Чебоксарский международный кинофестиваль стал хорошей традицией. Уже восьмой раз. С 2008 года.
Посвящен кинематографу малых народов - здесь показывают не блогбастеры, а такие фильмы, которые вряд ли обычному зрителю доведётся увидеть в широком прокате.
Но это не значит, что они не нужны. Очень нужны! Только рынок со своей маркетинговой политикой всё портит.
Фильмы, разумеется, малобюджетные, поэтому звёздного актёрского состава и дорогих спецэффектов ожидать не стоит. И это хорошо.
К счастью, именно на таких фестивалях и можно ориентироваться не на деньги, а на что-то духовное.
Надо заметить, что фильмы идут бесплатно почти во всех кинотеатрах города и других площадках вроде библиотеки.
Кому интересно -
программа кинофестиваля.
Но с рекламой совсем туго. Много лет я и не подозревал о таком мероприятии в родном городе.
И только в прошлом году внезапно организовалось блогерское жюри.
И в этот раз меня опять пригласили. Ну, толку от моего участия мало, я едва смогу пару фильмов посмотреть.
Вот первый, которым открывался фестиваль.
Это фильм Владимира Вобликова "Старики" с участием актера театра "Русский стиль", заслуженного артиста России Сергея Фетисова. За основу фильма взята пьеса Алексея Дударева "Вечер":
Фото из хорошего поста alixroca, потому что у меня фотоаппарата не было.
Конечно, смотреть такие фильмы надо уметь. Я не умею. Только что пришёл с литературных конкурсов, на которых критики порвали бы пьесу в пух и прах.
Есть в литературной и киношной среде такое понятие: "одноногая собачка": "условное обозначение чего-то очень жалостливого, нарочито долженствующего вызвать в зрителе приступ немотивированных едва сдерживаемых рыданий, спекулирующего на жалости".
Говорят, что происходит это понятие из анекдота: "Бежала одноногая собачка, подняла ножку чтобы пописать. И упала на животик."
Но не в этом дело.
В данном фильме "одноногих собачек" аж три сразу - это старики, вошедшие в название. А если подумать, так и сразу все 10 персонажей фильма. Вот как оценивать фильм, который чуть более чем полностью построен на этой идее?
Не, я не говорю, что это плохо. Наверное, такие фильмы очень нужны - потому что люди, обременённые клиповым мышлением, неспособны уже понимать серьёзные вопросы, и только давлением на жалость можно хоть чуть-чуть сдвинуть их с житейского безразличия.
Впрочем, некоторые зрители фыркали над отдельными словами, принимая их за прикольные шутки, и уходили, не выдержав до конца.
Но, наверное, почти каждый, у кого сердце ещё не совсем отгородилось айфонными стенами, видел в сумасшедших стариках какую-то частичку себя, своей души, своего возможного будущего...
Они безуспешно ждут своих детей и не дождутся никогда. У одного сын неизвестно где (по ходу фильма выясняется, что уехал из страны в Германию). У другой сын всё время в тюрьме (где и умер, оказывается). У третьего - дочь совсем рядом, в райцентре - но даже слышать не хочет о том, чтобы взять к себе сумасшедшего отца...
Финал фильма, конечно, предсказуем. Как и финал жизни.
Вопрос в качестве прожитого...