Экспедиция завершилась. Фотокарточек пока нет, но есть дневник Жени Константинова, который со временем разбавим иллюстрациями. Публикую только буквы ибо меня часто спрашивают подробности, а сверстать полноценный отчет возможности нет... Полный иллюстрированный рассказ вскоре появится на all-road.ru.
Рано утром прилетел Андрей Леонтьев и улетел Игорь Шепелев. А от Сургутского Nissan-центра к нам присоединился Александр Иванов - технический специалист, уже успевший изучить особенности нового Patrol и захвативший с собой в дорогу портативный компьютер для диагностики и сброса ошибок электроники. При такой завязке всего в автомобиле на электронный мозг, этот прибор пожалуй один из самых важных инструментов в автономном путешествии. Увы, сегодня это уже почти неизбежность. В сервисном центре автомобили проверили, не выявили в них никаких дефектов, и запихнули в них топливные бочки. Что удивительно, места в багажниках еще осталось прилично. Что не может не радовать.
Тронулись в путь, параллельно выясняя ситуацию по зимникам, ведущим через границу Ханты-Мансийского и Таймырского округов. По последним противоречивым данным граница, как водится, на замке. Но через нее есть два пути, и по обоим нескольким грузовикам удалось прорваться. Правда, насколько тяжело им этот путь дался, науке неизвестно. Состояние обоих маршрутов пытаемся прояснить, но точная ясность будет видимо только через несколько дней. Как раз, когда мы подберемся к началу ведомственных технологических зимников.
А пока мы продолжаем двигаться по асфальту. На Ханты-Мансийск прямо по насыпи через болота и пойменные приобские низины проложена очень приличная трасса, при этом движение по ней несмотря на выходной день такое, как по подмосковной малой бетонке. В основном грузовики. Самосвалы, трубовозы, краны и другая техника. А по сторонам то и дело ответвления с указателями «Куст №№№». Эти посчитанные кусты в тайге - и есть непосредственно те самые скважины, из которых бьют фонтаны золотовалютных резервов страны. Порой такие источники жизни попадаются по сторонам - их издали видно по горящему факелу, пытающемуся согреть сибирскую зиму попутным газом. А между них порой попадаются маленькие перегонные заводы, газонаполняющие станции, промежуточные и стартовые позиции нефтепроводов, а также маленькие поселки нефтяников и газовиков.
Ханты-Мансийск произвел впечатление небольшого, но очень ухоженного и богатого города. Повсюду развешаны плакаты, призывающие заниматься спортом. Главным образом, биатлоном и шахматами. Тут действительно со спортом все в порядке, причем на международном уровне. Даже старые типовые двухэтажные бараки на улице, ведущей к биатлонному стадиону отделаны светлым веселым сайдингом, дабы не пугать зарубежных спортсменов. Правда, в глубине дворов они уже такие как есть по всему Северу с традиционной облезлой краской дощатых стен. Впрочем в городе очень много новостроек, причем как общественных, так и жилых. Вполне современных. На берегу Иртыша разбит огромный парк скульптур, посвященный обитателям каменного века - с памятниками мамонтам, волкам, человеку разумному и другим существам, среди которых сразу же узнаются зубры и бобры. Для полноты картины не хватает только выхухоли. А еще через Иртыш здесь переброшен красивый арочный мост. Самый последний на реке - через несколько километров она втекает в Обь. В городе решили пообедать - и были удивлены вполне московскими ценами. В общем, международный спортивный центр и в этом подтвердил международность.
Дальнейший путь до Нягани, центра одного из многочисленных маленьких нефтеносных регионов, прошел по отличному шоссе. Просто невероятного качества. Правда, на нем было несколько довольно крутых поворотов просто на ровном месте. То ли должно было быть прямое продолжение, но его не построили, то ли путь прокладывали по старым просекам для зимников через тайгу. В общем, необъяснимо. После Нягани через полсотни километров асфальт должен закончиться и нам предстоит выход на зимник, ведущий на Салехард. Впрочем по информации от транспортных компаний, эту дорогу постоянно чистят и по ней регулярно ходят обычные неполноприводные фуры с грузами для ненецких поселений и заполярных городов. Сама Нягань удивила отличным освещением, широкими улицами и новой модной застройкой. Маленькое российское Эльдорадо с обилием гостиниц, большинство из которых напрочь заполнены командировочными специалистами.
