А задумывались ли вы о том, почему железная дорога (1) из Чебоксар до Канаша намного длиннее автомобильной (2)?
Официальная длина везде указана 101,5 км. Всегда хотел проверить по навигатору. И, наконец-то, мне удалось (с четвёртой попытки!) записать трек с нашего фирменного поезда на участке Канаш-Чебоксары:
Возможно, железный корпус вагона существенно мешает принимать сигналы спутников GPS; поэтому только смартфон Samsung S4 mini (не реклама!), оснащённый одновременно GPS и ГЛОНАСС, с этой задачей успешно справился.
Почему не справляется стандартный односистемный приёмник GPS? Потому что дорога всё время петляет, и на каждом повороте приёмнику приходится искать спутники на другой стороне неба, а поезд в это время движется, и трек рвётся. А двухсистемный приёмник видит больше спутников и работает гораздо точнее:
Сравнение
GPS (Nokia N8) и GPS+ГЛОНАСС (Samsung S4 mini)
А вот почему железная дорога петляет?
Все вроде понимают, что она должна быть максимально ровной (без выраженных спусков и подъёмов), и для этого часто приходится жертвовать её протяжённостью; разве что в крайних случаях (в горах, например) и туннели вырубать, или мосты строить - как, например, знаменитый наш
Мокринский мост (3):
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/2258061.23/0_81eb5_e6b0097a_L.jpg)
Кстати, совершенно обратная ситуация с
высокоскоростной магистралью (ВСМ-2). Там поворотами пренебрегать нельзя из-за высокой скорости (красная линия):
![](//api-maps.yandex.ru/services/constructor/1.0/static/?sid=eUhWsgJ48Al8RqU48VoPVv1pWBCx2CPh&width=600&height=450)
Средняя скорость на участке Канаш-Чебоксары, кстати, составила около 54 км/час (что естественно, потому что поезд идёт почти два часа... хотя уже это совсем не естественно), максимальной была около 90, зато в Канаше, вблизи Цивильска и на подходе к Чебоксарам и до 40 не дотягивала... конечно же, отнюдь не из-за резких поворотов...
Но, возвращаясь к железной дороге республиканского значения Чебоксары-Канаш, отметим ещё один момент.
История строительства её
рассказана на официальном сайте: 22 февраля 1937 года началось, а первая поездка состоялась только 1 января 1939 года.
Обратите внимание на непростую историю строительства: "В 1938 году из-за резкого сокращения ассигновании до 2,5 млн. рублей возникла угроза консервации строительства. Совнарком Чувашской АССР обратился к союзному правительству с просьбой помочь достроить линию."
С кадрами во времена ГУЛАГа было относительно проще, и история эта видна из документов по ссылке.
А вот с финансированием...
Правда или нет, не знаю - за что купил, за то и продаю. Но дядя, знакомый с большим строительством эпохи СССР, рассказывал, что не случайно длину железной дороги сделали хоть на полтора километра, но больше сотни. Так легче было по действовавшим тогда нормативам обосновать финансирование из союзного бюджета.
Ну, судя по треку, получилось даже чуть больше - 104 км. Спишем разницу на возможные ошибки трека (неровное его ведение)...
А почти прямая автодорога от вокзала до вокзала получается около 75 км, да.