(с)Анри Картье-Брессон, 'Воскресенье на берегу реки Марны, Франция' (1938)
Со второй попытки вчера удалось-таки попасть на Фотобиеннале-2010 в Манеже, организованной Московскими домом фотографии (первая попытка была в 18.04 вечера в субботу и, по причине позднего времени, окончилась неудачей). Правда, вчера, в последний день работы, она была вовсе бесплатной - пустячок, а приятно (вчера был день музеев).
Впечатления самые разные, в целом положительные. Шёл я, в основном на Картье-Брессона, но неожиданно для себя, парой других авторов был порадован ничуть не меньше, а может и больше. В принципе, многие работы Картье-Брессона я уже, конечно видел, так как они хрестоматийны и частенько приводятся как примеры классической фотографии в разных учебниках, например известнейшем Лапинском "Фотография как". С другой стороны, после именно Лапинского их разбора, они получили термин "лапинщина". Хорошо это или плохо, однозначно не скажешь, но по крайней мере специфика этого термина в общем-то однозначна - фотографии, интересные больше своей композицией, чем сутью сюжета или техническим качеством изображённого. В этом отношении, Картье-Брессон однозначно велик и, перед его композиционным мастерством, я снимаю все свои шляпы и бейсболки. Правда, для меня именно это составило 90% интереса в его работах - не меньше часа потратил, изучая только лишь его особенности заполнения пространства и уравновешивания элементов в кадре.
Однозначно не понравился Линдберг - буквально пара-тройка работ остановила глаз, не больше. Скоре всего мне малоинтересен предмет его творчества - известные актрисы, актёры, обложечные фото, разнообразные кадры со съёмок фильмов. И исполнение абсолютно не понравилось и сюжеты. Не халтура, конечно, но как-то неинтересно, ничто не цепляет. Гламур и бессодержательная суета.
И очень понравились работы Элиотта Эрвита - вот там очень много можно порассматривать не столько в плане композиции, а больше в плане содержательности сюжетов. На мой взгляд - великолепно. Выловить такие сценки многого стоит. Также очень понравились работы Мартины Франк - и композиционно и содержательно. Фотографии выверены и лаконичны. Вот это я понимаю - уровень живого классика.
Революций каких-то, конечно не увидел - это всё же, как правило, классические работы далеко минувших дней, но цельность и уравновешенность впечатляют. Кстати и один русский классик, представленный там - Андрей Безукладников на фото именитых "магнумовцев" смотрелся, в общем-то, не проигрышно.
P.S. Ни разу не пожалел, что всё-таки ещё раз подъехал туда в воскресенье и всё-таки сходил. Совершенно убила наповал она из работ (к сожалению запамятовал автора, но висела она в глубине зала, где вначале висел Линдберг ), называлась она "объектив". Дело в том, что у меня есть своё, пятилетней давности, фото с абсолютно таким же сюжетом. Разве что оно не переведено в ч/б и мелких деталей на ЗП больше. Лежит оно вот
здесь. Это конечно улыбнуло, но ничуть не умалило ценность других работ этого автора.