20.02 Вск. Нягань-Салехард 550. -30ясно… -12 пасмурно
Довольно морозно, так как неожиданно высокая влажность. Выдвинулись в поселок Приобье, где начинается зимник, ведущий вдоль Оби на Север. Правда, по карте этих зимников нарисовано много, но нет ни одной полноценной связки без разрывов, а на местности ни одного указателя на Салехард. В общем надо искать верный путь. Опрос местного населения прояснил, что опорными точками будут поселки Игрим, Березово и Мужи.
В Нягани решили не заправляться, чтобы не тратить время - все равно пришлось бы это делать это в Приобье, непосредственно перед выходом на зимник. Все именно так нам и рекомендовали, но не тут-то было. В Приобье и его окрестностях не оказалось 95-го бензина. Точнее он был только на ведомственной заправке, где нас, естественно, заправлять отказались. Да и с 92-м тоже было не все ладно. За ним пришлось возвращаться километров на десять назад. А что делать? Удивительно то, что бензин на колонках закончился внезапно. Только что был даже 98-й, причем везде по трассе. А тут вдруг раз - и все. Только солярка по нереальным ценам и 80-й. В краю, где добывают топливо для всей страны и ее окрестностей, оказалось не чем заправить автомобиль.
Бочки залили наполовину, так как по предварительным расчетам этого должно было бы хватить, а лишний запас 92-го в общем-то был не особенно нужен. Выход на лед нашли по указателям «к причалу». Но не сразу. Потому что действительно сначала вышли к этому самому причалу, с которого летом ходят автомобильные паромы в Салехард. Сейчас же там было пусто. А нужная нам дорога, не доходя до реки, сворачивала по пойменным приобским лугам налево. Первое, что мы на ней увидели, было приспособление для чистки зимника - гигантская треугольная рамка, типа как в бильярде, только из тракторных гусениц, распертых трубами. И к ней на цепи привязанная еще одна. Рядом еще одно подобное сооружение, но с устрашающих размеров отвалом спереди. А зимник действительно был свежечищеным. Он шел вдоль Оби, напоминая широченное снежное шоссе. Правда, периодически мы резко ныряли вниз и также резко поднимались вверх - дорога пересекала маленькие обские притоки. Движение было весьма интенсивным. Встречные машины попадались то и дело, да и попутно-неспешных тоже хватало. Периодически дорога разветвлялась, но все указатели направляли на ближайшие поселки местного значения и среди них надо было выбирать один магистральный путь на Салехард. Метод проб и ошибок был бы в данном случае не верным, потому что тупиковые ответвления, судя по карте, обещались быть довольно длинными. Поэтому правильность поворотов и их последовательность еще раз проверили у водителя одной из встреченных «буханок» с местными номерами, заодно сообщив ему про оторванный задний левый амортизатор его автомобиля.
Крюк, который нам предстояло сделать, чтобы попасть в Салехард, получался довольно здоровым. С Оби мы уходили пойменными лугами и болотами через участок технологического газопроводного зимника далеко на запад, к реке Северная Сосьва. Теоретически можно было бы срезать угол и выйти еще по одной ведомственной дороге через Погребное прямо на Надым, но у нас был запланирован другой маршрут. Более длинный, но интересный. Первым на нашем пути лежал поселок Игрим, очевидно, обслуживающий газо- и нефтедобычу в окрестностях. Связь по суше с ним есть только зимой. И каково же было наше удивление, когда в Игриме оказалась полноценная заправка с 95 бензином и соляркой по ценам дешевле, чем в Нягани. И довольно много частных машин. Естественно, там заправились под завязку, рассчитывая что теперь, возможно, до Салехарда хватит. Одной из достопримечательностей Игрима оказалась стоянка древних угров прямо перед выходом на лед зимника по Северной Сосьве.
На реке была небольшая наледь и мы прошли ее в объезд. Но крюк получился небольшим и мы снова пошли замерзшей водой. Дорога продолжала оставаться в приличном состоянии, разве только внезапные трамплины и канавы поперек вынуждали резко тормозить. Подвеска отлично отрабатывает мелкие неровности, но для крупных волн ее жесткости недостаточно. Периодически приходится гасить резонанс. Иногда на пути по берегам рек встречаются небольшие деревни с вытащенными на сушу лодками, темными избами и амбарами на столбах. Снегоходных следов вокруг заметно больше, чем автомобильных. Выходя с реки на берег, зимник то и дело пересекает закопанные в землю трубы магистральных нефте- и газопроводов. Они появляются внезапно, заставляя оттормаживаться перед огромными трамплинами.
