Скоба, вокзалы и мосты

Nov 17, 2014 00:17

Путешествие в Нижний Новгород получилось каким-то необъятным. Поэтому рассказывать придётся понемногу.
Вот очередной небольшой кусочек истории:



Бугровская ночлежка и доходный дом на Скобе

Скоба - это известная площадь в Нижнем, на которой чего только не было!
Базарная площадь всегда была центром общественной и экономической жизни.
Здесь по весне происходил найм бурлаков. Ходили они по малому кругу - в Рыбинск и обратно, а также по большому - в Астрахань. Здесь же многие из них по возвращении вмиг прогуливали заработанные деньги и попадали в долговое рабство - фактически за кров и еду - из которого выбраться было невозможно без посторонней помощи.

А теперь пора рассказать о том, почему я специально оставил склеенную панораму в такой форме, напоминающей раскрытую книгу.
Слева на фото красное здание - ночлежный дом купца Николая Бугрова. Прославился этот дом, когда Максим Горький написал острую и нелицеприятную для императора и власть предержащих пьесу «На дне». Кстати, среди персонажей были образы реальных обитателей ночлежки.
Но мы не про образы и даже не про пьесу, а про купца, финансиста и крупнейшего домовладельца Бугрова, который построил этот дом и хотел "передать на баланс" нижегородской казне, дабы заботилась она о бедных людях.
Казна, разумеется не захотела принимать подарок с обременением.
Но не таков был старообрядец Бугров, чтобы опустить руки перед такой проблемой. Он покупает землю справа от дома, и строит ещё один дом - доходный. То есть, по-нашему, жилой дом для сдачи квартир в аренду. И доход от доходного дома пускает на содержание ночлежного дома и кормление его жителей!

Считаю, что человек, способный столь эффективно решать непростые задачи и управлять своим бизнесом, разбогател вполне заслуженно.
Более того, иногда даже от религии бывает польза. Скажем, у мусульман есть закят - один сз столпов Ислама, обязательный налог в пользу нуждающихся (составляет 1/40 с имущества и от 1/20 до 1/10 с урожая).
Старообрядец же Бугров тратил на благотворительность 45% чистого дохода! Вот если бы хоть один наш олигарх поступал так же!

Upd: вот вредно посты ночью писать. Самое интересное чуть не забыл!
Рекомендую подробный рассказ об этом объекте культурного наследия от photozov: Знаменитая "Бугровская ночлежка" из пьесы Горького ушла с молотка.
Продали её в прошлом году. Что там теперь будет, знает кто?




А ещё здесь же есть храм Иоанна Предтечи, с паперти которой Козьма Минин обратился к народу, созывая ополчение для борьбы с польской интервенцией.
Памятник Минину и Пожарскому, созданный после на средства нижегородских купцов, был установлен в Москве на Красной площади - потому что его велико его значение для всей России.
И вот, совсем недавно, нижегородцам тоже достался такой памятник. Копию первого, который в Москве, изваял Зураб Церетели - на 5 см меньше оригинала...

В 2005 году депутаты городской думы не нашли ничего более оригинального, как дать Скобе официальное название: «Площадь Народного единства». Но многие по-прежнему называют её то Скобой, то Соборной площадью. И рассказывают обо всём туристам, которые в любой сезон делают себяшки на фоне Минина и Пожарского:




Кстати, если бы князь Пожарский не был болен в эти достопамятные времена, то в России история могла бы пойти и по-другому. И царская фамилия могла бы быть другой, и столица могла бы быть в Нижнем Новгороде!

А пока, возвращаясь к Соборной площади, на первом фото мы видим трамвайные пути, которые проходили между Бугровскими домами и круто поднимались в гору к Кремлю.
Между прочим, первый электрический трамвай в России появился именно в Нижнем Новгороде (если не считать Киев, который теперь как бы иностранный).

Для меня воротами Горького всегда был Речной порт, поскольку приезжали мы туда на "Метеоре".
А из Речного порта как раз трамвай шёл наверх, на Свердлова (ныне Большую Покровскую).
Сейчас трамвай, увы, здесь не ходит...

Да, раз уж сказал про Речной порт. К сожалению, у меня нет фотографий, а тянуть с Интернета - не наш путь. Поэтому поверьте на слово, что речной вокзал напоминает стилизованный пароход. Но, поскольку архитекторы никак не могли решить, в какую сторону должен плыть этот корабль - вверх или вниз по течению, - ему с обеих сторон построили корму. ;)

А другие ворота (из города) - железнодорожный вокзал.
С его громадной люстрой:




И с громадным же панно на стене:




Вокзал я не любил с детства, потому что приходилось часами стоять в громадных очередях в кассу, а присесть на вокзале решительно некуда. К счастью, теперь билеты покупаются через Интернет, и про кассы вокзала можно забыть, как про страшный сон.
А если надо провести часок в ожидании поезда, так теперь напротив вокзала есть не только большой торговый комплекс, но и неплохая закусочная на четвёртом его этаже:




И вообще, теперь через Горький я если и проезжаю, то на машине. Поэтому мосты куда интереснее.
Вот новый Метромост, который неожиданно удобен при проезде через город:




Вот он же с соседнего, Канавинского, моста - на закате:




Особо глазастые могут рассмотреть какой-то мелкий мусор на фоне неба. А если увеличить?




Птиц почти столько же, сколько машин на мосту Канавинском:




Вывод очевиден: в район ж/д вокзала, Канавинского моста и проспекта Гагарина в час пик лучше не соваться. По проспекту мы ехали почти целый час. Но не зря.
Оставайтесь на связи, ещё будет о чём рассказать про Нижний!

Другие посты про Нижний и пригороды:


Как объехать Нижний Новгород



Пройдёмся по улице Свердлова



Блогерская встреча в Нижнем


управтур, путешествуем по России, Нижний Новгород, путешествие, история, достопримечательность, Россия

Previous post Next post
Up