Тайной истины полны, спят города под свет луны...

Sep 09, 2010 12:21

Просматривая журнал ipse_sponte, вновь окунулся в океан живописи...
Раз уж так случилось, почему бы не вспомнить о замечательном местном художнике Азате Сафине!
Возможно, кто-то из читателей блога откроет для себя ещё одно имя, вписанное в историю...




Азат Сафин
1954-2005

Родился в г.Зеленодольске, Республика Татарстан
Жил и работал в г.Чебоксары и п.Кугеси Чувашской Республики
Так Азат пишет про себя:

Начал с четырех лет, когда увидел вертолет в небе. Рисовал на всем, что попадалось под руки.

Моими учителями были природа и книги. Воспоминания и впечатления, в основном, связаны с Волгой и библиотекой. "Воспоминания - одна из форм встречи" (Джебран). Часами просиживал в библиотеке, просматривая альбомы Шишкина, Левитана, Саврасова и других художников. "Далекое - близкое" И.Репина, письма Ван Гога, "Техника живописи" и многие другие книги были постоянными спутниками моей юности.

В 19 лет знакомство с Пикассо, Дали, Делоне, с импрессионистами, русским авангардом сильно изменило мое представление об искусстве вообще.

Множество направлений в живописи держит меня в творческом напряжении, дает возможность более широко раскрыться как художнику и личности. Раскрывшись в одном, я ухожу в другое; возможно, я приду к чему-то своему. "Кто ищет - вынужден блуждать" (Гете).

Мне нравится эмблема Козимо Медичи (1389-1464) - черепаха с наполненным ветром парусом на спине. Сопроводительным девизом была фраза "Festina Lente" - "Спеши медленно" (лат.), что значит: не торопись, но будь уверен в том, что ты делаешь.
Я познакомился с Азатом на первой его персональной выставке в галерее 6х7 (Чебоксары) в 1996 году. И было это так.
Тогда я был в полнейшем восторге от сюрреализма, сам рисовал подобные работы, и тут вдруг, случайно заглянув в галерею, увидел удивительные работы - работы Мастера - на расстоянии вытянутой руки!
На следующий день пришёл с фотоаппаратом. В комнате сидел мужик в джинсах, и я, приняв его за работника галереи, испросил разрешения сфотографировать выставку. Оказалось, что это не кто иной, как сам автор!







Впечатления от этих работ тут же и срифмовались:

И вдруг, случайно и легко,
Мы заглянули глубоко
В тот мир, который изнутри -
Нам взгляд художник подарил.

И парк, в который входа нет,
И заблудившийся рассвет,
В осколках грусти - небеса
И философские леса...

Как остров странный средь морей,
Как тень от окон и дверей,
Так, тайной истины полны,
Спят города под свет луны.

© А.Донской, Осень 1996
С тех пор началась активная деятельность Азата - выставка за выставкой. Он становился известным.

ВЫСТАВКИ
1996 - первая персональная выставка, г.Чебоксары.
1997 - "Мир этих глаз-2: Айги и его художественное окружение", г.Чебоксары
1998 - персональная выставка, г.Казань
1998 - Московский международный художественный салон "ЦДХ-98"
1998 - "Большая Волга", г.Нижний Новгород
2000 - "Белая Чувашия-2000", г.Чебоксары
2002 - галерея "Союз Творчество", г.Москва
2002 - персональная выставка в галерее "Серебряный век", г.Чебоксары
Ежегодное участие в республиканских выставках Союза художников Чувашской Республики
Ряд картин приобретено музеем Национального центра (г.Казань).
Многие работы сегодня находятся в частных коллекциях России, США, Швеции, Японии и Германии.
Но время это было в России непростое. Кризисы и дефолты наложили отпечаток на жизнь многих людей, в том числе и на Азата.
Картин у него покупали мало и дёшево, а на раскрутку его в Москве нужны были суммы астрономические...

Я иногда заходил к нему домой и на съёмную квартиру-мастерскую. Наблюдал процесс живописи "изнутри".
Так, я видел в работе серию "Дом - прообраз Мира":







Писал Азат медленно, потому что использовал классическую технику Рембрандта с фактурными мазками и многослойными лессировками.
В результате смотреть на каждый квадратный сантиметр картины столь же увлекательно, как и на всю картину целиком!
Ну а цельное восприятие такой работы приобретает глубину и особенный вкус.