Почти на закате пришли в Березово, стоящее на высоком берегу Северной Сосьвы. В этом городе, до сих пор оторванном от внешнего мира, отбывал ссылку светлейший князь Александр Данилыч Меньшиков. Здесь же он и был похоронен возле построенной им здесь церкви прямо на высоком берегу. Но река спустя годы подмыла берег и смыла могилу. Поэтому сейчас в память о нем осталась лишь памятник Меньшикову, могила его дочери княжны Марии, да еще перестроенная в более позднее время церковь над обрывом, и место, где стоял дом опального князя. Кроме того, тут осталось немало купеческих особняков XIX века и деревянный ажурный мост через Культурный овраг. Всю летнюю половину года Березово связывает с большой землей только водный путь. В Салехард и Ханты-Мансийск тут ходят «Метеоры». За день доходят. Причем в Ханты, которому административно подчиняется Березово, плыть дольше, так как сначала надо спуститься по Сосьве до Оби и затем подняться. До Салехарда получается быстрее. Такой отрыв от цивилизации привел к тому, что за годы советской власти град Березов потерял статус города. Но остался райцентром. Интересно, что одно из градообразующих предприятий этого бывшего града - рыбокомбинат, славящийся своей селедкой. Правда, за последнее время он тоже постепенно пришел в упадок.
Из Березова выезжали по указателю «на Ямал». Что чистая правда. Дальше наш путь лежит в Ямало-Ненецкий автономный округ. Зимник ведет заиндевевшую тайгу мимо спящих деревень. Судя по состоянию, они все жилые и довольно населенные, хотя заколоченных домов тоже тут хватает. В деревнях везде освещение и центральное электричество, недаром в округе везде тянутся ЛЭП. В общем, край довольно населенный и обжитой. Маршрут оказался долгим и не самым прямым, так что под конец мы уже всерьез беспокоились, что в баках не хватит бензина до финиша и придется в ночи заправляться из бочек. Делать этого не хотелось и мы тянули до последнего. Уже показался Салехард на другом берегу Оби, но переправы все не было даже там, где ее обозначили на карте. Так между делом в поисках переправы мы пересекли полярный круг и добрались почти до Лабытнанги. И только тогда пересекли реку и поехали обратно. Проехали полярный круг снова, только уже в другом направлении и въехали в город точно по насыпи печально знаменитой сталинской железной дороги 501, так никогда не запущенной в строй. В память о ней на въезде в город остался только паровоз на постаменте. Бензина нам хватило буквально впритык. В бак под завязку влезло 93 л.
21.02. Пнд. Салехард - Надым 380 -25-30, ясно
Завтракать отправились в столовую «Лукойла». Это именно то место, где вкусно, быстро и недорого. Работает с десяти утра прямо в центральном офисе до проходной. Салехард компактен, но вполне современен. Тут всего понемногу - и бараков, и советских панельных многоэтажек и совсем новых домов. Здесь много интересных памятников: целая аллея самолетов на подъезде к аэропорту, радужный полярный круг, монумент в честь романтиков 70-х и тот самый паровоз, перевезенный на пароме черезь Обь из Лабытнанги, чтобы начать новый путь на восток. Отсюда начиналась еще одна великая сталинская стройка - приполярная железная дорога, до сих пор обозначенная на многих картах с пометкой «недествующая». В реальности же в городе ее и вовсе нет. На ее месте тянется центральный проспект. А вот за городом она вполне себе осталась. Честно говоря, я вообще думал, что зимник на Надым пойдет прямо по ее трассе. Так про него и говорили, но на самом деле наш путь из города получился очень кружным. Сначала по бетонке из плотно подогнанных плит мы поехали в Аксарку и только там спустились на зимник по Оби. Нас записали на въездном посту на случай, если мы потеряемся - здесь так поступают со всеми. И мы помчались.
