Заметки о Российском высшем образовании Клюев Н.И.

Nov 25, 2020 13:53

Автор в 1970 году окончил Куйбышевский авиационный институт (КуАИ), в 1981 защитил кандидатскую диссертацию и с 1982 года на преподавательской работе в Самарском государственном университете (СамГУ). В 1999 г защитил докторскую диссертацию по специальности механика жидко-сти, газа и плазмы, работал профессором, а затем заведующим кафедрой ма-тематического моделирования в механике по 2020 г. Таким образом, на моих глазах происходила трансформация Советского высшего образования в со-временное Российское.

Есть желание поделиться своими наблюдениями. Начнем с обучения в КуАИ (1965-1970 гг) по специальности инженера - механика по ракетостроению. В это время СССР уже имел мощный ракетно-космический комплекс, а КуАИ только начинал формировать учебный процесс по этой специальности. Сказать, что мы получили глубокие знания по ракетостроению нельзя, в силу указанных обстоятельств. В то же время нам читался набор общенаучных дисциплин, который позволил в будущем специализироваться по ракетостроению. Набор этот был достаточно широк: математика, физика, электротехника, прочность летательных аппаратов, аэродинамика, гидравлика и т.д. Не надо быть специалистом, чтобы не отметить соответствие указанных дисциплин компетенциям инженера механика по ракетостроению. Такой подход был совершенно оправдан, поскольку, в дальнейшем, выпускники КуАИ успешно работали на предприятиях ракетно-космической отрасли.

КуАИ был престижным институтом с высоким конкурсом, как при поступлении, так и в процессе учебы. Отчисления студентов по неуспеваемости были редкостью. Выпускники института были востребованы во многих от-раслях народного хозяйства. Следует признать, что высшее техническое образование в СССР, в целом, успешно справлялось со своими задачами.

Развитие города Куйбышева, а потом Самары, как индустриального и культурного центра потребовало развития фундаментальных знаний и подготовки гуманитарных специалистов. В результате чего, в городе появились филиалы академии наук СССР, а в 1969 году был открыт Куйбышевский (за-тем Самарский) государственный университет. Моя преподавательская дея-тельность связана с СамГУ, где я начинал работать с техническим образованием. Достаточно быстро выяснилось, что технического образования не

достаточно для преподавания в классическом университете. Наверстывать пришлось самообразованием, благо базовое образование позволяло.

Кафедра, где я работаю, выпускает механиков, только эти механики существенно отличаются от инженеров-механиков. Механики классического образования должны уметь формализовать физический процесс в математические формулы с последующим численным решением задачи. Таких специалистов не может быть много, но именно они создают алгоритмы решений, которые закладываются в программные комплексы. Следует сказать, что многие предприятия Самары испытывают потребность в таких специалистах (достаточно провести опрос).

В 1990 г произошли известные события, которые наложили отпечаток на высшее образование и, в том числе, классическое образование. Высшее образование в РФ превратилось в предприятие с подушевым финансированием и коммерческим обучением. В результате чего, университеты превратились в коммерческие предприятия. За каждым принятым абитуриентом стоит финансирование (либо государственное, либо частное). Понятно, что отчислять таких студентов, если они не справляются с обучением, нельзя. И, как результат, средний уровень учебной подготовки начинает снижаться, далее падает состязательность в студенческих группах и мотивация обучения. Единый государственный экзамен добавил снижение уровня подготовки абитуриентов. Достаточно быстро высшее образование в России стало всеобщим с тенденцией к деградации.

Что происходило с механиками в СамГУ? Как уже отмечалось, классическое образование не может быть массовым. Слабых студентов администрация университета не может отчислить, поскольку потеряет бюджетное финансирование. Не успевающие студенты накапливают по 4-5 долгов, затем пишут заявления об отчислении и переходят в другие ВУЗы города. Численность студенческой группы сокращается до 5-6 человек, учебная нагрузка падает, бюджетное финансирование сокращается. К 2015 году СамГУ, фактически, стал банкротом. Для оздоровления ситуации в 2015 году Самарский государственный университет присоединили к Самарскому государственному аэрокосмическому университету, и возник Самарский национальный исследовательский университет (СУ).

