И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди.
И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его.
И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее.
И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.
И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник третий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих - сих пятидесяти - пред очами твоими;
вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!
И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю.
И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет
Бога, чтобы вопрошать о слове Его, - с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь.
И умер он по слову Господню, которое изрек Илия.
4 Цар. 1:9-16
Свт. Кесарий Арелатский
Эти пропащие манихеи имеют обыкновение осуждать писание Ветхого Завета, когда говорят: «Какая же справедливость была в том, что блаженный Илия опалил сошедшим с небес огнём двух пятидесятников вместе с их солдатами?» И вот, братья возлюбленные, давайте кратко откроем любви сердец ваших, насколько справедливо и милосердно это было совершено. Во времена Ветхого Завета народ, какие бы ни совершал преступления и грехи, подлежал телесному наказанию. Потому так и написано: Глаз за глаз, зуб за зуб (Исх 21:24), - дабы другие, видя наказанных и страшась телесного наказания, воздерживались от преступлений и грехов. А поскольку во времена блаженного Илии пророка весь народ иудейский, оставив Бога, поклонялся идолам, а пророков Божьих не только не желал почитать, но часто даже пытался убивать, то и воздвигнут был ревностью Бога блаженный Илия, который сделал так, чтобы некоторые были наказаны телесно, дабы все исцелились сердцем и хотя бы боялись смерти телесной, если уж пренебрегали спасением души. И надо понимать, что всё это совершал не столько блаженный Илия, сколько Дух Святой. Мы же знаем, что сделано через блаженного Петра Анании и Сапфире: через него они подверглись смерти, чтобы остальным был дан пример. Потому так и написано: И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян 5:11). Итак, когда грешники подвергаются наказанию, пример служит всем. И поскольку несчастные иудеи помышляли лишь о своём теле и отказывались печься о спасении души, то, по суду Бога, они страдали от наказаний телом, о котором весьма сильно заботились.
…Если вы, возлюбленные братья, посмотрите внимательно, то поймёте, что не только иудеи пали через гордость, но и те два пятидесятника погибли из-за того же недуга. Напыщенно горделиво и вызывающе, не имея в себе никакого смирения, они пришли к блаженному Илии и сказали: Человек Божий! Царь говорит: сойди. Поскольку они не оказали ему ни чести как старцу, ни почтения как пророку, то Святой Дух заговорил устами пророка, и они были поражены посланным с неба огнём. Третий пятидесятник, подойдя в великом смирении и искренне раскаиваясь, как подобало, говорил слёзными мольбами и не только заслужил избежать наказания, но и удостоился того, чтобы блаженный Илия спустился и пошёл к царю. Всё это, возлюбленные братья, случилось во спасение всех людей, ибо благой и милостивый Господь поразил немногих, дабы исцелить всех.
Прп. Ефрем Сирин
Но упрямый царь не испугался слов пророка и сказал в глубине души: «Он лжет», потому и не обратил внимания на то, что тот предупредил его и убеждал избавиться от причины своего порока и раскаяться. Он упорствовал в своем упрямстве и вместо того, чтобы раскаяться в гордыне, обратившись к истинной вере, он увеличил ее, послав пятидесятника с пятидесятком, чтобы схватить пророка Божьего и привести его на суд. Теперь же, услышав, что огонь сошел с неба и спалил начальника с его пятидесятком, он послал других, и опять огонь спалил их, и они погибли. И (Божественное) правосудие выносит такой приговор по праву, ибо те, кто видели, как огонь сошел по молитве Илии, и не только не поверили, но и не обратились в истинную веру, должны были быть сожжены при втором сошествии огня. И такое же наказание было приготовлено для третьего, которого послали после них, если бы ужасное зрелище огня не сделало его умнее. Он не стал появляться там, как его товарищи: он идет за пророком, покорно склоняется перед ним на колени и, с одной стороны, повторяет приказ царя, а с другой, предоставляет ему выбор - повиноваться или не повиноваться слову царя.