Обь заснежена и прекрасна. Едем ровно и быстро. Но не долго, потому что первый поворот направо на берег - наш. Путь в Надым оказался довольно накатанным, хотя и не настолько как предыдущий участок зимника. Местами попадаются участки рыхлой обочины со снегоходными следами. Ради эксперимента пытаемся преодолеть такой след - и садимся. Patrol бодро вкапывается всеми четырьмя колесами и ложиться на брюхо. Выдергиваем стропой и движемся дальше. Попутных машин нет, встречных пока тоже. Только один «Буран» с санями навстречу.
Путь идет через тайгу, периодически превращающуюся в лесотундру. Пересекаем холмы и речки и в конце концов выходим к бывшему полотну бывшей железной дороги. Впрочем осталась в отличном состоянии насыпь, местами на ней видны мосты и разъехавшийся рельсовый путь, вокруг попадаются полуобвалвившиеся бараки. Мы идем вдоль насыпи, периодически ее пересекая. Мощные деревянные мосты где-то стоят как новые, а где-то рухнули. Возможно, этому процессу помогли - на некоторых мостах часть опорных балок и раскосов отпилены, причем не так давно: следы от бензопилы довольно свежие. То ли на дрова разбирают, то ли на сувениры этот грустный памятник… По моему, дикость.
Во многих местах осталась ЛЭП или телеграфная линия с массивными старыми столбами, похожими на огромные кладбищенские кресты, и натянутыми проводами, которые так и на сдали не цветмет. Видимо, потому что они стальные. Где-то провода оборвались, где-то упали столбы. Но в целом линия тянется вдоль всей дороги, местами заходя своими ответвлениями в полуобрушенные строения. Несмотря на морозные зимы, сохранившиеся построюшки вокруг дороги кажутся холодными и временными. По конструкции они напоминают парник с каркасом из грубо отесанных столбов с вертикальными пазами, в которые вставлены концы тонких бревнышек, представляющих собой стены. Все это когда-то еще было оштукатурено с двух сторон. Местами попадаются разъезды с семафорами и станции с обломками какой-то старой техники. Мы нашли даже брошенную мотодрезину.
Когда спустилась темнота, движение на зимнике оживилось. Стали попадаться «буханки» и грузовики-длинномеры, везущие на платформах целыми колоннами какие-то бытовки. Многие ездят здесь именно по ночам, так как в свете фар видно рельеф лучше, чем в пасмурный день.
Почти доехав до Надыма, мы решили заглянуть в оленеводческое село Кутэпьюган, расопложенное в 60 км к северу от трассы. Предварительно созвонившись с оленеводами, мы договорились о встрече и съемках. Нам пообещали хорошую чищенную дорогу и теплый прием. Правда, не смогли точно объяснить, где эта дорога начинается. Но дорогу по приметам мы нашли, хотя и не сразу. И поначалу, ведя через лес, она была в отличном состоянии. А вот дальше… Через километров десять началось открытое поле. И на нем следы закончились. А по заметенной колее, неотличимой от целины, Nissan идти отказался. Слишком тяжелый, а электроника, призванная помогать, как-то со своей функцией не особенно справлялась. Да и снега на поле намело достаточно много.
Физкультура с лопатами, тросами и лебедками закончилась тем, что мы развернулись и почти под утро приехали в Надым. А по пути ночью на зимнике и на сталинской насыпи нам все-таки встретились олени. Их глаза горели зеленым в свете фар. Там были сотни этих зверей, и весь снег был утоптан их следами.
22.02. Вт. Надым - Новый Уренгой 350 км -18 ясно
С утра дали себе возможность немного отдохнуть и встали чуть позже обычного, благо дневной перегон обещал быть коротким. Сходили в надымский Дом Природы, где фактически краеведческий музей. Посмотрели на быт местного населения, мемориал 501-й стройки, ознакомились с местной флорой-фауной, особенностями конструкции нарт и другими ямало-ненецкими позновательными подробностями. А затем двинулись в сторону Нового Уренгоя. Дорога вполне приличная, но загруженная. Много грузовиков и тяжелой техники. Ехали по указателям и без проблем добрались до нужного города.
В Новом Уренгое поселились в гостинице «Строитель», которая сначала смутила своим названием. Но более благозвучные имена некоторых отелей, в которые мы сначала заглянули для сравнения, совершенно не гарантировали от того, что располагались они в сталинских двухэтажных бараках.
