В четверг
atner сагитировал меня прийти в МТВ-центр, на мероприятие, которое точно назвать затруднился, но был туда приглашён для выступления :)
Пришёл, послушал, надо хоть прау слов в отчёт написать, раз уж на то пошло. Потому что и мысли по поводу появляются.
Оказывается, это было очередное занятие какого-то молодёжного образовательного учреждения (МГОУ? или что ещё? по крайней мере, в организаторах замечен
lvoha, читал лекцию Андрей Галкин, потом ещё
dobrograd присоединился):
Лекция 2011.03.24 Андрей в терминах современного... э-э... ну, в общем, когда дело доходит до современных новомодных штучек, я пас. Что означает лозунг "Молодёжь - инвестиции в будущее", я ещё могу хоть как-то понять, но когда речь заходит о компетенциях и инновациях (равно как маркетинге, мерчендайзинге, PROдвижении, пиаре и тайм-менеджменте), я уже чувствую, что, действительно, образование зашло далеко... и не туда...
Слушал не сначала; нарисованные на бумаге квадранты напомнили одну из новомодных теорий менеджмента (координаты Хочу-Могу-Имею-Получаю или что-то похожее).
...А на самом деле, в современной обработке, рассказывал он студентам старую эзотерическую истину: "Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого" (Пауло Коэльо).
При этом в качестве ключевого момента отмечено осознание источника проблем.
А мы-то уж с тобой знаем, что проблема - не снаружи, она всегда внутри!
Это может быть страх, может быть лень. Но это - внутри тебя. А, значит, ты МОЖЕШЬ это решить!
И ребята честно пытались втолковать студентам эту простую мысль. В том числе на конкретных примерах.
Скажем, девушка хочет поехать за бугор по волонтёрской программе, но переживает, что не пустят из-за плохого знания языка. Проблема? Нет. Позвони да узнай, так ли нужен там этот язык?
А вдруг там уже нет мест? Проблема? Нет. Позвони и спроси. Даже если нет мест - ведь в самый последний момент кто-то может и отказаться. Короче - не стесняйся! И не бойся.
Другой пример. Не хватает денег. Проблема? Нет. Заработай!
Или прояви инициативу и попади в какую-нибудь акцию - получишь желаемое бесплатно ;)
Достали соседи сверху? Проблема? Чья это проблема? Какие варианты решения? Ну и т.д.
Меня так и подмывало более каверзный вопросец подкинуть: "программулину надо одну написать к завтрему".
Подозреваю, что легко получил бы кучу малоприемлемых рекомендаций:
- перенести срок;
- нанять фрилансеров;
- найти готовое (ага, как же-с!);
- а так ли уж тебе нужна эта программа?
- и так вплоть до уволиться нафиг. ;)
Ну да ладно. Так или иначе, человек, осознавший и взявший себя в руки, добьётся результата!
Аминь.
Только очень напрягало частое повторение термина "компетенции".
Подозреваю, что на эту тему надо ещё не одну статью написать.
Также подозреваю, что лучше министра нашего образования не скажешь: "Нам творцы не нужны, нам нужны исполнители"...
Затем на сцену был приглашён Этнер, который выступил с кратким сообщением об образовании (чтобы, значит, студенты представляли, зачем они учатся, почему учатся именно так и что их ожидает в будущем).
В начале была высказана здравая мысль об источнике и предназначении современной формы школьного образования. Источником была потребность подготовки рабочих для возникшего в средние века промышленного производства. Отсюда и школьная форма, и звонок (аналог фабричного), и конкретные задания, и т.п.
Я согласно покивал головой на все эти тезисы, но чуть позже вспомнил про школу в Древней Греции. Получается, что не всё так очевидно. Я не специалист в древней истории, поэтому воспользуемся могучим Интернетом... ну вот, хотя бы
отсюда:
"В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы...
В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа...
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах - лире или кифаре...
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов."
А вот это уже полностью в тему: "Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе."
Что верно, то верно. Цель определяет средства. Форма этих средств имеет значение разве что вспомогательное.
Но у меня сложилось безрадостное впечатление, что все выступавшие считают, что сегодня образование должно приницпиально измениться. На мой взгляд, сей основной тезис не обоснован ничем, кроме формы (дескать, нынче век информационных технологий, поэтому всё должно измениться).
Радостно агитируя за получение "компетенций", которые "дадут конкурентные преимущества", агитаторы совершенно не касаются целей, поставленных сегодня перед образованием.
А ведь цели сегодня отнюдь не изменились!
Хозяевам по-прежнему нужны исполнители.
А радостными трелями про нано- информационные технологии очень удобно маскировать и цели, и хозяев.
Пусть народ думает, что реформы образования обусловлены требованиями сегодняшнего дня.
Пусть школьники и студенты радостно соревнуются в получении "компетенций", которые позволят более успешно выслужиться сделать карьеру...
И, самое главное, чтобы в погоне за барскими объедками "компетенциями" студенты не научились думать настолько самостоятельно, чтобы понять происходящее.
Как и следовало ожидать, Этнер также сосредоточился на форме. Он много говорил о технологии обучения. Он ратовал за то, чтобы у каждого был полезный гаджет (планшет), который лучше всякого другого способа может натаскать ученика на запоминание слов иностранного языка, и т.п.
А вот что такое упомянутое "и т.п.", и зачем оно нужно ученику, я так и не услышал... :(
Студенты же радостно внимали:
По окончании Этнер, естественно, перешёл на тему блогов и блогеров. Обрадовал всех тем, что нас уже 261 (хотя год назад был разве что десяток). И призвал всех завести свой блог и почаще заходить на
e-cheb.ru.
Были обещаны встречи блогеров с министрами и президентом, и пропуском туда должен стать действующий блог (не лытдыбр, конечно, а интересный блог со своими собственными мыслями).
Вот на такой мажорной ноте мы покинули зал, чтобы выпить чашечку кофе...
А студентов и дальше будут продолжать заманивать "компетенциями"...
"Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность... заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых воедино."