Originally posted by
v_impaler at
Оргия Праведников, 8 февраля, "Volta". Цветы бессмертникаТо, что всё будет хорошо, я понял сразу - увидев длинный хвост очереди в клуб "Volta". Желающих посмотреть "Сон №2" собралось, наверное, вдвое больше, чем когда-то, пять лет назад, в клубе "Б2" на презентации первой части альбома. Да, группа ощутимо прибавила в известности, а в прошлом году поставила чуть ли не рекорд в дисциплине под названием "краудфандинг", собрав с поклонников больше миллиона рублей на запись того самого диска, "Для тех, кто видит сны, часть 2". Который и предстояло услышать впервые большинству из тех, кто находился в зале.
Хотя нет, не впервые. Назвать этот альбом полностью новым сложно. Как нельзя и сказать, что прошедшие шесть лет "Оргия Праведников" двигалась исключительно, говоря словами закрывавшей первую часть "Снов" песни, вперед и вверх. Нет, были моменты застоя, переезды студии, творческий ступор и сложности с барабанщиком, точка в которых и была как раз поставлена на этом концерте. Но я забегаю вперед. К новому диску группа двигалась не большим прыжком, а маленькими скачками, постепенно показывая на концертах, на CD-синглах и сетевых релизах новый материал, песню за песней.
Некоторые приносили счастье сразу - как "Вдаль по синей воде", "Домой" и "Окна". Некоторые из них удивляли - как "Русский экстрим", эдакий балалайка-прог про нашу жизнь, и "Черная земля", стилизация под Егора Летова, по словам Сергея Калугина, привидевшаяся ему во сне. И она же, как он сказал со сцены, стала главным вдохновением в работе над всем альбомом. Пусть так - "Оргия праведников", которая звучит похоже на Летова, в любом случае лучше, чем "Оргия праведников", которая звучит похоже на Кинчева. Но самое хорошее - если группа останется собой. "Себя" на диске тоже много, и очень разного - от эпического хорового металла с декламацией Апокалипсиса до баллады о потерянном рае советского детства. Но разбор альбома стоит оставить на потом, потому что все эти мысли - результат прослушивания уже дома, на диске. А живьем всё иначе. Живьем ты в чаще людей, пытаешься разглядеть среди леса рук вдалеке - друзей, постепенно ставших героями, и принять этот сплошной поток концертной энергии, идущий со сцены. Презентация альбома - лучшая возможность представить песни с полным арсеналом средств - виолончель, оперный женский вокал, труба, валторна и даже орган, пусть и синтезаторный. Вся эта мощь неизбежно оборачивается потерей ясности в звучании, а в первом отделении откровенно не хватало разборчивости вокалу. И это - на новых, ранее неслышанных песнях.
Поневоле вспоминаешь ныне закрытый "Б2" - да, у клуба было много, скажем так, нюансов, но это было место с хорошим звуком и удобной сценой, гораздо более широкой, где каждый инструменталист мог находиться на авансцене. Здесь для концертной активности места оставалось не очень много. Возможно, дело еще и в том, что с каждым годом музыканты группы всё больше поют, осваивая всё новые техники. Гроул был покорён в прошлый раз, теперь же Калугин и флейтист Юрий Русланов владеют еще и оперными голосами. Поэтому от микрофона не отойти никому, особенно фронтмену. В профиль, с заплетенными в ряд косичками, он был похож не на рокера и даже не на гуру, а на какого-то мудрого миллионолетнего ящера. Который, впрочем, умеет широко улыбаться.
Отыграв весь свежий материал, за одним исключением, Сергей Калугин помахал рукой - антракт. Можно побродить по залу, купить атрибутику и новый альбом (к релизу группа переиздала первую и вторую часть в одной упаковке). Всю атрибутику украшает новый символ группы - череп в цветах, символ "карнавальной смерти", почерпнутый у мексиканского религиозного культа "Santa Muerte". Половина зала - в тех же нарядах. Веночки девушкам раздавали на входе, грим той или иной степени "череповатости" и цветастости каждый делал сам. Воистину "ничего нет прекраснее смерти", как пел Сергей Калугин в старинной вещи с "Нигредо"...
