались посёлок Палатка и река Хасын. Хорошо видно, как разбегаются в разные стороны Тенькинская и Колымская трассы. Тут начинается Золотое Кольцо Колымы, самым живописным его участком которого, по праву можно назвать Тенькинскую трассу. Мне неоднократно доводилось проезжать по Теньке и неисчислимое количество раз я совершал поездки по Колыме. Бывал я и в горах, что белеют на горизонте, там однозначно стоит побывать ещё.
А теперь река Армань, о сплаве по которой, я всё ещё продолжаю мечтать. На снимке видно слияние Армани с притоком рекой Хетачан, который чуть левее сливается с рекой Хилналин.
Вот они, вытекают из глубоких ущелий: Хилналин, Хетачан и Армань. И здесь тоже хочется побывать!
А вот, по широкой долине петляет по направлению к Колыме красавец Детрин, ниже по течению которого виднеются шрамы оставленные золотодобытчиками и посёлок Усть-Омчуг. Слева вверху уже видно само Колымское море.
Меняю широкоугольник на телевик и отстреливаю серию по Колымскому водохранилищу. Очень быстро нахожу горы хребта Большой Аннгачак. Уж сколько раз я бывал на озере Джека Лондона, а вот так увидеть хребет мне ещё не удавалось. В телевик смог рассмотреть озеро Танцующих Хариусов и вспомнились братья Москаленко, что живут там уже не первый год.
Конечно же я попытался рассмотреть уже знакомые пики Абориген, Фестивальный, Трезубец, Бараний, Стремления и красавицу Пилу.
Прямо в середине панорамы расположен хребет Большой Аннгачак. До этого путешествия я ещё не видел обратную сторону этих гор.
Почти в самой середине пик Абориген (2287м), который соединён пильчатым гребнем, знаменитым под названием Пила, с пиком Фестивальный (2197м), который легко узнаваем по как бы срезанной вершине. Между Аборигеном и Фестивальным Возвышается пик Бараний, высоту которого я пока не узнал. Совсем справа виден пик Стремления (2190м).
Разбавлю практически монохромный пейзаж яркой колымской осенью. Слева на снимке возвышается пик Фестивальный, его очертания легко узнать при взгляде с любой стороны.
А это, седая стена Пилы, собственной персоной. Название вполне обосновано самим её видом. Сам пик Абориген оказался для меня пока ещё не достигнутой вершиной, горой, скрытой в облаках переменчивой колымской погоды.
В самом низу хорошо видны изрытые золотишниками русла рек.
На переднем плане виден посёлок Нагорный и изрытое русло реки. Эти шрамы на земле остаются после добычи золота, их очень много по колыме.
Внимание привлекло огромное хвостохранилище и следы масштабной деятельности. Как выяснилось, это золотодобывающее предприятие на базе Наталкинского месторождения, строительством которого занимается АО "Рудник имени Матросова". В кадр не попал посёлок Омчак, который находится чуть выше Наталки, моё внимание было полностью захвачено разглядыванием сети дорог, раскинувшейся по склонам сопок.
Click to view
Что очень порадовало, так это отсутствие запрета на съёмку во время полёта и чистые иллюминаторы. Ну как тут не развернуться? :) Прилепив к стеклу иллюминатора гопру на присоске, я не отказал себе в удовольствии снять таймлапсы в полёте. Вот, всё вышеописанное сжатое в 1,5 минуты.
Click to view
Вообще, перелёт из Магадана в Москву и обратно, это очень интересный маршрут. Его нитка пролегает через Якутию, заполярье, пересекая Обскую губу и максимально приближаясь к Карскому морю и Байдарацкой губе, но это будет дальше.
При удачной погоде, можно увидеть плато Путорана, но в этот раз мне не повезло, зато, худо-бедно зацепил пейзажи Западно-Сибирской равнины.
Вскоре после пересечения Обской губы, показалась Байдарацкая губа. На короткое время над горизонтом всплыла полная луна, которая исчезла после поворота на юг.
Следом за Байдарацкой губой появилась северная часть Уральских гор. При взгляде на такие красоты, хочется их не просто рассмотреть, а посетить и пройтись там, а то и вовсе нырнуть в огромное озеро. Так и с этим озером, что сжато горами. Оно называется Большое Щучье, имеет размеры 15х1 км и максимальную глубину 136 метров. В середине ноября озеро ещё не покрыто льдом и над его поверхностью образуются облака. Очень красивые места, в которых хочется побывать.
На снимке видны два горных хребта, тот что сверху - хребет Оченырд, он мне сразу приглянулся своей крутобокой горой с глубокой изогнутой чашей. Наверняка эти места чрезвычайно живописны. Гора эта называется Гнетью-Из и имеет высоту 1054,9 м. Ниже массив Борзова с одноименной вершиной.
Всё, дальше начинается Большеземельская тундра, с болотами, речушками, озёрами и, наверняка, с диким количеством морошки.
Спустя некоторое время, стали встречаться длинные волоски дорог, иногда были видны мосты через реки, а потом пошли города. Мне было очень интересно узнать, что это за города с такой архитектурой и огромными дворами. Мне удалось их найти на Google Картах. В самом низу кадра город Северный, входящий в Воркутинский городской округ. Также в кадре река Воркута. Остальные объекты я не идентифицировал.
Следующий город - Воргашор. Любопытная архитектура не могла не зацепить, огромные дворы панельных домов контрастируют с тесными дачными застройками.
Click to view
После Воркуты самолёт повернул к югу, а в салоне вновь объявили об очередном обеде.
Вообще, в самолётах мне не особо удаётся поспать с каким бы комфортом я не летел. Этот мир настолько красив, что проспать редкую возможность посмотреть на него с такой высоты, было бы странным.
Наверное, для кого-то пейзаж за окном покажется скучным и утомительно однообразным, но мне так не кажется. Надо лишь чуточку вглядеться в этот массив невероятных природных объектов, как скуку сносит словно туман резвым ветром.
Click to view
В заключение, кому интересно, могут посмотреть чуть более длинный таймлапсный ролик с посадкой в аэропорту Домодедово.
Я не стал превращать этот рассказ в пост о том, как мне было комфортно и вкусно лететь из Магадана в Москву, да, всё было так и об этом рассказывают даже самые ленивые. Я уже не помню чем таким вкусным кормили на борту, впрочем, это не самое важное в жизни. Хоть вылет и произошёл с опозданием в час, я этого не заметил, а самолёт прибыл в аэропорт вовремя. К обслуживанию на борту вообще грех претензии придумывать, весь экипаж оказался отличной компанией. Для первого знакомства с Вим это очень даже отлично. И вот подумалось, что если мне будет суждено лишиться подводных приключений, то всегда остаётся воздушный океан.
Спасибо всему экипажу и Вим! :)