Много лет фотографирую сквер Чапаева. В нём есть множество таинственных, даже совсем заросших дорожек. Они будят воображение; как только нога ступает на оплетённую травой плитку, возникает вихрь ярких картин - от исторических воспоминаний до приключенческих сюжетов...
Какими бы ни были исторические воспоминания, они всё равно связаны, например, с детством, когда весь мир был огромен и ярок! Интересно также представлять родителей и их современников, идущих в радостной молодости по новым дорожкам нового сквера...
Как вы думаете, сколько километров составляют дорожки в сквере? Сейчас, конечно, легко запустить Яндекс.карты, взять инструмент "линейка" и измерить все дорожки... если знать, где все они находятся! ;) Я поступил проще - прогулялся по скверу, стараясь побывать на всех дорожках и не проходить их дважды. Получилось около 2,5 километров (протоптанные тропинки не учитывались, только дороги с твёрдым покрытием:
Итак, маленькое путешествие начинаем с остановки "ул.Николаева" (точка 1 на карте) и идём вниз, вдоль одноимённой улицы: Если кто из нечебоксарских читателей не знает, то Андриян Николаев был российским космонавтом №3 и родился в Чувашии. Именем его названа наша школа №10 (точка 26 на карте; на фото - справа):
Вот так вот. Раньше мы гордились нашими достижениями в научно-техническом прогрессе. Улицы и школы называли именами космонавтов. Учёных уважали. Теперь уважаем "исторические корни" и "духовность", понимая под нею не столько высокую нравственность, сколько приверженность Православию. И появилось предложение как раз на этом участке сквера (на месте туалета, на фото - слева) построить новый кафедральный собор. Прямо напротив школы имени космонавта, на улице имени космонавта, в сквере имени легендарного героя революции...
Правда, надо сказать, что этот участок всегда выглядел заброшенным. Кусочек леса по дороге в лес (Лакреевский). Здесь была только одна аллея, зато двухрядная, практически центральная (2):
Куда изначально вела эта аллея, непонятно. Видимо, к месту массового народного гуляния - Лакреевскому лесу. Теперь она практически не используется, более того, наполовину уничтожена при капитальном ремонте канализационного коллектора от пер.Бабушкина. Зато на пустовавших ранее склонах оврага ныне построены автосалон и гостиница:
Поднявшись по этой, ранее почти центральной, аллее, мы оказываемся на музейной площади (3):
В музее Чапаева меня давном-давно принимали в пионеры, и благоговейно рассматривали мы миниатюрную тележку-тачанку с пулемётом "Максим", чапаевскую бурку и саблю... Сейчас на этой площади собираются, например, велосипедисты в начале очередного городского велопробега.
А на стене музея - барельеф чапаевской конницы:
Рядом находится дом, в котором якобы родился Василий Иванович (откуда привезли этот типичный деревенский домик на самом деле, мне неведомо; родная деревня, как известно, не сохранилась):
Здесь же есть интересный полукруг, летом спрятавшийся в тени кустарников и приютивший множество скамеек (4):
Далее мы отправимся обратно в сторону остановки (5):
На этой аллее имеют место действующие (по большим праздникам) фонтаны:
а также располагаются стенды с видами города (прошлое, настоящее, будущее) и перечислением прочих чебоксарских достижений. А раньше это была аллея Героев Советского Союза - на стенде были представлены все их портреты. И Героев было немало!
Кстати, ранним летом здесь тоже удобно сидеть на лавочках под сиренью. Зимой лавочек нет, есть только романтично-зелёные фонари:
Буквально через двадцать метров по огибающей сквер дороге (вдоль проспекта Ленина) обнаруживается малозаметная дорожка обратно к фонтанам (6), по которой можно пройти, только нагибаясь под разросшимися кронами деревьев и кустов (а с аллеи Героев её совсем не видно за сиренью):
А если пройти дальше вдоль проспекта, то пройдёшь как раз под большим красивым деревом (7):
Вот это дерево вблизи:
Отсюда ответвляется кратчайшая диагональная дорожка (8) к центру сквера - памятнику Чапаеву:
Дорожка относительно узка, извилиста, скрыта в тени деревьев и не пользуется большой популярностью, поэтому я очень люблю ходить по ней. И стихи сочиняются здесь лучше, чем где бы то ни было. Например, "Крылья осени" родились именно здесь! :)
Обернувшись назад, мы видим упомянутое выше дерево:
Надо заметить, что все дорожки в сквере ранее были вымощены плиткой, а более крупные впоследствии заасфальтированы сверху. Сейчас асфальт давно потрескался в аккурат по краям плиток, и там пробивается трава:
Никем не используется дорожка (9), ведущая оттуда к проспекту. Поэтому она совсем заросла:
Разве что в начале лета траву немного подкашивают:
Зимой эти дорожки не чистят, и только любители протаптывают тропинку след в след:
Есть и ещё одна дорожка от проспекта до диагональной аллеи (10), она тоже изрядно заросла травой, но от снега её нынче по какой-то причине всё же почистили:
Как видно по моему треку, диагональная дорожка выводит к памятнику Чапаева:
Здесь я резко поворачиваю направо и иду по центральной аллее, возвращаясь к музею. Вот так выглядит центральная аллея со стороны музея (3):
На клумбах обычно меняют цветы несколько раз за сезон:
Ночью на аллее темно по сравнению с ярко освещённым памятником. Эта подсветка издалека выглядит интригующе:
Направляемся снова к Чапаеву. Проходим мимо барельефа конницы и стены с портретами героев революции и гражданской войны (кто-нибудь вспомнит навскидку, не заглядывая в Википедию, кто именно там изображён?)
