Экспедиция "Индига". Волонга - Индига

Feb 06, 2014 05:49

Пришло время рассказать о самом кульминационном моменте экспедиции, прохождении участка Тиманской тундры между деревней Волонга и поселком Индига. Путь чуть больше ста километров занял у нас четверо суток. На мой взгляд, это был пусть и тяжелый, но самый интересный промежуток пути от Мезени до Нарьян-Мара. Так что устраивайтесь поудобнее, наливайте чай, режьте бутерброды, и готовьтесь к шоку и трепету. Особенно рекомендую не обойти своим вниманием видеоролики, они хорошо передают атмосферу событий между 15 - 18 января 2014 года... Ну, поехали!






За время стояния в Волонге стало понятно, что шутки на этой географической точке кончились, и наконец начался настоящий off-road. Во-первых, несколько дней дула пурга, и снега набило изрядное количество. Во-вторых, в сторону Индиги пару дней назад прошел первый в этом сезоне вездеход, то есть вся "дорога" - это одна колея от ГАЗушки. В третьих, даже по деревне наши, простите, "внедорожники" передвигались на честном слове. Так что пришло время перестать жалеть шоссейные радиальные покрышки, и понизить давление до 0,5 атм. спереди и 0,4 сзади. Ну и достать из закромов цепи. Для пробы, я установил их сперва только на переднюю ось.
Патриоту было тяжелее. Понижать давление было некуда, и так шины с дисков буквально от бокового ветра соскакивают, а цепи ребята боялись ставить, потому что машина и так проваливается как камень под снег, к тому же, опять порвать полуось или редуктор - не дай Бог...
В общем, выехали мы из Волонги чисто, не опозорившись, и не застряв прямо перед клубом или колодцем. Перешли на другой берег реки, и принялись штурмовать подъем. УАЗ на тросу тащить не могу, проваливаюсь. Расцепились, и я за полчаса потихонечку забрался наверх. Осталось размотать все имеющиеся удлинители, и затащить в горку Патриот на лебедке. И тут на горизонте замаячили фары. Прошедший накануне вездеход возвращался назад. Подъехал, поболтали, мужики с энтузиазмом взялись нам помогать, и потащили УАЗ на подъем. Протащили не долго, засадили самоходку, при помощи бревна, привязанного к гусенице сами себя достали, и еще минут двадцать, распахав весь склон с горем пополам втаскивали совершенно исправный полноприводный Патриот... Затащили, прощаемся, и мужик с ГАЗушки мне говорит: "В Индигу собрались? Уверены? Ну не знаю..."
От таких прогнозов можно было бы и загрустить, но мы знали, что через пару-тройку дней в попутном направлении пойдет караван из пяти самоходок, которые повезут продукты в Индигу. Если что - всех вездеходчиков в тундре мы уже знаем в лицо, не бросят.




Ехали практически до утра, но огни Волонги так и не исчезали с горизонта. Потухли они только на рассвете, потому что их выключили.




Переночевали посреди тундры, мороз давит крепкий, каждая заправка - приключение по пропихиванию парафина свозь уже давно прорезанную сетку воронки в баки. В машинах воняет соляркой, потому что все перчатки в дизеле. Но не унываем, скорее наоборот, настроение удивительно хорошее. Женя Шаталов традиционно кашеварит, кормит нас завтраками и ужинами, наливает кофе со сгущенкой, находит под сиденьями завалившиеся остатки былого благополучия - овсяное печенье и шоколадные батончики Mars, Twix и Picnic. Радуемся как дети.




Едется умеренно тяжело. Форд на первой пониженной на холостом ходу уверенно торопит колею, но так как УАЗ в нее не поподает, он шире, ребятам я оказываю скорее медвежью услугу. Поменяться же мы не можем, так как Патриот сам целину бить не в состоянии. На цепях и на низком давлении едется увереннее в основном благодаря тому, что я всегда  теперь могу сдать назад и меня перестали выдергивать из различных провалов.