Что мы получили? Кафедра математического моделирования в механике была присоединена к институту ракетно-космической техники (ИРКТ), который входит в состав СУ. ИРКТ должен готовить тех самых инженеров механиков только на более высоком уровне (с 1970 г прошло уже 50 лет).

Знакомство с учебной программой показывает, что из базовых дисциплин исчезли такие предметы, как аэродинамики и гидравлика, зато появились педагогика, психология, история развития механики, теория принятия решений и т.д. Перечень этих дисциплин зависит не от специальности, а от личных, пробивных качеств руководителей кафедр и факультетов (институтов). Что это, как не потеря здравого смысла? Последний был заменен бюрократической отчетностью, которая достигла невероятных размеров и поражает своей бестолковостью. В то же время оценка работы университетов и его подразделений со стороны Министерства Образования происходит исключительно по отчетности. Поэтому и в содержании учебного процесса наблюдается откровенный бардак (чтобы в этом убедиться нужно проверять не рабочие про-граммы дисциплин, вывешенные на сайте университета, а конспекты студенческих лекций). Таким образом, в институте ракетно-космической техники СУ для классических механиков (и не только классических) просто не оста-лось места.

В Советском Союзе государство определяло, сколько и каких специалистов необходимо региону на данном этапе развития. В РФ решили, что эту работу сделает за них рынок: предполагалось, что промышленные предприятия будут давать заказ высшей школе. Реальность оказалась совсем другой - промышленные предприятия заняты выживанием и не занимаются стратегическим планированием. В настоящее время востребованность той или иной специальности определяют кафедры университета, на которых возложена обязанность по набору абитуриентов. В регионе этот процесс носит, зачастую, случайный характер. Если мы посмотрим на перечень специальностей, по которым проходит подготовка в СУ, то можем увидеть это несоответствие. Например, подготовка специалистов по самолетостроению проходит в 2 студенческих группах, а самолетостроение в Самаре отсутствует. И это не единственный пример.

Почему абитуриенты подают заявления на такие специальности - это вопрос достаточно сложный. Одной из причин, по-видимому, являются не высокие требования в обучении. В любом случае, можно сделать вывод, что отсутствие планирования в системе высшего образования - это очевидная ошибка. Не хочется обижать коллег, но СУ выпускает специалистов, во многом не востребованных промышленными предприятиями Самарской области. Впустую тратятся огромные бюджетные деньги. В процессе коммерциализации высшего образования был потерян здравый смысл.

В заключении отметим, что присоединение СамГУ к СГАУ оказалось формальным. Предполагалось получение синергетического эффекта (и это было возможно). В реальности объединение технического и классического образования без кропотливой организационной и методической работы дало отрицательный эффект. На кафедре математического моделирования в меха-нике осталось 2,5 учебные ставки (то же самое можно сказать о других кафедрах бывшего СамГУ). Специализация по механике жидкости и газа, фактически, закрыта, а классическое образование, на создание которого в Самаре было затрачено 50 лет труда ученых и преподавателей загублено.

Сведения об авторе: Клюев Николай Ильич, заведующий кафедрой математического моделирования в механике Самарского университета, д.т.н., профессор

Сталинские "репрессии". Реальные цифры.

Германия и ее суверенитет. НАТО призвано контролировать немцев?

Германия и ее суверенитет. Военные базы США - это, фактически, оккупация.

Нефтяной кризис и сланцевая нефть в США

Германия и ее суверенитет. Золотой запас

#история, #общество, #политика, #СССР, #СоветскийСоюз, #коммунизм, #Сталин, #Ленин, #Социализм

#коммунизм, история, общество, #Советское образование, #история, политика, #политика, #Социализм, #общество, #Ленин, #высшая школа, #высшее образование, #СССР, #образование, #СоветскийСоюз, #Советский Союз, #Сталин, #Советский

Previous post Next post
Up