Наконец-то лично познакомился с ребятами из Новоуренгойского внедорожного клуба. Предварительно созвонившись, мы заехали к ним в теплый гараж, чтобы закрепить разболтавшиеся бочки, проверить подключение лебедок и наладить всякие другие мелочи, важные на предстоящем нам сложном куске. Парни нам всячески помогали и вообще оказались мировыми ребятами. Оставили массу полезных контактов, рассказали о предстоящем пути, надавали ценных советов и чуть было не собрались с нами на Дудинку, но все-таки передумали и остались, сославшись на работу.
23.02 Срд. Новый Уренгой - Сузунское месторождение 550 км -20 пасмурно
С утра встали пораньше, заправили под завязку бочки, закупили продуктов и отправились на самую сложную часть нашего маршрута - через особо охраняемое Ванкорское месторождение и далее на север по стихийным зимникам. Про реальное состояние дороги в настоящем времени так никто толком сказать ничего и не смог. Поэтому поехали, выясняя все по пути. Оказалось, что на первом Ванкорском КПП нас пропустят без всяких пропусков, а через 65 км на втором посту нас будет ждать желтый «Патриот» сопровождения, который и покажет нам дорогу на Сузун.
По пути к шоссе, ведущему на Тазовский и Ямбург, на понтонной переправе через реку Пур мы наконец-то выяснили массу наших автомобилей. Nissan Patrol, в котором мы ехали втроем с вещами, с запасом бензина и видеоаппаратурой потянул на 3900 кило. Нехило так. После этого все вопросы из серии «почему же он не едет по снегу?» отпали сами собой.
Спустя некоторое время и расстояние на обочине шоссе мы встретили двух ненецких женщин, торговавших детскими унтами около упряжки оленей. От них узнали, что сегодня у их мужчин большие гонки. Они гоняются на оленях и могут пересекать автомобильную дорогу. В чем мы вскоре и убедились. Действительно, одна лихая упряжка метеором пронеслась по полю, перемахнула шоссе и умчалась в заросли листвениц. Такие вот ненецкие ралли-рейды.
А незадолго до пересечения полярного круга оказался и наш поворот. Сразу за ним КПП, на котором, как нас пугали, будут отбирать водку. Но так как водки у нас все равно не было, страж ворот был заранее предупрежден, а служебный барбос местной ездовой породы исключительно дружелюбен, то пересечение границ «Ванкорнефти» прошло мирно, вежливо и при взаимном хорошем настроении. Никто никого обыскивать не стал.
Сразу за шлагбаумом началось широкое шоссе, но только из льда. Его ровняют и специально намораживают, ежедневно поливая водой из специально оборудованных цистерн-водовозок. Движение очень оживленное. Большей частью тяжелые грузовики. Едем, снимаем. Красиво и хорошо. Начавшаяся было с утра легкая пурга прекратилась и солнце отражается в асфальте. То есть во льду дороги. Дорога действительно скользкая, хорошо что у нас шипы. А вот грузовики ездят тут весь год на одной и той же резине. Поэтому-то нас столько предупреждали и просили быть осторожнее.
На втором посту мы действительно встретили желтый уазик, и дальше до базы дорожников перед самым Ванкором прошли, не задумываясь о навигации. Тем более, что все равно главная дорога тут была одна. Ледяное шоссе всюду было в отличном состоянии. При этом обилие встреченной дорожной техники показывало, сколько сил тратится на его поддержание в таком виде. Сам же Ванкор показался нам только издалека - нереальных размеров олимпийским факелом, заливавшим своим светом всю округу. Незадолго до этого момента мы пересекли границу Красноярского края - и время сдвинулось еще на два часа.
С магистрального зимники мы свернули по указателю на Сузун и помчались в сторону этого населенного пункта по такому же отличному зимнему шоссе. Тем временем пурга снова начала усиливаться и на дороге стали появляться маленькие переметы. Дорожная техника продолжала работать уже глубоко в ночи. А мы светом фар поднимали сонных куропаток, взлетавших с обочины вертикально вверх и очумело махавших крыльями прямо перед капотом. Один раз перед нами даже пробежал белый пушистый песец, что единодушно было признано хорошим знаком.