Рассветы очень быстро сменяются закатами, и вновь наступает двадцатичасовая полярная ночь. Звездное небо рассыпает свои бусы над нами, и каждый выход на улицу с лопатой или тросом сопровождается восторженным "Вау!"




Но сами закаты вообще ни на что нельзя променять. При полном отсутствии зрительной информации, ведь кругом пустой белый стол и чаще всего чистое небо, заход солнца воспринимается как что-то необыкновенное, процесс, на который можно смотреть раскрыв рот, и забыв про остывающий в кружке чай...




Занимательный рассказ о том, как нам очень крупно повезло

image Click to view



Видите светящуюся точку в зеркале заднего вида? Ребята переоценили свои силы, и слишком поздно попросили за ними вернуться. Это расстояние нужно преодолеть задним ходом по собственной колее.




И что тут сложного? Где тут можно застрять? Вот прямо здесь и можно. След, который вы видите не имеет ничего общего с реальной глубиной снега. Не проваливаешься - значит едешь. А если снег не держит, то до земли не докопаешься, просто повиснешь на "брюхе" болтая колесиками




В тундре есть определенное очарование. Очарование простых вещей. Ничего лишнего. Машины в этой среде смотрятся как момолетные пришельцы, нечто чужеродное, не Бог весть как попавшее на край земли




Закат со льда реки. Где-то там за холмом Патриот, стою, жду. Глубина рек очень скромная, если верить картам, то броды крайне редко превышают один метр. К тому же, реки сильно подвержены влиянию приливов и отливов. Сейчас, в январе, скорее всего во время отлива воды под льдом нет вообще. А в прилив льдины могут и всплывать. По этой причине, профиль льда редко бывает ровным, чаще всего едешь по буграм и впадинами, постоянно попадаются трещины. Никаких наледей, как на якутских реках, мы не встречали.




Совершенно грандиозные картинки предстают на закате, когда уже почти темно, но небо еще разноцветное, а фары уже выхватывают рельеф




Световые столбы, разновидность гало. На севере не редкое явление, и, опять же, из-за недостатка зрелищ, вызывает бурю эмоций и восторгов




Не меньше трепета испытываешь, когда тебя нагоняют "танки". Казалось бы, надо радоваться, сейчас они нам пробьют колею, и мы поедем, мы помчимся... Ан нет. Я уже рассказывал, что мы, машины, слишком узкие, чтобы поместиться в колее ГАЗушки (ширина 2,5 метра), а дорожный просвет у нас сравним с высотой пакета молока. У ГАЗ 34039 (продолжатель славного рода ГАЗ-71, известного как ГТС) клиренс 400 мм, в полтора раза больше чем у Форда или УАЗа.
К тому же, если вездеход идет не один, то каждый следующий гусеничный монстр вспахивает колею все глубже и глубже, и если вездеходов идет пять, то крайний по колее идет уже не уверенно, то есть стандартная машина уже точно не пройдет. На наше счастье, ГАЗушек во втором в нынешнем сезоне "конвое", оказалось только две, а третьим номером шел красавец-МТЛБ, в простонародье "мотолыга". МТЛБ обладает таким же дорожным просветом, как и ГТС, но он шире (2,8 метра) и вдвое тяжелее (10 тонн). Иными словами, он тоже не попадает в колею ГАЗушки, и пашет свою, тем самым давая нам выбор из нескольких зол.
Как только нас обогнали вездеходы, нам ничего не оставалось, как встать на пару-тройку часов на перекус с дремотой. Почему? Нужно выждать некоторое время, пока колея "застынет" и снег начнет держать машины. Сразу за вездеходами ехать практически невозможно - рыхлая бездонная крупа тут же поглощает джипы как зыбучий песок.




Вот так выглядит тундра и наша "дорога" после вспашки вездеходами. Сравните с той идиллией, что была на несколько фотографий выше.




