Ко дню рождения Чебоксарского тракторного

Oct 25, 2013 07:30

25 октября 1975 года считается днём рождения Чебоксарского тракторного завода.
В этот день был принят ОТК бульдозер Т-330.
А строительство завода началось 12 января 1972 года, и был завод Всесоюзной Ударной комсомольской стройкой.
Это сегодня, спустя 40 лет, мы рассуждаем о том, реально ли построить Волжскую скоростную магистраль за пять лет. Можно ли сравнивать несравнимые времена и объёмы - не знаю, но, как бы то ни было, за тот же срок ЧЗПТ был построен и стал давать продукцию.

Градообразующим заводом ЧЗПТ назвать, конечно, нельзя, но целый Новоюжный район строился и предназначался для будущих работников тракторного:



Чебоксары. Промтрактор и Новоюжный район (все фото по клику открываются в большом размере!).

Главная магистраль, огибающая завод и проходящая через весь район - проспект Тракторостроителей. В середине его, перед заводом, на постаменте стоит тот самый первый трактор Т-330:




[Раскрыть пару фото исторического бульдозера Т-330]


Чебоксары. Вид на ЧЗПТ. 80-е годы (источник: foto.cheb.ru).




Первый трактор Т-330 на постаменте у завода.



Т-330 в Музее трактора.


С тех пор, конечно, сменилось название: в 1993 году ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» преобразовано в ОАО «Промтрактор», в 2002 году представлен бренд «ЧЕТРА», а в 2005 году ОАО «Промтрактор» вошло в состав ООО «Концерн Тракторные заводы»:






Сегодня ассортимент продукции широк: это и бульдозеры - гусеничные и колёсный, и трубоукладчики (до 104,5 тонн!), и экскаваторы, и даже вездеходы:




Почти всю эту продукцию нам удалось посмотреть и даже провести тест-драйв!
Итак, отправляемся на экскурсию по цехам завода:



Центральная проходная ОАО "Промтрактор".

Да, специально для тех комментаторов, которые хотели бы видеть полный цикл производства, скажу, что ещё в советское время была предусмотрена кооперация со смежными предприятиями.
Так, гусеницы и ряд деталей ходовых систем для промышленных тракторов с 1985 года производятся на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», который ныне тоже входит в концерн Тракторные заводы:



Памятник "Машиностроитель России" перед проходной ЧАЗ.

Но вот мы на заводе.
Самое сердце производства.

Металлообработка на Промтракторе осуществляется с достаточно высоким уровнем автоматизации.
В цеху трансмиссий, например, работает японская автоматическая линия MAZAK:







Один из обрабатывающих центров автоматической линии:




Инструментальный магазин обрабатывающего центра:







Пульт управления линией:




Одна из производимых здесь деталей:




Ещё на заводе есть ряд автоматических линий, работающих с 80-х годов.




Также здесь используются немецкие универсальные обрабатывающие комплексы SCHIESS:







Автоматические линии обслуживаются робокарами, которые перемещают заготовки и детали с одного обрабатывающего центра на другой. Робот перемещается медленно, точно повторяя колёсами собственный след на цеховом полу; следует важно, как слон, не обращая внимание на моськами суетящихся вокруг журналистов:




Я проявил уважение к степенной работе этого агрегата и не стал заступать ему дорогу, чтобы проверить его защиту от столкновения с препятствиями. :)
Увлекательное зрелище движения этих роботов и их взаимодействия с обрабатывающими центрами смотрите на видео в конце поста.




Здесь производится одна из операций металлообработки.
Один из участников пресс-тура упросил показать её без защитного кожуха, поэтому фреза отведена от детали, хорошо видна только струя смазочно-охлаждающей жидкости:




Одна из деталей, сошедшая с обрабатывающего центра:




Ещё склад заготовок (или готовых деталей?):




Малая механизация, естественно, тоже присутствует:




Технологическая оснастка, которую меняют при перенастройке линии на другую продукцию:




Ежедневно завод может изготавливать несколько совершенно разных моделей тракторов, трубоукладчиков и даже экскаваторов, а переналадка гибкой автоматической линии сводится к замене оснастки и загрузке нужного программного обеспечения.
Моя родная кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (ныне ""Системы автоматического управления электроприводами"), со специализацией в том числе по робототехнике и автоматике технологических комплексов, готовила инженеров, которые принмали участие в наладке и эксплуатации всей этой автоматики...

Все детали производства за пару часов осмотреть, естественно, невозможно.
Поэтому вот, навскидку, ещё один интересный цех - здесь делают все электрические соединения.
Нарезают провода, маркируют, собирают их в жгуты и монтируют на контактные колодки.
Представляете всю сложность тракторной электрики? Вот только одна часть:




Посмотрим, что происходит с проводами в этом цеху.

Здесь набирается текст, который нужно напечатать на проводе:




Здесь идёт печать на провод (как на обычном струйном принтере):




Здесь провод отрезается в нужном месте, причём концы хитро зачищаются от изоляции:




Здесь на провод обжимом устанавливаются контакты:




Вот такой получается результат:




В конце концов маркированные провода вяжутся в жгуты на специальных стендах:




Далее мы осматриваем покрасочный цех.
Перед покраской все детали тщательно очищаются от возможной ржавчины при помощи пескоструйной обработки мелкой дробью. Каковая всё-таки умудряется миновать сетки и мусорные ящики, и попадает даже на пол:




Шикарные фото космонавтов из фантастического боевика с краскопультами наперевес вышли у z_alexey, а меня грубо оттолкнул какой-то москвич при камере, и получилась только пара фотографий через окошко:




Затем с окрашенной детали удаляются натёки в ненужных местах, и она отправляется на сушку:




А мы плавно переходим в другой цех - сборки кабин.
Кабины собираются не на главном конвейере, а как отдельный агрегат, который потом просто будет установлен на место:




Сборочный чертёж кабины:




Кабина - сложное устройство, с дисплеями и джойстиками, а также удобными сидениями и, если надо, кондиционером. И ещё кучей каких-то механизмов, назначение которых осталось для меня загадочным. Вот эта загадочная часть кабины:




Разбирая фотографии, заметил интересную деталь:




Поскольку в цеху вроде бы нет процедур, требующих очищенной воды, возможно, этот фильтр для воды питьевой?