Пока сохла очередная лессировка, Азат по мере возможности показывал мне технические приёмы живописи, а также рассказывал многое о живописи и художниках, и о тех случайных событиях, которые определяли его жизнь и тему картин.
Азат рассказывал: "Я только что закончил "Остров". И вдруг мой друг Костя дарит мне малахитовый шарик (вот он) - смотри - на нем волны... И точь-в-точь силуэт "Острова"!"

Ничто не случайно в этом мире!



Вот он, "Остров", в центре снимка... Но даже несмотря на уроки Азата, "Остров" меня не трогал, казался странной декорацией, примитивным символизмом...
Пока я не выбрался под парусом на волжские острова, не вышел навстречу переливающейся волне, не увидел, как обтекает она соседний остров - и, наконец, не понял - вот где натура! Вот где сила и острый взгляд художника!

Расплющив нос,
Покрыл испариной стекло,
Хвостом виляет пес.
О чем он думает,
Не знает никто.
Поленница,
Покрытая сосновой корой.
Кот на солнце ленится,
Вздрагивая порой.

© А.Сафин
К сожалению, мне так и не удалось сделать качественных фотографий "Острова" и многих других работ, а картины потихоньку расходились по частным коллекциям, и теперь не осталось ничего, кроме этих "репортажных" снимков...

Азат был превосходным акварелистом, а ведь рисовать акварелью гораздо труднее, чем маслом - неверно положенный штрих уже не сотрёшь и не закроешь другим мазком!
Моя любимая акварель называется "Соприкосновение" (1994):



А на продажу приходилось Азату рисовать акварельных чаек над Волжскими просторами, и цветы для цветочных салонов...

Азат очень любил природу. Купив на последние деньги хороший объектив, фотографировал небо и облака.
Наблюдение за природой - самая лучшая школа, о чём Азат неоднократно говорил!

Блеск воды
Волновался.
Полная луна.

© А.Сафин
Ночные мотивы привлекали его, перекликаясь с темой одиночества, которой отдают дань многие художники; а неизменная луна и дверные проёмы, ведущие к свету, были его визитной карточкой...







Вы пропойте мне песню
О наших далеких друзьях,
Расскажите мне вести
О тех, кто за краем земли.
Вы не спорьте сегодня
О будничных, мелких делах,
Растяните мгновенья,
Которые нам отвели.

Не гадайте о счастье -
Оно горизонту сродни.
Не шутите о смерти -
Она неизбежна, как ночь.
О любви - надоело
Баллады слагать до зари,
Помяните лишь тех,
Кому уже поздно помочь.
Не скажу вам о штормах,
Которые я испытал,
Ведь негоже мужчине
Хвалиться иль хаять судьбу.
А поведаю вам я
Об истинах, что отыскал,
И о людях, пред кем
В неоплатном я буду долгу.

Расскажите о мыслях,
Которые спать не дают,
Об идеях, которые
Сердцу, как воздух, нужны.
Промолчите о людях,
С которыми больше не пьют,
Помяните лишь тех,
Кто уже не дождался весны.

© А.Донской, 28.03.1998



...Как-то я спрашивал Азата, к какому стилю следует отнести его живопись?
Сюрреализм? Концептуализм? Символизм? К единому мнению так и не пришли. Пусть искусствоведы головы ломают.
Но почему многим любителям живописи так нравятся сюрреалистические мотивы?
Вероятно, кому-то всё происходящее вокруг нас кажется не менее сюрреалистическим, и глаз узнаёт в живописи привычные внутренние образы.



Но стоит ли останавливаться на этих образах надолго?
Посмотрите на кусочек светлого неба! Что нужно сделать, чтобы он раскрылся во всю ширь горизонта?
Да просто открыть окно. В своём сознании. И увидеть. И выйти за пределы собственных привычных ограничений!

Ну а, вернувшись из полёта домой, можно сесть с друзьями на кухне и выпить чаю, который помогает раскрыться душе и передать её тепло друг другу!



Фотографии других работ Азата Сафина можно найти здесь.

Азат Сафин, искусство, портрет, очерк, живопись

Previous post Next post
Up