Уже ночью тундра преобразилась. Начался рельеф, это мы пересекаем отроги Тиманского кряжа, древней горной системы. В лунном свете все смотрелось совершено величественно и нереально, кругом холмы, впадины, каньоны... Но все эти формы рельефа можно воспринимать всерьез только на фоне ровной как стол тундры. Нам же, людям живущим в средней полосе, все эти выпуклости, имеющие имена собственные и высоты на карте, максимум что могут напомнить - воронежские балки и овраги, в ассортименте встречающиеся при поездках вдоль Дона. В общем, ничего страшного, больше разговоров. А ведь местные считают, что это горы...
На фото ниже сломанные грузовые нарты, в таких перевозят продукты.




Заночевали у какой-то впадины, напоминающей лунный кратер, и очень впечатляющей в ночи. На утро от сказочной картины не осталось и следа - тундра как тундра.
Цепи на сильно стравленных колесах. Обратите внимание как деформируется покрышка.




Нет ничего страшнее кустов... Каждый раз, когда мы попадали в заросли, наша скорость падала до нуля, а нагрузка на лопаты и трансмиссии росла в геометрической прогрессии. Стометровый "перелесок" можно ехать и час, и два.




Слева и справа от "люстры" - лыжи. На всякий случай. Очень мудрое и предусмотрительное решение челябинцев.




Движение через такой дремучий лес выбешивает до истерики. Главное - не сжечь сцепление. Орудовать им приходится очень нежно, а сопротивление качению сильно возрастает, нежели на открытой тундре. Одна неосторожная пробуксовка, и будет откапывать из "армированного" снега машину полностью, по периметру.




Утром третьего дня нашего движения от Волонги к Индиге, к нам приехал на снегоходе оленевод Алексей, и сказал что дальше по пути мы будем проезжать у его домика, и чтобы мы заходили на чай. Приятно. Еще через полдня, за которые мы проехали километра три, вновь нам на встречу приехал Алексей, и сказал, что нам совсем осталось не далеко, что чайник стоит на печи, а оленина висит на стене. Просил не стесняться и располагаться. Очень приятно и трогательно.
Около домика оленевода, где он живет вахтовым методом с еще двумя работниками, было припарковано не меньше десятка нарт и целая свора собак. Мы, как и наказывал Алексей, не постеснялись, и вошли в домик.




Через некоторое время приехали хозяева, а следом за ними и вездеходчики, ехавшие уже назад, из Индиги. По их словам, дальше было уже легче, и мы слегка подрасслабились. Пришлось только опять пару часов сушить весла, ждать пока "схватится" колея после бронетехники.
Так как уже без всяких преувеличений вся тундра болела за нашу экспедицию, водители вездеходов, как оказалось, устроили тотализатор, дойдем мы или не дойдем до Нарьян-Мара. Те, кто был на нашей стороне, подогнали нам бесплатно дизельного топлива, ну а те кто не верил в нас, даже поленились спустить нам колеса, настолько была сильна уверенность в их головах, что шансов у нас нет.




Записка, оставленная оленеводом Алексеем в бытовке. Справа консервированное сливочное масло.




В гостях хорошо, а дома лучше. Так ведь говориться? Вот мы и поехали домой. Но что-то сильно легче не стало, вновь копаем, толкаем, подсовываем и сражаемся со снегом.




Переезды через ручьи и реки, которым все нас пугали, на поверку оказались не так сложны




...а вот кусты... у меня просто нет слов, как это неприятно! Кстати, я пытался у местных выведать как называется это растение. Никто не знает! Кусты, говорят, и кусты.




Накопившаяся усталость отнимала последние силы, сковывала руки и ноги и разжигала страшную лень что либо делать, куда либо выходить. Хотелось ужинать и спать. Хотелось в тепло, домой, под одеяло. Мозг потихонечку стал шуршать шифером.




Женя "гуляет" за УАЗом. Минус сто килограмм заметно влияют на проходимость. Заезд на "парковку" для ночлега. На сон грядущий я каждый вечер слушал единственную радиостанцию, существующую на АМ - эстонских проповедников. Ну и, опять же, очень спасала взятая со собой фильмотека.