На последних граммах топлива мы дотянули до Сузунского месторождения, около которого и встали на ночевку, предварительно заправив машины. Правда, тут возникла небольшая сложность: в нашей бочке подтравливала крышка, воняло бензином - и мы ее перетянули. Вонять перестало. Но оказалось и невозможно отвернуть. Пришлось устраивать целую историю с разворотом емкости вокруг своей оси и сливом топлива через вентиляционное отверстие.
24.02. Чтв. На Дудинку! 19 км -19… -9 пурга
За время недолгой ночевки двигатели наших машин на холостом ходу смолотили примерно по 12 литров. С утра ветер продолжал дуть, но было ясно. Буровики и нефтяники Сузунского куста скважин №1, около которого мы ночевали, вышли и не поверили своим глазам: любимая телепередача сама пожаловала к ним в гости. Нас зазвали позавтракать, стали рассказывать о дорогах и других путях сообщения. В общем были крайне гостеприимны. Месторождение, как выяснилось, принадлежит ТНК-ВР, но пользуются они той же Ванкорской дорогой. От Сузуна дальше на север к дальним точкам тоже пробиты зимники, но чистят их очень редко. В основном накатывают машинами. «Уралы» ходят в сторону Дудинки практически каждый день. Но до Енисея не доходят. Самая дальняя точка - месторождение Геологическое, километрах в пяти не доезжая поселка Тухарт, что в народе переводится как Факел. А от Тухарта до Дудинки идет зимник, который совершенно точно, по словам местных дорожников, чистят и поддерживают постоянно проезжим уже с той стороны. До него около двух сотен километров пути.
Вахтовый поселок, состоящий из вагончиков на колесах производит самое благоприятное и уютное впечатление. Тут живет и работает двести человек. В таких же вагончиках - столовая и баня. Тут же рядом скважины и буровая вышка. Есть вертолетная площадка. В столовой исключительно вкусно и фантастически дешево. В общем, налаженный быт хорошего полевого лагеря, где все заняты своим делом.
Пока мы собираемся в дорогу, узнаем, что нам навстречу идет колонна Уралов-нефтевозов забирать топливо для котельных на дальних геолого-разведочных скважинах. Это радует. И действительно, на выезде с дудинского поворота мы встречаем грузовики и идущий с ними ГТТ, стартовавшие 8 часов назад. Правда, идут они не от Дудинки, а от базы примерно в 60 километрах отсюда. Но затем начальник колонны с другой машиной собирается отправиться на Геологическое. Это как раз то, что нам надо! Перед нами свежая колея плюс мы можем рассчитывать на поддержку тяжелой техники. Колея местами глубокая и рыхлая, но кажется вполне проезжей.
Сдуваю колеса на глаз и проверяю штатным бортовым манометром на центральном дисплее. Система контроля давления в шинах показывает везде полторы атмосферы. Для четырех тонн массы и малого профиля резины визуально этого достаточно. И мы идем вперед. Действительно, едется гораздо лучше, хотя все равно не везде. Сцепление со снегом выросло, машина уверенно движется по колее. И мы едем, снимаем. А потом копаем, дергаем, едем и снова снимаем. Тем временем снег и ветер усиливаются и становится совсем ничего не видно. Не помогают даже желтые очки. К тому же снег замерзает прямо на стекле стекло и приходится ехать буквально на ощупь. Обмерзшие дворники не справляются со своей работой, а зоны обдува стекла горячим воздухом явно недостаточно, чтобы обеспечить полную видимость в метель. По бокам стекло затягивается льдом.
Пурга все-таки разыгралась. Колею переметает полностью. Пробиваться все тяжелее. И через несколько километров становится ясно, что ехать так до Дудинки можно неделю. Или две. А на это у нас просто не хватит бензина. В общем, погода дала нам знак разворачиваться. Идущие вслед за нами Уралы пошли дальше, но сказали, что на Геологическое в ближайшее время точно не поедут и что снег по дороге туда уже должен быть местами больше метра. При такой погоде нас они за собой не потащат, так как сами будут садиться в переметах и рассчитывают только на помощь ГТТ. В общем, надо возвращаться на Сузунскую базу. Что мы и делаем, развернувшись с помощью гусеничной техники, которая, протаскивая нас, сама по целине идет местами с напрягом. Хотя, казалось бы, снега не так много.
Возвращаемся в поселок, где нас расселяют по вагончикам, кормят ужином, а мы откладываем окончательное решение о предстоящем далее пути до завтра.
