Про то, как уничтожается образование в России, много раз писано.
Теперь обратим внимание на то, как эта государственная политика работает через культуру.
Вполне естественно, что в западных, что в наших фильмах и мультфильмах мы видим стандартные, узнаваемые штампы.
Какая первая ассоциация приходит в голову на слово "учёный"?
Правильно,
"сумасшедший профессор"!
Обычное амплуа этого сумасшедшего профессора - антигерой. Злой изобретатель, который или работает на злого героя, или сам покушается если не на мировое господство, то на уничтожение мира.
Доктор Нефарио, "Гадкий я" Как правило, роль ему отводится довольно комическая. Все его технологичные гадости в конце концов ставят его же в смешное положение, подчёркивая победу главного героя-супермена:
Профессор Фэйт, "Большие гонки" Даже положительный герой втискивается в тот же штамп:
Доктор Эмит Браун, "Назад в будущее" Почему профессор сумасшедший?
О, это практически культурный архетип!
По-видимому, он основан на том, что наука для непосвящённого выглядит как магия; обычный человек не может уместить в голове, как эти странные люди понимают птичий язык формул!
Странно, отчего никого не напрягает то, что доктора пишут рецепты на латыни?
Возможно, потому, что до сих пор на западе латынь - составляющая классического образования? Они к этому привыкли в течение многих веков и традиции чтут.
Но формулы... О, формулы - это не латынь! Формулы - это то, что может понять только сумасшедший.
Собственно, как и научные теории:
Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности А вот почему сей архетип активно используется сегодня повсеместно?
И без всякой конспирологии очевидно, что умные, образованные, имеющие критическое мышление люди категорически не нужны правящим элитам.
Они опасны, потому что чересчур самостоятельны. Они имеют своё мнение и им не так-то легко запудрить мозги пропагандой - короче говоря, они неуправляемы!
И за воров и жуликов голосовать они не будут.
Поэтому социальный заказ на отражение науки и учёных в массовой культуре однозначен: всё, связанное с наукой, должно иметь негативный образ.
И такой образ создать легко. Ведь наука опасна - именно её достижения могут сегодня уничтожить мир в ядерной или биологической катастрофе, не так ли?
Да ёлы-палы, даже у певца науки Конан Дойля главный преступник Мориарти - и тот профессор!
Чего уж говорить о дне сегодняшнем, когда любую проблему можно легко повернуть другим концом!
Вот потирают руки всегда готовые к войне с конкурентами капиталисты. Там кто-то изобрёл ГМО растения, которые имеют большую урожайность и не боятся вредителей? О, они же собьют цены на рынке и мы получим меньше прибыли?! Ату эти сатанинские порождения науки! Мы должны показать всему миру, как опасно ГМО для вас и ваших детей!
Кто там вякает, что ГМО позволяет обойтись без химикатов, отчего дети только здоровее будут? Нет, они сами не понимают, что говорят, ведь мутации!!! Гены из кукурузы съедят вас изнутри, а потом испортят вашу наследственность!!!
Подробности про золотой рис Это война, полноценная информационная война. В которой её инициаторы
одерживают бесспорные победы, законодательно закрепляя запреты на ГМО и прочие полезные эксперименты и исследования.
Наука здесь вроде бы и ни при чём, просто под руку подвернулась.
Интересно, почему это она под руку не подворачивалась, десятилетиями крича об опасности этилированного бензина? Может, потому, что это было невыгодно капиталистам?
Но вернёмся к культуре.
И посмотрим на самый позитивный (по техзаданию проекта "Мир без насилия") мультсериал "Смешарики".
Что мы там видим? Немного сумасшедшего изобретателя-механика Пина и рассеянного учёного Лосяша:
Пин и Лосяш, "Смешарики" И даже почти всё хорошо, но всё равно подчёркивается чужеродность Пина (иностранное происхождение, акцент; да и вообще, немец - ещё тот архетип!).
А Лосяш мало того что помешан на бабочках, так ещё и говорит голосом, стопроцентно соответствующим привычному штампу мужчины нетрадиционной ориентации:
Лосяш-бабочка, "Смешарики" То есть не мытьём, так катаньем - всё равно в детские мозги пропихивается идея о том, что учёный - это гадко и неприлично (ведь официальные "духовные скрепы" как бы не приветствуют).
Ну или как минимум, чужой.
Так вот, кто при таких условиях захочет учиться, кто захочет идти в науку?
Риторический вопрос.
Да, и про духовные скрепы разговор особый.
С клерикальной стороны на науку идёт массовая и планомерная атака.
Что не удивительно, ведь основная задача религиозных институтов в государстве - управление массами (воспитание нравственности - лишь "рекламное" прикрытие). А как учёные поддаются управлению, смотри выше.
На множестве сайтов растиражирована так называемая "критика научного атеизма". Написанная убедительным языком, со множеством примеров, эта критика объясняет, насколько безнравственны научные эксперименты, насколько учёные лживы и корыстны, насколько даже лучшие их представители не смогут отличить добра от зла без духовного водительства Церкви, а ведь в их руках и ядерные технологии, и биологическое оружие, и ГМО, и ЭКО, и т.д. и т.п. - всё что не соответствует канону, все мыслимые и немыслимые грехи вешаются на учёных и на главное зло - науку в целом.
И фиг поймёт неискушённый читатель, где там правда, а где наглая ложь с вопиющими подтасовками и передёргиванием!
Честно сказать, отдельные энтузиасты не в состоянии составить конкуренцию церковным профессионалам пропаганды. Тут нужна государственная политика, а она нынче известно какая.
Вот так и живём.
Ладно, вместо водителей будут роботы - этого не избежать и это очень хорошо.
А вот кто (и, главное, как!) будет людей лечить, если с одной стороны насаждается невежество, а с другой - астрономические цены фарминдустрии (которая давно прибыльнее наркотиков)?
Что-то тоскливо.