Утро было пасмурным, мелкой моросью дождь. После завтрака я начал подготовку к сплаву. Накачал лодку, распределил оптимально груз и отчалил от берега. Перед выходом в реку предстояло преодолеть часть озера. Довелось проплывать мимо гнезд чаек, которые, опасаясь за свое потомство, с грозными криками пытались напасть на меня, но инцидент был быстро исчерпан. Через некоторое время стало ощущаться течение - приближаюсь к реке, скоро начнется интересная часть маршрута. И вот я выхожу из озера в реку, здесь довольно глубоко - больше двух метров. Вскоре река стала мельче, иногда дном цеплялся за валуны. Вдалеке слышен шум воды и виден небольшой перекат, а за ним… Там меня ожидал первый порог, единственный порог, о котором я не знал на этой реке. Перекат, затем разгон лодки до значительной скорости и сужение пятидесятиметровой реки до узкой протоки шириной порядка десяти метров, даже, наверное, меньше, в тот момент я был сконцентрирован на прохождении этого порога. Вот вхожу в пенящийся поток и вижу перед собой, что вода хлещет из этого порога словно водопад. Завожу лодку носом, резкий перепад высоты, толчок, удар, порог позади, набираю большую скорость, затем резко останавливаюсь сев на мель на широком разливе. Остановка была настолько резкой, что я чуть не вылетел из лодки через нос, но все прошло нормально. Пройти разлив на лодке невозможно - мало воды. Выхожу из лодки и протаскиваю ее аккуратно между камней. Снова выхожу на глубокий участок, а метров через 200 опять мелководье. Следующие семь километров реки стали настоящей каторгой - вода хоть и большая, но все-равно мелко, постоянно цепляюсь за валуны и сажусь на мель. Так что этот участок проходился так - то меня лодка транспортирует, то она на мне едет. Все надежды были на боковой приток - река Зима - это небольшая речушка, имеющая исток в горах Оханджа, вытекает из одноименного озера, расположенного в долине.
Click to view
Дойдя до Зимы, ситуация немного улучшилась, но в целом не поменялась, на разливах все так же приходилось лодку и груз перетаскивать на себе. Легче стало только на подступах к следующему боковому притоку - река Уи. На мель лодка перестала садиться, но за валуны порой цеплялась. Ситуация в корне поменялась после впадения Уи. После впадения Уи, река Момонтай превратилась из мелководной речушки с разливами в могучий беснующийся, клокочущий и пенящийся поток. На дне лежали валуны, порой размером чуть меньше автомобиля, которые по большой воде образовывали водяные валы высотой до двух метров, а с некоторых таких валов были сливы, похожие на водопады. Началась затяжная шивера длиной около пяти километров (для тех, кто не знает, что такое шивера - это участок на реке с хаотично расположенными в русле валунами и быстрым течением), вокруг все бурлило и клокотало, с большим трудом удавалось сохранять управление лодкой. Скорость была огромной, примерно за 25 минут было пройдено расстояние в 5 километров. Голову все время не покидал страх потерять управление и перевернуться здесь, но, несмотря на все трудности, управление было сохранено и шивера была пройдена успешно. Вскоре поток постепенно утих и вынес меня на разлив.
Воды было чуть выше щиколотки, поэтому лодку пришлось разгрузить и перетаскивать около километра до более глубокого участка. Здесь меня дожидалась еще одна шивера, переходящая в небольшой каньон, но она была не такая жуткая как предыдущая, все валы и сливы проходились легко, но ее отличало наличие нескольких крутых прижимов, где вода бьет в скальный берег и если прижмет там к скале, то выбираться оттуда крайне затруднительно. Все проходило очень успешно, но напоследок река Момонтай подкинула мне новое препятствие - упавшее дерево, которое упало так, что корни были на одном берегу, а макушка на другом. Положение осложняло быстрое течение, почти отвесные берега без пляжей и отсутствие отмелей у береговой линии, тем самым не представлялось возможности причалить и обнести данный участок, поэтому пришлось решаться на рискованное мероприятие. Ближе к левому берегу просматривалось пространство, в которое можно было проскочить, но при условии, если я пригнусь. Корректируя курс лодки в беспорядочном течении я ее направил в место, где было наибольшее пространство между стволом дерева и уровнем воды, оставалось только вовремя пригнуться - если раньше времени, то есть риск потерять управление, если позже - то высока вероятность врезаться в ствол дерева. И вот я несусь в речном потоке, дерево, лежащее поперек русла, становится все ближе и ближе. Внутри ощущение как все сжалось от напряжения. Пригибаюсь. Успешно. Вздыхаю с облегчением. Препятствие пройдено. Впереди оставался еще один, последний прижим, затем река Момонтай впадала в полноводную широкую Омулевку.
