Опубликовано чт, 25/10/2012 - 16:36 пользователем
jek
директор - генеральный конструктор Научно-исследовательского и конструкторского института
энерготехники имени Н.А. Доллежаля - НИКИЭТ, член-корреспондент РАН Юрий Драгунов: Первая стадия разработки технического проекта российской ядерной энергодвигательной
установки мегаваттного класса для космического корабля будет завершена в текущем году.
В прошлом году завершили разработку эскизного проекта реакторной установки,
в этом году выполняем технический проект реакторной установки.
Требуется огромный объем испытаний, особенно топлива, в том числе исследования поведения
топлива и конструкционных материалов в реакторных условиях.
Работа по техническому проекту будет достаточно длинной, примерно около 3-х лет,
но первую стадию технического проекта, основную документацию мы в этом году подготовим.
Мы сегодня определили и приняли техническое решение по выбору варианта конструкции
тепловыделяющего элемента и окончательное техническое решение по выбору варианта
конструкции реактора.
И буквально пару недель назад приняли техническое решение по выбору варианта
конструкции активной зоны и по ее компоновке.
НИКИЭТ является единственным исполнителем по реакторной установке
и является координатором работ от Росатома.
Проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых
реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов.
Ядерный реактор "поставляет" необходимый для этого процесса электрический ток,
и радиоактивные вещества не попадают во внешнюю среду.
Предполагается, что рабочим телом в двигателе будет ксенон.
В соответствии с картой проекта на 2018 год планируется подтвердить повышение,
по сравнению с традиционным, уровня электрической мощности космических систем в 30 раз
и экономичности маршевых двигательных установок в 12 раз.
Вот какие подробности всплыли на форуме авантюры :
В 2018 году по плану эта штука будет на орбите.
И что она будет там делать?
будет питать электрореактивные двигатели межорбитального буксира. Электрическая мощность 35-40 МВт.
PS ветка частично потерта на авантюре, по всей видимости это про второй этап
Это понятно. А зачем там межорбитальный буксир-то? В 2018 году?
чтобы в 2025 двинуться на Луну по-взрослому - с палатками, бухлом и бабами, а не для флаговтыка. Есть просто существенное подозрение что:
а) лунная база окажется в разы дешевле МКС
б) МКС выработает свой ресурс
дальше есть в), г), д) и так дальше.
Факт остается фактом - работы по проектированию связки орбитального ВТГР реактора + газовая турбина ведутся и, как я понял неплохо. Неясно, впрочем, что с финансированием. В теме срочно нужен Dobryak, он наверное в курсе дела.
у меня в руках ТЗ на эту самую ЯСУ - с подписантами, сроками и ТТХ - а у вас что?
написано про испытание ЯСУ, про полет на ней в 2018 году ничего не написано. Я понял это так, что ЯСУ вытащат на орбиту, погоняют в разных режимах и вытащат на орбиту захоронения, откуда ЯСУ будет слать телеметрию пару лет. Про собственно полеты буксира вообще ничего не сказано (читай 2020+).
З.Ы. Меня на самом деле в том ТЗ поразили не сроки и не мощность а масса и габаритные размеры. Вот там да, сомнения огромные. Например, лично я ничего не знаю про существование даже бумажного эскиза излучающего холодильника, ориентированного на охлаждение теплоносителя температурой 2 тыщи по Кельвину. Равно как я не могу представить себе турбину под такой теплоноситель с ресурсом 2К часов безремонтного пробега.
это вы про турбину или про холодильник?
Я как раз и думал изначально что будет применен каскад МГД-генераторов. Они и теплоноситель охладили бы и ток выдали. Правда куда там 30 МВт.... Но тем не менее написано черным по-белому - турбина, холодильник. Ну и опять же масса этого каскада....
вы поржоте но оно одноконтурное
На инертном газе - насколько я понял, на аргоне или на ксеноне. Что же до МГД там мало тупо перегретого газа - там еще и ионы должны быть, что в турбине как бы излишне. Единственное что мне лезет в голову - это что-то типа вольфрамовых трубок малой толщины с ребрами раскаленных добела. Излучать это конечно будет.... но.
вот что значит чертов склероз - мне файл достался случайно и я его так запрятал, что еле нашел потом.
35 МВт это наверное все-таки тепловая мощность. Электрическая - 800-1000 КВт
время работы на одном включении - 10000 часов
теплоноситель ксенон.
температура в реакторе 1600 К
температура в турбине 1500 К
температура в теплообменнике 1200 К
и вообще, вы таки будете смеяться, но документ этот не секретный (а я то думал)
http://www.federalspace.ru/main.php?id=15&did=979в приложении - тот самый документ
З.Ы. Сожалею, что ввел в заблуждение. Извините.
Отсюда:
http://www.avanturist.org/forum/topic/101/message/1464523#msg1464523 http://argr.livejournal.com/12269.html http://www.federalspace.ru/download/2010_05_26_konkurs_tem.doc вобщем - инфа потихоньку просачивается. Не все так мрачно :) С 1 Мвт (электрических) можно много куда полететь ... например тяжелый обитаемый корабль свозить туда-обратно по маршруту: орбита земли-орбита луны - леххко ...
Нашел на Афтершоке. Последнее предложение про "тяжелый обитаемый корабль" показалось мне крайне оптимистичным. Дело в том, что защитные экраны от действия излучения реактора, солнечного ветра и космических лучей получаются очень тяжелыми, чтобы дозы облучения экипжа укладывались в требуемые нормы. Но прочитав информацию, которую я разместил в следующем посте, стало понятно, что по крайней мере технически создать биологическую защиту экипажа приемлемой массы возможно.