Промышленный туризм продолжается!
Смотрим литейное производство на чебоксарском заводе Промтрактор.
Благодаря внимательным добровольным рецензентам, наконец, могу вам представить видео, где собрано самое интересное, что можно увидеть на новом литейном производстве. Здесь и подготовка литейных форм, и плавильные печи, и розлив металла, и автоматические линии:
Click to view
Ну а перед тем, как показывать фотографии, скажу пару слов про положение завода.
Тут один известный наш политик в блоге написал про массовые увольнения из-за модернизации (а также про слухи о планах закрытия завода), а я сдуру имел неосторожность влезть и заявить, что про закрытие завода речь не идёт; а что до модернизации, то в каждом минусе есть свой плюс, и что сильное, современное производство - благо для Чувашии. За это меня некий анонимный комментатор обозвал буржуйской мразью и пообещал повесить на столбе. Надо сказать, приятного в таких проявлениях эмоций маловато.
Но давайте попробуем разобраться с начала.
Как я
писал ранее, Чебоксарский завод промышленных тракторов является если не градообразующим, то, по крайней мере, районообразующим: весь Новоюжный район проектировался для работников завода, и пронизывает его насквозь широкий проспект Тракторостроителей:
Однако сегодня продукция завода (тяжёлые, мощные промышленные бульдозеры, экскаваторы и т.п.) стала неконкурентоспособной.
Почему?
Представьте потребителя на Дальнем Востоке. Он имеет выбор между отечественным трактором ценой, скажем, в полмиллиона рублей и китайским трактором сравнимого или худшего качества, но за миллион рублей.
Казалось бы, выбор очевиден?
Не тут-то было. Из-за моря, как говорится, рубль перевоз. В нашем случае не из-за моря, а по РЖД, и не рубль, а целых четыре (!) миллиона. У меня в голове это не укладывается. У заказчика тоже, но ему плевать - китайский трактор теперь обходится дешевле.
Откуда такие цены у РЖД?
Да кто из знает. Они, во-первых, монополисты, а во-вторых, даже
у нас на форуме их представители постоянно и нагло заявляют: "это наш бизнес!"
Буржуи забывают о том, что вся инфраструктура СССР является общенародной собственностью, что все советские люди, жившие и работавшие в те годы, прямо или косвенно участвовали в создании той же транссибирской магистрали, как и кучи других промышленных объектов.
И то, что в стране произошла очередная бестолковая революция с воровской приватизацией всего подряд, не даёт им никакого морального права вести себя таким образом!
Российские железные дороги должны быть государственными!
Но всё это есть лирика.
Реалии таковы, что есть РЖД и есть тарифы. Здесь возможна только небольшая оптимизация.
Хотя - почему небольшая? Знаете ли вы, что по тарифам РЖД перевозка груза под названием "трактор" стоит, условно говоря, миллион; в то же время перевозка груза под названием "бульдозер" - уже целых три!!! Ну такие тарифы идиотские, да.
И приходится заводу бульдозеры посылать без лопат, как "трактора", а лопаты к ним - отдельно, как запчасти!
Но этого всё равно мало.
Вся промышленность в России в ходе Перестройки была целенаправленно убита - то есть созданы такие экономические условия, в которых просто невыгодно заниматься производством.
Здесь можно долго спорить о роли нынешнего Путина - насколько виновен он в этом развале или, напротив, насколько успешно борется с причинами развала и потихоньку, с громадным напряжением, всё-таки поднимает промышленность из руин. Но это опять же будет беспредметной лирикой, от которой ни нам, ни заводу никакой пользы.
Очевидно, нерентабельное производство существовать не может. Заводу, по идее, была предназначена судьба совсем закрыться, и значительная часть населения Чебоксар осталась бы без работы.
Что делать?
Ответ очевиден: автоматизировать производство - так достигается и интенсификация, и снижение затрат.
