Начать этот рассказ о приключениях на Кавказе хочется строчками из песни Александра Ефремова:
Ты, покоренный навсегда, решив любви своей вопрос,
Стремиться будешь ты туда, где столько сказок и угроз
Незадолго до окончания 2013 года, мне поступило предложение от моего приятеля из Черкесска, с которым мы познакомились летом, во время спуска с Эльбруса, отправиться на восхождение в январе на Уллу-тау. Поначалу я отказался, так как думал, что не успею вернуться к сессии, но спустя через некоторое время все поменялось с точностью наоборот. В начале декабря взял билеты на Кавказ на 28 декабря. Прибыть должен был 31 декабря. Это был первый мой новый год на Северном Кавказе. И да, в этот раз я поехал не один.
В декабре планы на восхождение поменялись - вместо восхождения на Уллу-тау (4 207 м.) было принято решение подниматься на Тютю (4 460 м.). Этот вариант не менялся вплоть до конца декабря, об изменении маршрута я узнал будучи уже в поезде. Маршрут поменялся из-за того, что один из участников попал в ДТП, а инструктор, который должен был вести группу заболел. Вместо восхождения на Тютю, было запланировано восхождение на Софию (3 637 м.).
Начало маршрута было запланировано на 2-3 января. Наш поезд прибывал в Минеральные воды 31 декабря, поэтому надо было придумать интересную программу на пару дней. Выбор пал на рудники по добычи урана. К слову, посетить эти рудники я хотел очень давно, но все не хватало либо сил, либо времени. Но в этот раз все удалось.
Утром прибыли в Минеральные воды, где сели сразу на электричку до станции Лермонтовская, там нас встретили местные ребята, с которыми я договорился насчет экскурсии по рудникам. От станции почти до входа в одну из штолен нас довезли на машине. После посещения уранового рудника я поставил лагерь недалеко от одной из штолен и развел костер. К вечеру к нам присоединилась еще одна знакомая из Москвы, которая приехала только на рудники на несколько дней. Позже, в новогоднюю ночь, мы вновь пошли изучать рудники, уже своей кампанией. Ближе к двум часам ночи вышли на поверхность и сразу легли спать.
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11. Лагерь возле одной из штолен
12.
13.
14.
15.
16.
Ранним утром разбудил звонок от одного из товарищей из близлежащего города и пригласил к себе в гости, но добраться до него нам удалось уже поздно вечером. Посидев, поговорив за жизнь за кружкой чая, мы остались у него ночевать. Утром был запланирован выезд в Черкесск, где нас уже ждали.
Проснувшись примерно в девять часов утра мы собрались, заказали такси до автовокзала и, попрощавшись мы отправились в Черкесск. До следующего пункта назначения добрались довольно быстро. Там нас встретил Коля и Настя. Сразу же поехали к другому Коле, у которого мы могли остановиться на время всей поездки. Добравшись до дома и перекусив с дороги, нас повез, уже другой Коля, купаться на горячий источник под открытым небом.
Накупавшись в источнике мы отправились на прогулку по Черкесскому парку, но к тому времени стемнело и фотографий не будет. Далее мы вернулись домой и перегрузили рюкзаки. Остаток вечера провели за просмотром фотографий. Утром был намечен старт в Архыз на Софию.
Рано утром за нами и УАЗиком приехали Коля с Настей. Быстро скидав вещи в машину мы выдвинулись в Архыз. Уже по дороге начались небольшие неприятности, например флэшка от фотоаппарата была забыта в моем ноутбуке. Но на этот случай я в рюкзаке всегда вожу запасную. Но и с ней по началу были проблемы, но потом все уладилось. Погода стояла отличная, на горизонте виднелись горы.
17. По дороге в Архыз
Архыз нас встретил слепящим солнцем, а чуть позже, глубокими сугробами. Часам к одиннадцати утра мы почти подъехали к заходу на Софию, но не доехали - застряли в сугробе капитально. Почти до вечера мы откапывали, толкали, поднимали, швыряли с помощью домкрата УАЗик, иногда нам помогали и другие смельчаки на Нивах, которые, видя то как мы сели, не решились ехать дальше.