Взору открывались уже знакомые с того года места, возникало ощущение, что эти места я покинул только вчера, а сегодня я в них вновь вернулся. Я и раньше ощущал это находясь на Колыме, но здесь это ощущалось наиболее сильно. Время будто бы сжалось так, что разница в год между посещением этого района сократилась до разницы в один день.
В момент сплава в Омулевке была большая вода. Я поспешил прижаться к правому берегу и идти в 2-3 метрах от береговой линии. Поначалу река была быстрой, но без каких-либо порогов и перекатов, но это продолжалось недолго. Берега все круче подступали к изумрудным водам Омулевки - начинался небольшой каньон. Вскоре показались мощные водяные валы местами больше полутора метров в высоту и с пенящимися гребнями, проходились легко, но порой бывало, что всего обдавало струей воды. Еще через некоторый промежуток началась целая череда высоких водяных валов, создаваемых огромными валунами, лежащими на дне реки. Порой казалось, что я несусь по дороге с глубокими ямами, а в голове все время крутилось: «По кочкам, по кочкам, в яму бух». В моменты прохождения череды таких валов, порой было страшно. «А если лодка клюнет носом в вал, идущий вслед за этим? Каковы будут мои действия в таком случае?» - такие мысли посещали меня в эти моменты. Вдалеке показалась темно-серая, почти отвесная стена, протяженностью около полутора километров. Виднеются пенные водяные гребни и слышен грохот воды. Если сравнивать с дорогой то, по чему я сплавлялся несколько часов назад - это была очень плохая дорога с выбоинами и ямами, а впереди меня ожидала, в том же сравнении, не плохая дорога, а некоторое подобие дороги, по которой точечно прошлись экскаватором. Это тот прижим, о котором меня предупреждали. Здесь нужно проявить максимум внимательности и осторожности, так как вода еще не упала, а впереди виднелись водяные валы, которые местами достигали высоты около полутора-двух метров, да и еще большая скорость - на прижиме GPS показывал скорость от 13 до 16 км/ч. Положение дел осложняло еще то, что река делала поворот на 180 градусов. Вхожу в прижим, ощущаю, как увеличивается скорость течения, начинаются валы, в лодку захлестывает вода, я весь мокрый. По мере приближения к перегибу, где река круто поворачивает на 180 градусов управлять лодкой становиться все тяжелее, главное выгребать и держаться левого берега и не допустить того, чтобы течением меня прижало к правому берегу под подмытую скалу. Валы идут друг за другом, лодка едва успевает спускаться с одного и подниматься на другой. Прохожу перегиб, удачно, можно облегченно вздохнуть. Прижим пройден. На стремнине вышел из прижима на мелководье, а затем причалил к левому берегу отдохнуть. Берег был обрывистым, где-то росли высокие зеленые лиственницы на голых скалах. Передохнув и перекусив, я сверился с данными навигатора. До опасного порога оставалось два километра, до точки причала - полтора километра. К тому месту, где расположен порог я подходил пешком в своей прошлогодней поездке. Место жуткое, здесь река, шириной 40 метров резко сжимается скалами до такой степени, что ширина ее русла составляет меньше десяти метров и все это сопровождается сливами высотой до двух метров. Опасный участок состоит из трех таких сливов, которые идут друг за другом с небольшим промежутком. Одним словом - мясорубка. В том году это место наводило на меня страх, хоть я и стоял на суше. Бурлящий и пенящийся поток воды, грохот воды отражается от скал, круто обрывающихся в воду, везде летят брызги, вода беснуется. Находясь тут узнаешь истинную мощь этой реки.