Но и люди частично высвобождаются. Заметьте, ЧАСТИЧНО! А могли бы и полностью, если бы не был взят курс на техническое перевооружение производства.
Полагаю, анонимные комментаторы хотели бы именно этого?
Получается, что видят они только одну сторону действительности. Увы.
Да, кроме проблем с монополистами есть и другие, почти курьёзные, проблемы. Например,
27 февраля Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике за нарушение антимонопольного законодательства привлекло некое ООО к административной ответственности... А в чём дело-то было? Общество «использовало доменные имена traktornye-zavody.ru и traktornye-zavody.com, сходные до степени смешения с фирменным наименованием ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы». Вот такой
киберсквоттинг - а по сути недобросовестная конкуренция...
Не знаю, каков был убыток концерна. Наверное, не принципиальный. Но сей печальный опыт показывает, что рыночная экономика - это такая жестокая среда, в которой возможно всё, вплоть до криминала.
А, между тем, от рынка нам никуда не деться теперь - он вокруг нас. И потому есть два пути: революция либо приспособление.
Революциями мы сыты по горло. Следовательно, не только каждому предприятию, но и каждому человеку тоже надо учиться.
Человеку - продавать свою рабочую силу. И не обижаться, если предложение будет неконкурентоспособным на рынке труда.
Завод не сможет прокормить всех людей, если они работают недостаточно.
Деньги не берутся ни из воздуха, ни из кармана буржуя.
Поэтому - автоматизация и ещё раз автоматизация.
Только так можно сохранить производство (между прочим, крупного налогоплательщика - что в наших общих интересах).
Ну а теперь - знакомимся с очередным модернизированным производством - ПромЛит:
Теперь у завода есть и собственное производство трансмиссии, и собственное литейное производство. Значит, есть всё, что необходимо для изготовления не только тракторов, но и самых разнообразных механизмов на колёсном и гусеничном ходу.
Зайдём и мы в литейный цех:
С чего начинается литейка?
Она начинается с изготовления литейных форм. Изготавливаются они из песчано-глинистых смесей со связующими добавками:
Конечно, не вручную. Этот лоток явно не из основного производства, а для вспомогательных операций, если вдруг что потребуется; а так формы изготавливаются на специальных автоматических линиях. На фото операторы достают очередную готовую деталь:
Рабочие только наводят некоторую косметику:
Данное изделие называется "стержень" и помещается внутри формы - формирует внутреннюю полость будущей отливки.
Затем стержни отправляются на сборочную линию, где соединяются с другими частями форм:
Характеристики новой линии:
Да, надо ещё добавить, что песок формовочной смеси после получения отливки не выбрасывается. Отливка извлекается, а астатки сломанной литейной формы измельчаются и отправляются на регенерацию, затем - снова на производство форм.
А вот, наконец, и печи:
Печи также автоматизированы:
После достижения нужных характеристик расплава тигель с расплавленным металлом перемещается к нужной форме, и начинается розлив. К сожалению, фото процесса у меня нет - снимал только видео, причём не с той стороны, откуда видно лучше всего. Но всё равно этот процесс на видео - самый впечатляющий!
А на единственном фото - момент после окончания розлива:
Мощности ПромЛита хватает не только на собственное производство. Так, множество изделий изготавливается для тех же РЖД. Тарифы тарифами, а бизнес есть бизнес.
Литейное производство, вообще-то, опасно для здоровья. Вредна мелкая пыль от формовочной смеси. Поэтому работники носят респираторы. Надо полагать, с появлением автоматических линий не только ручной работы, но и пыли стало меньше.
Кстати, обращали наше внимание на белый снег около цеха. Так что экологичность производства, очевидно, в целом серьёзно улучшилась:
Смотрите также
предыдущий пост про автоматическую металлообработку и главный сброчный конвейер:
В следующем посте покажу фото с производства трансмиссии, а затем - с нового производства комбайнов. Оставайтесь на связи! :)