18.
19. Вид на г. София
Наконец, вытолкав и припарковав УАЗик мы выпили, по-настоящему, крепкого чая и решили идти пешком. Уже в сумерках поднялись примерно на 3000 метров, где решили делать базовый лагерь и оттуда совершать радиальные выходы.
Когда все палатки были установлены, было решено, что кухня будет в моей палатке. Забравшись в мою палатку разожгли горелку, растопили снег и приготовили вермишель с тушенкой, а потом попили чай с шоколадом и ананасами. А после - легли спать.
Ночью, недалеко от лагеря, прогрохотала лавина. После такого удалость уснуть только под утро. Проснулись примерно в десять часов утра, перекусили и скорректировали маршрут. Подъем на Софию отменили из-за лавиноопасности, вместо этого решили идти на перевалы. Дорога наверх, без снегоступов, сильно выматывала - постоянно проваливались по колено, а местами по пояс. И так поднимались пол дня. Но потом, из-за изменения погоды решили спускаться вниз, сворачивать лагерь и уезжать, пока не занесло дороги.
20.
21.
22.
23.
Ближе к вечеру добрались до нашего УАЗика, который, за день нашего отсутствия просто вмерз в лед. Снова пришлось толкать… Часа через два все-же вытолкали и, казалось бы, уже едем домой, но зимние развлечения по выталкиванию машин из сугробов еще не закончились. Проехав примерно километр нас останавливают люди и просят помощи вытолкать их ниву, которая села очень хорошо. Толкали, швыряли, даже вручную поднимали часа три наверное, но все-же их вытянули, при этом сели попутно сами, но нас вытянул лебедкой проезжавший мимо квадроцикл. Дальше вроде бы все шло без приключений, но вскоре у нас внезапно сел аккумулятор и снова пришлось толкать наш УАЗик, уже в горку. Как выяснилось, сел аккумулятор из-за того, что провод ведущий к генератору на каком-то участке дороги отошел, так что проблема была решена быстро и машину завели с толчка и наконец-то, через пару часов, добрались до дома. Маршрут получился небольшим и часть похода свелась к выталкиванию машин из сугробов.
После поездки в Архыз у нас было полтора дня для того, чтобы прийти в себя и подготовиться к следующему маршруту, который должен был вести я. На маршрут было выделено четыре дня. Перед выходом я долго выбирал ущелье, по которому должна была протянуться нить нашего маршрута; в конце концов выбор пал на живописное ущелье реки Аксаут. Стартовать решили утром шестого января. Коля нас довез до автовокзала, откуда мы взяли машину на поселок Хасаут-Греческое, именно на окраине этого поселка начинался наш маршрут. На место мы прибыли примерно в час дня. За этот день мы должны были пройти путь длиной 25 километров, до нежилого поселка Красный Карачай. Снега было мало и шлось легко. Был солнечный день, где-то внизу шумела река, а нас припекало жаркое январское солнце.
24. Долина р. Аксаут вечером
Ближе к ночи мы дошли до поселка Красный Карачай, где внезапно встретили людей, которые вот уже шесть лет живут там втроем без света и связи. Они пригласили к себе в гости пить чай. Чаепитие затянулось допоздна, нам налили большие тарелки борща и сказали, что сегодня мы ночевать будем у них, в соседнем доме, где уже для нас затопили печь. Такого поворота событий я не ожидал, по моим представлениям первая ночевка должна была быть в сосновом лесу у реки в палатке.
Встали рано утром, но нас продержали в гостях почти до обеда и не хотели отпускать, говоря, чтобы оставались жить у них и гуляли без рюкзаков на окрестные горы. Но все-же маршрут есть маршрутом и мы, отблагодарив хозяев вышли в путь. Погода была хорошей: на улице был штиль, тепло и малооблачно.