Click to view
Click to view
Отчаливаю, главное вовремя причалить. В том месте представляется возможность обноса - склон не скалистый и почти отвесный, но на него можно вскарабкаться. Вдалеке показалось сужение реки и стало отчетливо слышно бурление потока в пороге. Течение слабое, прижимаюсь к берегу, иду на расстоянии от одного до полутора метров от кромки берега. Вот он причал. Лодку начало относить от берега, пытаюсь подгрести к берегу изо всех сил, но лодка ни на сантиметр не приближается к берегу. Порог все ближе и ближе. Начинаю грести против течения и к берегу, чтобы хоть как-то замедлить лодку. Не получается. Скорость течения все выше, до порог уже рядом. Пытаюсь измерить глубину веслом, чтобы выйти из лодки на мелководье и вручную затащить ее на берег. Глубина около полутора метров, выйти из лодки и завести ее не представляется возможным, вблизи берега большая глубина. Осталось время для последней попытки причалить. Перед порогом река резко сужается, а в воду под небольшим углом ходит скала, образуя небольшой участок спокойной воды перед порогом, но в то же время туда бьет часть водяного потока, тем самым есть шанс посадить лодку на мель и вытянуть потом ее на сухой берег. Беру курс прямо на скалу. Все идет по плану, но под конец случилось то, чего я боялся. Лодка зашла на скалу носом, а затем съехала с нее и устремилась прямиком в порог. Выпрыгиваю из лодки на эту же скалу. Коснувшись скалы, я мигом слетаю в воду, вслед за лодкой. Скала была скользкой и покрыта водорослями и какой-то сопутствующей слизью. Я под водой, сапоги мигом наполнились водой и тянут меня ко дну. Высвобождаюсь из сапог. Воздуха не хватает. Поток норовит меня прижать ко дну. Температура воды около четырех-пяти градусов. Выныриваю, глоток воздуха и снова под воду, тащит к следующему сливу. Попытки подплыть к берегу не приносят успеха. Руки и ноги начинает сводить судорогами от холода. В голову приходит осознание того, что мне все же придется пройти через семь кругов ада оставшиеся два слива. Перегруппировываюсь, чтобы хоть как-то взять контроль над ситуацией. Поток воды несет меня ногами вперед, постоянно затягивая под воду. От холода и нагрузок началась неконтролируемая гипервентиляция легких. Глоток воздуха, слив снова под водой, опять утягивает на дно, выгребаю из последних сил. Только поднял голову, чтобы сделать вдох и меня тотчас закидывает в третий слив. Теряю контроль над ситуацией, переворачивает. Воздуха не хватает, по всему телу начинаются спазмы. Всплыл. Осторожно вдыхаю воздух, поток по-прежнему несет меня, здесь видно дно, пробую затормозить ногами и встать на валунистое дно. Безуспешно, только отбивает ноги. Впереди прижим. Не успев отдышаться, я опять ухожу под воду и меня зажимает в прижиме. Глубина большая. Вижу изумрудно-зеленую речную воду, а где-то над ней высоко небо. Тело не слушается меня. Поток меня зажал основательно, спазмы от нехватки воздуха практически не ощущаются. В глазах темнеет. Почти в бессознательном состоянии я очутился на песчаной косе, ползком вышел из воды и лег на сухой каменный берег. Потом поднялся на четвереньки, а затем встал на обе ноги. Сил практически нет. Надо развести огонь. Рядом с этой косой находится база Маргаритто, построенная в советское время. Иду шатаясь босой через лес. Показались домики. Захожу в один из них и растапливаю печь дровами, которые были оставлены последними посетителями. Скидываю с себя все вещи. Отогреваюсь у печи. Нашел какую-то сухую одежду. Оделся. Отогрелся. Тут я вспомнил - когда я выныривал из воды, чтобы сделать вдох, то краем глаза заметил, что лодку прижало к левому берегу. Выхожу из дома, и правда, лодка прижата к левому берегу, дрейфует по кругу. Нашел веревку, осталось найти какой-нибудь крючок, чтобы им зацепить и подтянуть лодку с противоположного берега. Покуда искал крючок, лодку вынесло опять в течение, и она отправилась в дальнее плавание.
Сил мало, но я все же решил идти вниз по течению за лодкой, надеясь на то, что ее где-нибудь вынесет на берег. В лодке было абсолютно все мое снаряжение, в том числе запас продуктов. На базе нашел какую-то рваную обувь. Надел ее и пошел по берегу вниз по течению. Смог дойти только до бокового притока Утуй. Далее следовал прижим. К реке круто опускался высокий склон горы. Чтобы обойти его, требовалось подняться в горы метров на 300-400 выше уреза воды, а затем снова спускаться. Я был не в том состоянии, чтобы совершать такой переход, сил почти не было, и я принял решение возвращаться на базу и отогреваться дальше. На базе я лег на лежак и провалился в сон, который часто прерывался. На следующий день посмотрел, что уцелело из моих вещей. Уцелели паспорт, телефон, небольшой запас денег, ракетница, GPS, кусок карты, компас, герметично запакованные спички, зажигалка, растопка и свечка. Следующие два дня я провел на базе в странном состоянии - я не мог ни есть, ни спать, а стоило только вздремнуть, то просыпался от того, что перед глазами возникал тот самый порог. Через два дня я все-же истопил баню и засел в парилку отходить от произошедшего. После бани жизнь стала немного лучше - появился аппетит. В лабазе стал искать крупы и муку. Нашел. Приготовил геркулес и мучные лепешки. Поев вновь провалился в сон. На следующий день нашел на базе несколько произведений Обручева и свою записку, которую оставил в том году. Но сейчас лежать было веселее, в руках были интересные произведения. В перерывах между чтением я начал подумывать о том, как буду возвращаться. Все бы хорошо, но ноги по-прежнему сильно болели, а порезы до сих пор не начали заживать. Так как все мои медикаменты ушли вместе с лодкой я прибегнул к таежным средствам. В окрестностях базы, на лиственницах, стал искать свежею смолу. Набрав достаточное количество, я нагрел смолу в ложке на печи и добавил чуть-чуть золы. Затем этой горячей смесью аккуратно залил наиболее крупные порезы и ссадины, которые могли бы создать помеху для моего передвижения.
Предыдущая часть Продолжение