25.02. Птн. Сузунское месторождение - база дорожников «60-й км» 93 км
-12…-20 пурга, но временами ясно.
Всю ночь вагончик качало на рессорах, а за стенами выл ветер. Утром погода тоже не изменилась, а зимник закрыли. Получили информацию, что ушедшая вчера в ночь колонна «Уралов», за которой мы хотели идти, плотно сидит в снегах километрах в сорока отсюда. За ночь они прошли две трети своего пути и встали. Ехать вообще никуда нельзя, пока не прекратится пурга и не расчистят дорогу. И тогда нам откроется путь на Ванкор. А вот на Дудинку дорога появится неизвестно когда. В любом случае времени на полноценное продолжение экспедиции в Караул не остается. Плотный съемочный график не оставляет временного запаса.
К тому же с дорогой на Дудинку не все так просто. Она, как выяснилось, была пробита, причем с той стороны, еще до нового года, чтобы завезти необходимое оборудование на буровые точки и дальние скважины. Для удобства сообщения ее соединили с зимниками Сузунского месторождения и еще совсем недавно она была в очень приличном состоянии и не представляла проблем. Но прошли метели, путь занесло, а все необходимое на точки, ради которых накатывали зимник, давно уже завезли. Надобность в этой дороге у нефтяников отпала и чистить ее больше не будут. А когда по ней смогут пробиться следующие партии грузовиков, никто не знает. По словам вездеходчиков, периодически вытаскивающих оттуда «Уралы», после такой пурги в некоторых местах глубина снега может оказаться под два метра, и ни для какой колесной техники проезда нет.
До Караула по карте всего 180 км по прямой, день пути при хорошей погоде!
Посовещавшись, решили возвращаться. Но сначала ждем погоды. Потому что магистральные зимники тоже замело.
Точка разворота: N 68 27 140 | E083 37 840
Распогодилось только к обеду. Созвонились по спутнику с дорожниками и рванули в обратный путь, чтобы успеть воспользоваться благоприятным погодным промежутком. Дорогу уже начали чистить.
И действительно, первое время по пути то и дело попадались тракторы, и убранные следы прошедшей пурги. Однако небо на горизонте затягивало все сильнее. И вскоре после заката снова замело. Одновременно кончилась расчищенная дорога. И тут-то выяснилось, что замело путь накануне капитально. Правда, для прошедшей навстречу колонны «Уралов» и Камазов это все были пустяки. А вот для нас - нет. И мы начали прилипать и копать. Копать и дергать и снова прилипать. Так и ехали, пока на горизонте не появились бешено мчащиеся фары. Фары оказались МТЛБ с одним из начальников дорожной базы. От него мы и узнали, что зимник, закрытый накануне в 5 вечера еще никто не открывал. А также все, что он думает про нас по этому поводу. Посмотрев, как мы копаем и дергаем, он все-таки согласился зацепить нас в связку и так паровозиком тащить до ближайшей базы дорожников, где можно было бы нас оставить. Ну чтобы не в тундре. В общем, все складывается пока самым благоприятным образом. Едем как санки. Правда, на одном участке даже могучему МТЛБ с кразовской «восьмеркой» и на широченных гусеницах не хватает сил протащить сразу все три Nissan. Последнего пришлось отцепить, тащить отдельно и снова собирать паровозик. Я так думаю, этот самый дорожник специально выехал вслед за нами. Оказался очень классный мужик. Периодически мы отцеплялись, затем периодически подсаживались, и он нас вытаскивал. Иногда это было тяжело даже для МТЛБ. Но в целом прошли со средней скоростью около 10 км/ч. Очень даже неплохо для нынешней погоды.
Наши Patrol изо всех сил старались вывезти нас из засад. Особенно порадовал на зимнем офф-роуде двигатель. Он просто великолепен. Мотору хватает крутящего момента, чтобы вывозить машину внатяг и в то же время у него просто пушечная динамика для разгона и преодоления препятствий ходом. Запас инерции в нашем случае был только кстати. В общем, как показала практика, внедорожный потенциал у машины есть, но очень специфический.
После почти десятичасового пути встали на ночевку у базы дорожников. Дальше нас не пустили. Да мы и сами уже не рвались. Возможно, завтра все почистят достаточно рано и мы продолжим путь. На горизонте горит огромный факел Ванкора...
Продолжение следует...