Смартфоны старого поколения поддерживали только GPS.
Потом некоторые стали ловить российский ГЛОНАСС.
А теперь - все спутники, какие есть:
Что это нам даёт? Очевидно, чем больше спутников, тем выше должна быть точность!
Забавно, исследования открыли мне жестокую правду и вызвали крах иллюзий.
Но сначала о технике.
На первом фото в удобном для сравнения порядке мы видим все три перечисленные поколения GPS-смартфонов:
1) Garmin-ASUS Nuvifone M10. Ловит он только GPS, но обратите внимание, что к сему устройству приложил руку известнейший производитель навигационных гаджетов! Собственно, за что я и купил этот аппарат в своё время. Стоит на нём Windows Mobile™ 6, которая давно уже не поддерживается никем; хорошо хоть, что в самой системе есть вот такая картинка со спутниками.
Устройство можно было бы назвать типичным среди стандартных GPS-смартфонов, если бы не ноу-хау Гармина, которое всё-таки влияет на качество. Так, он довольно быстро ищет спутники с дивана в середине комнаты, на что не способен никто из "одноклассников". Конечно, только при благоприятном расположении планет спутников.
2) Samsung Galaxy S4 mini (Android). Этот бренд одним из первых вывел на российский рынок смартфоны с поддержкой российской системы ГЛОНАСС. И именно с его помощью мне, наконец, удалось записать
трек на поезде от Канаша до Чебоксар, что не могли сделать остальные мои устройства GPS-only (Garmin-Asus, правда, не случилось попробовать).
3) Мой новый LeTV LeEco Le Max 2 (Android; см.
первую часть обзора).
Как и на всех современных "китацйах", добавилась куча навигационных спутников разных стран, о которых я даже не слышал - освоение космического пространства всё-таки идёт, ура-ура!
Точность позиционирования
Теперь взгляните снова на первое фото и обратите внимание на количество использованных спутников (4, 6 и 10) и на время "холодного старта" навигатора (2 минуты, 15 сек, 6 сек.).
Результаты очевидные и предсказуемые (хотя эксперимент некорректный, так как Asus был без SIM-карты, а остальные использовали преимущества A-GPS - получение текущих эфемерид спутников по сети, что радикально ускоряет расчёт положения). В общем, больше спутников - быстрее навигация, и это правильно.
А вот следующая картинка совсем не столь радужная и совсем не очевидная!
Понятно, что иногда случаются совсем неблагоприятные расположения спутников, не позволяющие добиться точности определения координат.
Понятно, что приборы в данный момент лежали на подоконнике и видели чуть меньше половины неба (что хорошо заметно по красным спутникам в другой половине на миниатюрной карте).
Понятно, что точность в подобных случаях может быть хуже десятков метров.
Но вот кто бы мог подумать, что Garmin-Asus, в лучших традициях мастера навигации, даже при столь жёстких условиях и ограниченный только спутниками GPS, сохранит более чем приемлемую точность?!
Если софт нам не врёт, то по сравнению с современными многосистемными устройствами это просто чудо. Но помните, выше я говорил, как он находит спутники даже из глубины комнаты? Чувствительность у него явно выше средней.
И ещё у него корпус пластиковый, а у Le Max 2 - металлический, что ухудшает чувствительность приёмника...
Вскоре ситуация с видимостью спутников выправилась, но точности по-прежнему распределялись не в пользу новых многосистемных аппаратов: спутников - 5,7,10 и точность 6,24,20 м.
Вот так вот!
Эх, я бы пользовался Гарминовским изделием как трекером, да Windows Mobile не позволяет работать приложениям при заблокированном экране. На машине, когда он постоянно включен в сеть - пожалуйста. А в кармане - фиг.
Ну а при прочих равных - Le Max 2 закономерно выигрывает.
Сравниваем качество треков
Здесь на сцену выходит другой игрок - Nokia 808 PureView (типичный приёмник GPS).
Garmin-Asus отпадает упомянутой выше причине невозможности писать трек в кармане, а Samsung - по причине нахождения за пределами моего кармана :)
Хорошо также, что оба аппарата позволяют пользоваться одним и тем же сервисом: Nokia Sports-Tracker.
Ещё до того, как свернуть свою ОС Symbian и продать мобильное подразделение Майкрософту, Nokia отпустила Sports-Tracker в свободное плавание. И теперь у них есть приложения и для Андроида, и для iOS. Приложения для Symbian и Android, конечно, различаются очень сильно. Новое гламурнее и ограниченнее (потому как часть функций перенесли из бесплатного в платное приложение).