25. Утро в Красном Карачае
В Красном Карачае мы перешли в ущелье реки Марка и направились в восточном направлении, в сторону Домбайского ущелья. Дорога представляла собой едва заметную тропинку по одному из сбросов ущелья, было много перепадов высот - то тропа резко вверх пойдет, то спустится к самой реке.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Спустя три часа хода мы вышли в большую долину, где обнаружили два пустых летника, причем один из них был с печкой. У меня промелькнула мысль, что неплохо бы было заночевать здесь, дом теплый, печь есть, да и место очень хорошее. Оставив рюкзак в летнике я отправился на поиски дороги ведущей на перевал, так как тропа прослеживалась только до летника, а шли мы без GPS навигации. Спустя минут тридцать я нашел подъем на перевал, но выход на перевал решил отложить на завтрашний день, так как погода начала портиться и поднялся сильный ветер. Ночевать решили в летнике. А так как у нас оставалось еще несколько часов до заката, то мы решили прогуляться по долине, а вечером уже заготовить дрова и затопить печь.
32.
33.
К вечеру погода совсем испортилась - близлежащие горы затянуло густой облачностью, повалил сильный снег. В этот момент я был точно уверен, что принял правильное решение не выходить к перевалу на ночевку в этот день. Затопив печь я разогрел рисовую кашу, сварил себе спагетти с колбасой, вскипятил чай, а потом, плотно перекусив, лег спать - завтра предстоял штурм перевала. Ночью было тепло, почти до утра горела печь, а утром, первым делом как проснулся, я вновь затопил печь, чтобы приготовить поесть и вскипятить чайник. Погода в этот день очень порадовала, на улице был мороз, на небе ни облачка и все в снегу. Позавтракав и собрав рюкзаки мы выдвинулись снова в путь, хоть и нам не хотелось покидать найденное жилище. Сегодня нас ждал перевал.
34.
За эту ночь все мои следы замело и дорогу к перевалу пришлось искать вновь. Но это большого труда не составило. Найдя дорогу я отправился по ней вверх вдоль реки Малая Марка на перевал. На тропе ориентироваться приходилось по сгнившим пенькам деревьев. Ближе к часу дня передо мной снова открылась сверкающая ледяная долина. Там уже четко просматривалась тропа на перевал.
35.
36. Найденный ночлег
37.
38.
39.
Тропа, в самом начале была довольно хорошей, я уже думал, что в этом маршруте и снаряжение не потребуется, но спустя некоторое время на пути стали встречаться небольшие кулуары заполненные твердым настом, на таких участках прорубались ступени, так как склон был довольно крутой и был велик риск поскользнуться и улететь вниз, попутно разбившись о булыжники, торчащие из под снега.
40. Путь на перевал извилист и долог
41.
Не доходя примерно метров 700 до перевала стали появляться кулуары заполненные снегом, а под снегом был бутылочный лед, поэтому надо было идти в кошках. Но спустя еще некоторое расстояние дальнейшее продвижение представляло большую опасность срыва вниз с дальнейшими, нехорошими последствиями. Но все-равно требовалось зайти на перевал, так как с него можно было уйти на Домбай и выйти в альплагерь или же сброситься в Теберду, откуда можно уехать прямым транспортом до Черкесска. Я принял решение подниматься на гребень в лоб, по маленьким тропинкам, оставленных крупным рогатым скотом, а уже с гребня сброситься на перевал по сыпухе. Подъем был крутым, припекало солнце, я шел обливаясь потом. Склон был настолько крутым, что на один метр приходился метр высоты, но несмотря на такие трудности, я все же вышел на гребень. Гребень имел высоту около 3 000 метров, с него открывался прекрасный вид на отроги Главного Кавказского хребта, Эльбрус и вершины Архыза. Внимательно осмотрев склоны на предмет возможных лавин, я решил не рисковать и отменил переход на Домбай, тем самым выбрав вариант сброса на Теберду.
42.
43.
44.