А вот здесь, надо полагать, одно из требований системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 - чёткий порядок выявления проблем и их устранения:




А вот текущий план цеха по дням:




Однако, разнообразие!




Ну а теперь мы направляемся на главный сборочный конвейер:







Сам конвейер представляет собой железный транспортёр огромной грузоподъёмности.
Одновременно перемещать десяток находящихся на нём тяжёлых тракторов - удовольствие не дешёвое.
Поэтому, когда день выдаётся не сильно загруженным, трактора с места на место передвигают портальными кранами.
Ими же подносятся к месту сборки готовые агрегаты и узлы, включая вышеописанные кабины.
Половина зала представляет собой оперативный склад комплектующих:




Вот ещё типичный ящик с болтами, шпильками и гайками различных размеров:




Когда сборка только начинается, кажется, что конструкция на изумление проста:




Затем рама постепенно обрастает деталями:




крупными узлами:




агрегатами:




Кому интересно, можете подробно посмотреть, какие операции выполняются на кждом месте конвейера:




[Ещё 7 сборочных постов и другие фото]





















Кроме плакатов и сборочных чертежей, используются и обучающие программы, которые показывают процесс сборки на большом телевизоре:




Да, между делом заметил мощные аккумуляторы для трактора:





Вот так всё это движется, вперёд и вперёд:




Наконец, установлена и кабина:




Теперь осталась установить заказанное навесное оборудование:




и одеть гусеницы:




Полностью процесс "обувания" (одевания гусениц) показан на видео.
Я же, вспоминая, как в детстве натягивал резиновые гусеницы на ГДРовский игрушечный бульдозер с мотором, даже не подозревал, что в действительности это делается при помощи самого трактора!

Да, ещё на заводе любят шокировать избалованную автоматикой публику классическими "ломом, кувалдой и какой-то матерью" - есть места, где нужна и кувалда :)





И вот - готовая продукция на выезде из цеха!




В ассортименте - широкая линейка бульдозеров разного веса, мощности и назначения, а также трубоукладчики:




Между прочим, тракторы ЧЕТРА - самые крупные в России! На фото Алексея Заболотнова - я на капоте Т-35:




Промтрактор теперь даже экскаваторы выпускает:




И те, и другие управляются, представьте, джойстиками!
Техника всё более становится похожа на компьютерные игрушки:




И вот здесь исполнилась мечта моего детства!
Нет, конечно, на тракторе я тоже поездил, но что грезил об этом с детства, сказать не могу.
А вот экскаватором поуправлять - это да!!!

z_alexey любезно сфотографировал меня за рулём джойстиками экскаватора:




Я был в полном восторге от плавности и отзывчивости управления.
Если заводские пилоты-асы на шоу аккуратно закрывают отвалом спичечный коробок, то даже я на экскаваторе, кажется, смог бы его аккуратно открыть! :)

Аналогично на порядок мягче и сцепление экскаватора. Ну что тут скажешь, машина элитная.
Но сравнивать их, вообще-то, ни к чему - назначение разное.
А какие танцы может вытворять бульдозер - смотрите далее на видео!

В заключение исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Виктор Четвериков провёл брифинг:




Рядом с кучей диктофонов стоит valerkka, спасибо ему за приглашение на пресс-тур и организацию!

А я пока покажу заводскую доску почёта:







Ещё раз поздравляю всех работников завода с днём его рождения и желаю новых эффективных разработок, больших заказов и успешных результатов!




Другие материалы по теме:

Герои нашего времени - машиностроители ("Советская Чувашия", 22.10.2013)
z_alexey: Как это работает: завод по производству тракторов. Часть 1 и Завод «ПРОМТРАКТОР» - увидеть производство своими глазами
baryshov: Завод Промтрактор. Как собирают трактора ЧЕТРА и Показ промышленных машин ЧЕТРА
escogido7: Как делают бульдозеры "Четра"
• РБК: Чебоксары и Чебурашка: как столица Чувашии рубит окно в мир

Кстати, здесь я не удержался, поставил в пост широкие фотографии (1024х768, что хорошо для просмотра на широком дисплее). Скажите, продолжать ли показывать фото в таком размере или делать поменьше - для дисплеев формата 4:3 и, может быть, планшетов с нетбуками и даже смартфонов?
И не забывайте, что всегда по клику можно открыть фото в большом размере (сейчас делаю 1600х1200 и больше при необходимости)?
Poll

А кому из участников пресс-тура интересно посмотреть на себя, все остальные фото у меня в альбоме: http://fotki.yandex.ru/users/simulators/album/150703/

И в заключение - презентую Промтрактору ролик, о котором говорилось выше: с полётом, тракторными танцами на льду, процессами металлообработки и сборки, роботами и пультом управления экскаватором - и, самое главное (где ещё такое увидите!), процессом "обувания" трактора:

image Click to view


ЧЗПТ, сделано у нас, Чебоксары, технологии, завод, блог-тур, ЧЕТРА, Промтрактор, пресс-тур, промышленность

Previous post Next post
Up