Алексей Никишин: «Фотография состояния. Как снять тонкое состояние человеческой души?»

Jan 20, 2015 17:28

Фотография состояния - это по-настоящему свободная фотография. Она свободна от диктата восприятия, композиции и истории. Она лежит по ту сторону творческого процесса, где не имеют значения ни светотень, ни композиция, ни уравновешивающие пятна, ни прочая математика. В том, что к фотографии состояния в профессиональном мире относятся с недоверием, есть свой смысл.
Видимая простота снимков провоцирует любителей копировать кажущийся им верным подход, из которого и возникают все эти бессмысленные ломографические коленки, перекошенные улицы и многочисленные «портреты в среде», снятые без учета композиции, света, цвета и фактуры.



Америка и Франция
Фото: Алексей Никишин


Для начала посмотрите фотографии, и давайте разберемся "о чем они". Конечно же Вы скажете, фотографии о том, что происходило в момент съемки: две семьи зашли позавтракать и девочка, которая пробегала мимо и заметила, как ее снимают. Да, это действительно было. Но на фотографии, получилось совсем другое! Давайте попробуем разобраться.

Первая фотография - "Парни поссорились". Сюжет и история на фотографии рождается из взаимодействия элементов внутри кадра, и не имеет отношения к тому, что было конкретно сфотографировано. Важно то, что получилось на фотографии, а не "как это было". Хорошая фотография не копирует сюжеты из жизни, а сама создает их на своей картинной плоскости через художественную форму.

Вторая фотография - "Аппокалипсис". Здесь сложилась целая сказка: Что-то явно пошло не так, девочка дает мне сигнал, что пора рвать, ведь Смерть уже за спиной, Дракон сейчас проглотит Кита, а инопланетянин на своем воздушном мотоцикле, уже полетел по свои грязным делам. По-французски «jeu» означает «игра»...

Ну, а теперь о главном...

1. Состояние «без события»

Глобальная проблема всей портретной фотографии состоит в следующем: когда люди готовы фотографироваться и знают, что их снимают, они быстро начинают что-то изображать, хотят выглядеть каким-то особенным образом.

На фотографии состояния может и не быть события. Оно не важно. Важна сила запечатленной фигуры и ее способность что-то выразить, и это выражение должно перекрывать собой все, что происходит вокруг, любую разворачивающуюся поблизости историю.



Оксана Акиньшина, актриса
Фото: Алексей Никишин

Мы знаем, что у людей есть два типа восприятия: рациональное и иррациональное. Когда мы говорим о том, чему учат в фотошколе и что на¬писано в книжке Лапина, мы знаем - это рациональный подход: здесь у нас решающий момент, история читается вот таким вот образом. Всему этому можно научить, это можно вызубрить и держать в голове.

Когда мы говорим о фотографии состояния, рациональная логика тут пасует: мы не понимаем, почему нам нравится этот конкретный снимок, на котором, на первый взгляд, ничего не изображено.

Состояние - тонкая субстанция, нацеленная на человека. Когда мы ничего не знаем о фотографии и смотрим на снимки Картье-Брессона, они нам дико нравятся. Но коль скоро мы изучим все возможные рациональные ходы в фотографии, поймем, что делает работы Брессона такими замечательными. В них - комплекс всего того, о чем мы говорили ранее. Это сложный комплекс (не каждый фотограф сможет органично объединить работу с моментом, линией, подобием форм и смысловой составляющий в рамках одного снимка), но понятный. Когда мы смотрим на работы Куделки, мы понимаем, что их невозможно рационально деконструировать. Мы осознаем эти фотографии на уровне ощущения, а не интеллекта.



Франция
Фото: Алексей Никишин

2. Состояние «без композиции»

Все те основные принципы композиционной собранности снимка, о которых мы уже говорили, не включены в фотографию состояния. За счет своей сути она может отказаться от внутреннего геометрического взаимодействия. Связи через подобие форм, линейные протяженности становятся здесь лишними: они работают на другом уровне зрительного восприятия и являются костылями, помогающими зрителю воспринять картинку, ведут его взгляд и подталкивают к аналогиям. Особенность фотографии состоя¬ния в том, что в ней мы этот уровень полностью отключаем.

Визуальных аналогий здесь нет и быть не может, а линейное восприя¬тие только мешает. Если прибегнуть к известной «футбольной» метафоре, когда автор художественного произведения «отдаёт пас» своему читателю, чтобы тот самостоятельно «забил гол», в нашем случае - фотограф просто оставляет мяч лежать на поле…



Свадьба
Фото: Алексей Никишин

И не важно, что кого-то не видно. Важно ощущение.

