Роджер Уотерс - уважаю!

Aug 10, 2022 22:44


Случилось тут интервью Роджера Уотерса (кто его не знает, может дальше не читать). И я его весьма зауважал - теперь уже не только как автора и основателя легендарной классики рока. Рекомендую:

Pink Floyd для меня значит очень много. Во-первых, это просто гениальная, волшебная музыка (если кто-то из профессионалов имеет другое мнение, пусть оставит его при себе).



Во-вторых, большинство классических его альбомов имеет ярко выраженную социальную направленность. Проще говоря, они поют о человеке в обществе, в особенности в жестоком капиталистическом мире, где цена человеческой жизни - ничто (дают ли они рецепты решения проблем - не столь важно, не надо ожидать слишком многого)...

Воспоминания можно начать издалека. В детстве мне было комфортно слушать именно иностранные песни, потому что ничего не понимал (да и сейчас английский на слух воспринимать так и не научился). Поэтому оценивалось не содержание текстов, а исключительно мелодика, ритм и красота, насколько она приятна моим ушам... Да, я знаю, что слушает человек не ушами, а мозгом. Если кто-то с умным видом скажет, что, мол, мозг у тебя не того - может пойти в лес со своими диагнозами. Совершенно очевидно, что Pink Floyd повлиял на формирование моего мозга (как и любая информация, приходящая к человеку в течение всей его жизни). И я нахожу это влияние скорее положительным. Те, кто напомнит мне известную конспирологическую теорию, что подобная музыка не случайно возникла в Британии, что она использует (если не специально сконструирована для этого) определённые «зомбирующие» техники, могут тоже идти... не, лучше не в лес, лес я очень люблю. Да, они, возможно, и правы - но результат «зомбирующего воздействия» меня вполне устраивает - надеюсь, что несмотря на всё на это, остался в здравом уме.

В наше время тексты многих зарубежных песен печатали с переводом в «Комсомольской правде», и таким образом можно было хоть немного изучать язык, равно как и знакомиться с первоисточником (Интернета ж не было). А ещё ранее (даже, помнится, в «Пионерской правде») печатали идеологические установки на то, как следует воспринимать ту или иную группу.

Например, похвалили Boney M за «Белфаст» - мол, актуальная политическая тема (хотя, казалось бы, весьма далеки мы были от тех проблем). А на следующий год, в очередном альбоме, вышла песня про «Распутина - любовника русской королевы». И опять, какое бы нам дело до царских времён - однако ж перестраховались, и Boney M стали «нерукопожатными».

Pink Floyd же не лез ни в какие рамки. Даже откровенно критикуя капитализм, он был опасен своим «бунтарским духом» (в первую очередь благодаря Роджеру, кстати) - и это, вообще говоря, мы вполне могли бы понимать. Но: «Правда ли, что у группы Пинк Флойд колонки с двухэтажный дом, спрашивает мальчик Петя из Воронежа? - цитировали в прессе «Голос Америки». - Правда, мальчик Петя!» Это должно было явственно показать бесполезность группы и пустоту в голове слушателей, которые не способны задавать более осмысленные вопросы. Ну а когда в очередном альбоме культцензура увидела перечисление: «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут» - группу вообще запретили. Да, было и такое.




Позже мы смотрели фильм «Стена» - даже без перевода он понятен, он выбивает из привычного мира, заставляя задумываться; он показывает, как в жестоком обществе неравенства рождается фашизм, плоть от плоти капитализма и его неизбежное следствие... Альбом и фильм наделали много шума в мире, и их даже запретили в ЮАР за антирасизм. Но чуть позже, ближе к важным для нас событиям, всё стало «совсем не так». Разумеется, пропаганда всегда сильна, она точно бьёт в нужное место, переворачивая смыслы в примитивной (и поэтому эффективной) демагогии. И вот уже «Стену» ставят на символическом разрушении Берлинской стены - мол, вот оно где было, зло, которое разоблачает и бичует «Стена»... угу, угу, как же...

Другой альбом - «Animals» - сделан по Оруэллу. Пропаганда, ясное дело, утверждает, что «Скотный двор» - исключительно про тоталитарный коммунизм. Только правда - она обоюдоострая. Сегодня мы видим и тоталитаризм, и замечательное двоемыслие почти во всех странах и культурах земного человечества, независимо от декларируемой ими демократии (и даже в особенности при ней)...

Ну так Роджер хотя бы не молчит. А имеет смелость говорить правду в лицо.
Он молодец.

публицистика, история, песня, политика, социум, музыка

Previous post Next post
Up