Некоторые из них были объявлены врагами народа и расстреляны. Потом реабилитированы. Сегодня кое-кто считает их "агентами госдепа". Может, и не без оснований... Как разобраться в истории?!
Сразу за краем мемориальной стены сворачиваем на прямую диагональную дорожку к заводу (11):
А дорожка (12) от Чапаева к заводу ЗЭИМ, пожалуй, самая загруженная в сквере. Потому что по ней идут не только работники завода, но и толпы людей, направляющихся на Ярмарку (вещевой рынок) через переулок Бабушкина:
Обратив пристальное внимание на самого Чапаева, мы обнаружим, что у него два правых сапога!
От памятника расходится множество путей во все стороны:
Мы же, помня о задаче пройти хотя бы частично все дорожки, по возможности не повторяясь, идём снова к проспекту. Там есть ещё одна диагональная заброшенная дорожка. Оборачиваемся с неё в сторону памятника (13):
А затем переходим на знакомый всем вход от остановки "Сквер Чапаева", которая через дорогу (14). Эта оживлённая "улица", естественно, ведёт к памятнику, по ней и идут люди к рынку...
Движемся дальше - по широкой двухрядной аллее (15) к вокзалу:
Оборачиваемся к Чапаеву и видим его в полной красе:
Выходим на открытое пространство около проспекта (23) - здесь раньше была автобусная остановка и пешеходный переход у самого перекрёстка. Остановку убрали уже давно, а теперь, наконец, убрали и переход, поставив забор. Очень хорошо, потому что при нынешнем транспортном потоке пробки стоят вдоль всего сквера, и дополнительная задержка совершенно не нужна; пешеходам в таких местах просто не место. Отсюда в точку (16) направляются две параллельные дорожки. Одна у самого проспекта:
Другая чуть подальше, за деревьями:
В этой части сквера много голубых елей:
Завершив петлю по этим дорожкам, выхожу на "переулок", который с закрытием пешеходного перехода совсем потерял своё значение (17). Но, проходя по нему, можно любоваться разнообразной флорой:
Разумеется, зимой здесь девственный метровый снежный покров:
После пересечения центральной аллеи "переулок" продолжается (19), но упирается в огороженную стоянку у завода, поэтому теперь и этой дорожкой никто не пользуется:
Самое интересное, что здесь есть ещё одна диагональная дорожка (18), которая идёт к памятнику, но сейчас оттуда её даже трудно заметить (разве что когда листья облетели, а кусты пострижены):
Если вы спросите, для чего нужна была эта дорожка, вам ответят только старожилы, да и то не все. Дело в том, что сквер продолжался и через дорогу, его аллеи проходили вдоль завода; а в точке (25) находился очень красивый круглый фонтан. Помнится, дедушка приводил нас сюда гулять, и мы пускали в этот бассейн аэрокатер с мотором на большой плоской батарейке. Водоизмещения у него хватало как раз на собственный вес с батарейкой, поэтому любая волна могла привести к затоплению. Но всё-таки он плыл, жужжа своим пропеллером!
А ещё в этих краях есть интересный тупичок (20):
Не могу сказать, когда и для чего он был построен и почему не доведён до ближайшей дорожки (19). Может, и был доведён, но в результате очередных раскопок эта часть могла и не сохраниться.
А ещё в свете последних распоряжений по благоустройству во всех парках запрещён выгул собак. И при входе в сквер здесь поставили знак, который очень не понравился заинтересованным горожанам, и через день был выдран с корнем, а потом и вовсе пропал:
В точке (21) заканчивается центральная аллея, выходя к кольцевому перекрёстку (24). Поскольку это не обычное дорожное кольцо, а некая прилегающая территория, дорожные знаки здесь самые неочевидные. Впрочем, и ездить там особо не приходится - всё кольцо постоянно забито машинами, превратившись в стоянку для работников АББ, "Бреслера" и других окружающих предприятий:
Даже поздним вечером можно встретить "музыку под снегом":
Наконец, посмотрим снова на центральную аллею - со стороны кольца:
Ой, что это?! А это трава выросла, выше самого Чапая. Вот ужо подстригут её, да высадят цветы - поллета не пройдёт!
И уже осень:
Зимние фонари и здесь уютные. Хорошо видно, сколько тепла выделяет лампа - снег тает:
А там и снова весна:
И снова цветёт сирень!
А вдалеке высятся пирамидальные тополя, которые на летнем закатном солнце трепетно сияют белизной нижних сторон своих листьев:
Попетляв в соответствии с задачей, побывав по разу на каждой дорожке (включая каждый ряд центральных аллей), я выхожу к окончанию маршрута - точке (22). Здесь раньше была троллейбусная остановка, где я выходил и шёл на практику на ЗЭИМ по дорожкам (17) и (19)... Тогда машины (в смысле ЭВМ) были большими, перфокарты - тяжёлыми, программы - интересными, результаты - на рулонах газетной бумаги! Жизнь налаживалась и обещала быть счастливой и безоблачной... Что я потерял с тех пор? Иллюзии! Что приобрёл? Красоту рассвета и радужных облаков! :) И теперь я снова, как в детстве, обязательно проезжаю через сквер на велосипеде, радуясь жизни! :)
Поэтому истинным путешественникам я сейчас подарю древнюю таинственную дорожку - кто скажет, где она находится?
[Ответ под спойлером]Правильно, это второй ряд заводской аллеи (12), на котором, видимо, сэкономили асфальт - и теперь это лишь историческое воспоминание:
"К нему не зарастёт народная тропа", как вы думаете?
Пусть нам в будущем не приходится заниматься археологическими раскопками по фотографиям, пусть все пути-дороги будут в порядке и будут востребованы, пусть в городе всегда будет свежо и зелено!