Фотография состояния рассчитана в первую очередь вовсе не на образованного зрителя, способного оценить работу автора с композицией и прочими фотографическими премудростями, а на человека с «чувствилкой». Мои друзья-актеры, скажем, не способны, глядя на снимок, выписать на бумажку в столбик все делающие его «достойным» составляющие. Они отметают их, поскольку просто не знают о существовании этого пласта фотографии. Зато они легко могут прочувствовать все, что стоит по ту сторону техники и композиции снимка. Так же точно, работая с фотографией состояния, должен поступать и сам фотограф: отметать свое знание о композиционном, оптическом уровнях снимка.

В каком-то смысле понимание этого процесса близко к пониманию того, что стирать в «Фотошопе» пыль с отсканированного снимка - бессмысленное занятие. Если снимок хорош, пыль его не испортит, если плох - никакая чистота и зализанность картинки его не исправят. Так и в фотографии состояния все композиционные средства, которые мы можем применить - «пыль». Они просто не имеют значения, их мощь значительно меньше, чем внутреннее состояние модели.



Америка
Фото: Алексей Никишин

Хотел снять просто красивый “Нью-Йорк”, а получилось, что китайские дети молятся на американсие небоскребы

3. Работайте над фотографией в момент съемки

Дали как-то сказал: «Если ты знаешь, о чем будет твоя картина, зачем ее писать?» Когда художник или фотограф начинает работать над изображением, он никогда не знает, что получится на выходе. Само собой, есть и те, кто знает - но это опять же, рациональный подход, сдвигающийся куда-то в сторону ремесленничества. Считается, что рекламная фотография - это тоже творчество. Но в конечном итоге, продумав весь процесс, работая по гайд-лайнам с установленными цветами и формами, ты не открываешь в процессе съемки ничего нового, доже не стремишься к этому. Ты проходишь весь путь создания снимка заранее. В утилитарных жанрах это даже здорово, потому что позволяет разграничить сферы технологического процесса и творческого; отдать первую - одним людям, а вторую - другим. Но в работе с фотографией состояния создание снимка - репрезентативный процесс. Это и есть путь сам по себе. Те открытия, которые ты сделал, пока шел к результату (пусть они случились на протяжении десятой доли секунды), остаются на снимке.



Катя Мосина, дизайнер одежды
Фото: Алексей Никишин

Будьте внимательны к тому, что получается не так на вашей фотографии. Может быть это «не так» и есть та самая хорошая фотография. Не упрощайте, хорошую фотографию от плохой отличает вовсе не качество, а что-то другое.



Виктор Рыжаков, режисер
Фото: Алексей Никишин

По этой фотографии можно сразу определить - Виктор катастрофический интроверт.

4. Включайте персональное отношение

Любое произведение визуального искусства - это реальность, про¬пущенная через мясорубку в голове автора. Почему у Ван Гога на картине такие тополя? Да потому что он так жил, потому что эти тополя у него в голове. Художнику с этим проще. Ведь у фотографа в руках камера, а она не преобразует действительности. Преобразовать ее можно только своим отношением к ней. Это и делает работу хорошего фотографа еще более цен¬ной. В том тонком изломе, который можно увидеть в фотографиях, скажем, Мартина Мункачи, вся сущность его работы. И это не просто ощущение момента, о котором говорилось ранее. Это ощущение ракурса, фокуса, движения, способного передать персональное отношение фотографа к той доле реальности, которую он забирает. Если на это накладывается еще и тонкое состояние человека, которого снимает фотограф, получается эдакая двойная экспозиция и, в итоге, мы видим идеальную фотографию. Именно это - работа фотографа как художника и творческой единицы. В той же реклам¬ной фотографии ее нет, потому что там каждый кадр снимается по десять раз, исключительно в силу технических причин.



Чулпан Хаматова, режисер
Фото: Алексей Никишин

Эта фотография - дна из главных в коллекции моих “Психологических портретов”. Почему-то зрители чаще всего вспоминают сразу именно её.

Конечно, как уже было сказано, фотография состояния - довольно тонкая, сложно определимая штука. Но ее легко можно увидеть в серии Йозефа Куделки про цыган. Он жил с этими цыганами, знал их по именам и имел к каждому из них персональное отношение, которое ухитрился передать в своих снимках.



Америка
Фото: Алексей Никишин

Америка - страна людей с хорошим воображением: девочки, оставили свои велосипеды, и с серьезным видом идут на нарисованный пляж

А теперь традиционный вопрос:

Как же отличить подлинную "фотографию состояния" от симулякра, то есть подделки? Как по ващему, где проходит грань, отделяющая одно от другого?
Ваши ответы пишите в комментариях.

А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Современный психологический портрет» и «Айфонография. Особый жанр».

А еще вас ждёт множество других невероятных открытий - немедленно добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления: facebook | vkontakte | livejournal

портрет, обучение фотографии, психологический портрет

Previous post Next post
Up