А в старом можно было делать широкие пользовательские настройки - в том числе период усреднения и частоту записи точек трека. Но я везде использовал только стандартные настройки программ "Пешком" и "Лыжи", поэтому сравнивать всё-таки хоть как-то да можно.
Первая попытка сравнения (короткая пешая прогулка) окончилась крахом, потому что я (подстрекаемый неуёмным духом экспериментатора) по пути на минуту заглянул в магазин. А внутри здания с навигацией, прямо скажем, никак. Потому особенный практический интерес представляет сравнение поведения разных устройств (точнее, в данном случае всё-таки приложений, потому что старая нокиевская версия как будто никак не анализирует корректность исходных данных):
Обратите внимание на зелёные стрелки - как корректно отработал Le Max 2 остроугольную загогулину расчищенных дорожек в сквере и возврат на десяток метров к остановке.
Nokia решительно скруглила загогулину, хотя я в настройках этого не разрешал; а при заходе в магазин и стоянии около остановки совсем сошла с ума, показывая произвольные броски в стороны, когда автопауза должна была бы фиксировать стояние на месте. И да, элементарным расчётом при таких бросках она частенько показывает прямо-таки самолётные скорости.
Желающие могут изучить треки детально:
Nokia и
Le Max 2.
На следующий день я прогулялся по городу подальше.
Движение среди зданий - очень трудная задача для навигации, поскольку всё время заслоняются то одни спутники, то другие, да ещё сигналы от стен отражаются, что может снести крышу приёмнику.
Посмотрите, как систематично отклоняется трек при прохождении промежутков между зданиями:
Ну и, конечно, ожидание светофора на перекрёстке выглядит особенно красиво!
Но к чему приводят все зигзаги и прыжки на треке плохого качества?
Разумеется, к чисто геометрическому удлинению маршрута. Плохой навигатор считает, что я прошёл 3,3 км, в то время как хороший - всего 2,8. Однако существенная разница набегает!
Проверка по Яндкес-картам показывает, что прав таки Le Max 2 - его показания очень близки к точным замерам по спутниковому снимку:
Nokia 808 PureView
LeTV LeEco Le Max 2 А ещё появляется повод оценить высоту над уровнем моря (Elevation).
Кто знает город, сразу скажет, что показания Нокии вообще не имеют ничего общего с действительностью. Le Max 2, в общем, тоже показывает очень плохую точность, но, по крайней мере, качественно видно, что вначале идёт подъём, а конец трека опять понижается (улица Хевешская идёт вдоль оврага и ниже, чем проспект Мира.
Короче, высоту смотреть по навигатору (бытовому, в смартфоне) - занятие вообще бесперспективное. В районе экватора показания будут точнее, а чем ближе к полюсу - тем больше навигаторы врут. Просто примем это как данность, которую не изменить...
А теперь о спорте и жестоком разочаровании...
Если человек пишет трек во время бега, на велосипеде и на лыжах, то его, очевидно, в первую очередь интересуют две вещи: сколько прошёл и с какой скоростью.
Описанная выше разница в показаниях вызвала гнусные и грустные подозрения, которые полностью оправдались на лыжне.
Я точно так же клал один смартфон в левый, другой - в правый карман - и получил (из-за тех самых зигзагов и метаний во время стояний на месте) 7,92 км против 5,37 км более правильного трека! Согласитесь, это даже не 10% более-менее допустимой погрешности, а все 47%!
Это что же получается - 5000 километров, пройденных разными способами и зафиксированных в виде треков - на самом деле вовсе не 5000, а и 4000 не наберётся?!
Какой облом, какой позор!
Я проверил несколько раз. Ну, не всегда 47%, но 25-30% разницы наблюдается в среднем.
Да, это грустно.
А вот и весёлое.
Смотрим официальную карту лыжных трасс в Сосновке:
Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Так вот, там, где в крайней правой точке красная трёхкилометровая трасса поворачивает налево, а пятикилометровая некоторое время идёт прямо, на этом перекрёстке есть ещё поворот направо с указателями "10 км". Поскольку я не спортсмен, чтобы наворачивать круги по короткой коньковой трассе, десять для меня гораздо интереснее. И я честно шёл по указателям.
Сколько, вы думаете, там оказалось на самом деле?!
Смотреть трек на Sports-Tracker 6,13 километров!
И я даже смеюсь представить, сколько на самом деле протяжённость пятикилометровой и других трасс?!
Кто хочет, может проверить по спутниковым снимкам или другим каким способом.