Человек и тундра...




Утро. Шины накачаны, это не полный ноль, это примерно 0,3 атмосферы. С кованных дисков покрышки не слетают, никаких разбортировок, не смотря на сильные удары об колеи в поворотах, в моменты протаскивания УАЗа.




Рассвет...




Слева и справа на фото ниже стоят бочки. Это старая геологическая разметка зимников. Местами реальная дорога уже идет совсем иначе.




Надоело копать, решили рискнуть обуть в цепи УАЗ. Обули... намотало бампер на колесо. Минус два часа на то, чтобы выгнуть силовик дабы он не резал колесо. Но сказать что после этого на цепях УАЗ поехал увереннее не могу.




К этому моменту мы уже машины практически не расцепляли. Такое движение оказалось более быстрым и эффективным




Сладкая парочка посреди бескрайних просторов




Совет в Филях. "Может здесь прям сжечь или бросить? Лыжи то есть..."




Очередной полевой шиномонтаж. Замена одного колеса и сборка двух разбортированных. На все ушло полчаса. Дело мастера боится!




Эта песня группу Аукцион почему-то стала для меня очень атмосферной в эти дни. Без нее нельзя прочувствовать всю палитру ощущений людей, едущих по тундре со скоростью около 1 километра в час...

image Click to view



Голову рукою обернуть -
Нет тебе покоя.
Там тебе чего-то не найти,
Что-то не вернуть,
Здесь тебе никак не обмануть
Что-нибудь такое
А-а-а, а-а, где-нибудь.

Все б тебе бродить по городам,
Лето золотое.
Там тебе не вспомнить, не забыть
Что не знаешь сам.
Здесь тебе никак не победить
Что-нибудь такое
А-а-а, а-а, Где-то там.
Сплошная психоделия и иллюзорность... ум заходит за разум, совсем иная реальность, привычная жизнь уходит в историю и становится какой-то фантазией и неправдой... Дела, коллеги, друзья... Все неправда...

image Click to view



Живописные кусты. Трое мужиков умиленно снимали на фотоаппараты и телефоны припорошенные ветки. Нам казалось это памятником природы национального значения, никак не меньше!




Совершенно уморительный клип, где очевидно умственное помешательство автора этих строк. К счастью, вроде, временное...

image Click to view



Километров за пятнадцать перед Индигой, у меня спустило левое заднее колесо. Оказалось его попросту сжевало из-за езды на ультра низком давлении. Пробовал накачивать и идти на 0,8 атм. Без вариантов, машина начинает резать наст и тащить УАЗ уже на тросу не в силах. Шины же себя отработали великолепно, мы все были впечатлены. Два жгутика решили проблему практически на всю экспедицию, правда давление в подбитом колесе пришлось повысить.




Под конец мы научились идти "дельфинчиком". Снег стал достаточно плотный, я разгонялся до второй, а иногда и третьей пониженной, разгонял тем самым Патриот, и когда он проламывал наст, я его за счет инерции, из снежного плена вытягивал. Он всплывал, на какое-то время парил на поверхности, а потом вновь уходил в пучину. От бешенной скачки у УАЗа разогнуло коромыслом рулевую тягу и колеса стали смотреть в разные стороны, а штатную (или опционную) трубчатую защиту рулевых тяг РИФ попросту сорвало с креплений и затянуло плугом под мост. Пришлось демонтировать варварски, тросом.




Появилась сотовая связь, еще через некоторое время огни на горизонте. Мы позвонили Саше Холодову в Нарьян-Мар, и он за считанные минуты организовал нам ночлег в Индиге у семьи Бобровых. Наконец-то сон на ровной поверхности, нормальная еда и баня! Все тридцать три удовольствия!
Нам очень крупно повезло. Мы в Индиге... Счастье.




Продолжение следует...

экспедиции, Ненецкий АО, Экспедиция "Индига"

Previous post Next post
Up