В преддверии
сегодняшней встречи с министром образования и молодёжной политики ЧР напомню свои тезисы об образовании, экспромтом высказанные
здесь.
Сегодня главное - сменить парадигму образования:
1) Чётко обозначить цель образования.
2) Цель должна быть примерно такой: "Формирование творческой личности". (Сегодня, напомню, министр образования Фурсенко обозначил такую цель: "Нам творцы не нужны, нам нужны исполнители").
3) Приоритет академического над профессиональным (для профобразования существуют соответствующие системы, помимо школьной).
4) Приоритет проблемного обучения над догматическим (так обеспечивается тот минимально необходимый уровень "практичности", который нужен для мотивации обучения.
5) Поскольку рецептов проблемного обучения сегодня нет, необходимо поощрение творческих учителей и их экспериментов (при адекватном контроле результатов).
6) Отказ от стандартизации образования в форме ЕГЭ:
а) формирование стандартов образования в соответствии с пп.1-2;
б) внедрение текущих и зачётных форм контроля (вместо единых экзаменов).
7) Поддержка свободных графиков обучения, дистанционных форм и т.п.
8) Создание предпосылок и мотивации развития социальных навыков (доброжелательности, умения жить и работать в коллективе, пользоваться необходимыми социальными институтами).
9) Создание предпосылок и мотивации здорового образа жизни, экологической и информационной чистоты (школьнику должно быть интереснее решать в коллективе проблемные задачи, чем потреблять наркотики, фильмы и компьютерные игры).
10) Ну и, конечно, предусмотреть адекватное финансирование (достаточные материально-техническое обеспечение учебному процессу и зарплаты учителям).
В этом списке всё взаимосвязано, и может быть решено только силами всего общества в целом. Пока в обществе приоритетен бизнес, этой задачи не решить никогда. Значит, надо менять общество. Начать проще с образования, чтобы всё развивалось естественным путём. Но для этого нужна политическая воля.