...На эту тему тоже лучше поговорить потом, за рамками репортажа. У группы "Оргия Праведников" есть интересное призвание: отчищать негативные символы, делать их светлыми. По крайней мере, в кругу своих поклонников. Само слово "оргия" лично у меня уже мгновенно ассоциируется с просветленными ликами данного музыкального коллектива, чем с чем-то эротически-постыдным. Так, что дальше? "От сердца к солнцу"? Лого группы, так подозрительно похожее на одну закорючку? Белый круг на чёрном фоне с какой-то надписью внутри, флаг одной недавно запрещенной организации? Так это вообще уже потом появилось... А теперь группа взялась за саму Смерть - но это вечный враг, и не они первые в этой битве...
После перерыва - "Скименъ", и представление нового участника группы - барабанщика по имени Закк Хемма, московского виртуоза, участника множества поп- и рок-составов, имя которых нам вряд ли что-то скажет, и победителя драм-баттлов. Недавно этот худощавый, стриженый под ноль парень с "тоннелями" в ушах выиграл главный "баттл" - конкурсное прослушивание в "Оргию Праведников". А игравший еще в пред-"оргиевской" группе "Артель" Александр Ветхов ушел, как сказали в официальной vk-группе, "на скамейку запасных", будучи безнадежно загружен сессионной работой в коммерческих проектах (такой, как у эстрадного певца Эмина Агаларова). Группа и раньше выступала без Ветхова - как правило, его заменял всемогущий Андрей Ищенко, но тот теперь играет в фолк-метал-группе "Аркона"... Тоже, кстати, пример команды, которая, как и "Оргия", сделала себя сама с нуля без помощи "продюсеров" и денежных мешков.
А что до Закка Хеммы, он прекрасный барабанщик, вдобавок отличный гроулер. Только жаль, что казавшаяся неизменной группа всё-таки сменила состав. Кстати, это не единственное приобретение - нельзя не сказать про Таю Кислякову, виолончелистку с классическим образованием, когда-то игравшую в "Элефанте" и Kostarev Group, а теперь - "отжигающую" в "Оргии праведников" и группе "Рада и Терновник". (Про оркестр МВД я почти умолчу.)
Дальше - ожидаемый сет-лист из лучшего, что сотворила группа за свои уже почти 20 лет, плюс совсем неожиданный кавер песни "Свобода" "Гражданской обороны". Вечный "Сицилийский виноград", от которого каждый раз слезы на глазах. Не менее древний "Туркестанский экспресс", на котором фанаты закружили не один, а целых два хоровода по залу. "Вперед и вверх", и в зале взлетают бумажные самолётики... И завершающая новый альбом и основной сет заглавная "Для тех, кто видит сны". Пробуждение. Ласковая речь диктора. Всё будет хорошо. Где мы?..
На бис - временный выход со скамейки запасных Александра Ветхова. "Наша родина - СССР", чужая странная песня, которая когда-то обеспечила группе прорыв на "Наше радио". После того, что случилось с Украиной, эту песню стало слушать особенно странно. Но когда Сергей Калугин взял с микрофонной стойки маску-череп и надел фуражку, этот образ Мёртвого Генерала, который взирает на то, что на творил, похоже, объяснил всё...
Финал - "Последний воин мёртвой земли", та самая древняя "алисовщина", после которой "летовщина" в звучании "ОП" воспринимается как искупление. И долгая фотосессия с группой всех-всех-всех, кто примерил маску Цветочной Смерти в этот вечер.
..."Это про летчика-камикадзе. У него бомба - он летит, чтобы взорвать линкор. Он несет смерть, но эта смерть - одновременно любовь и пробуждение от сна", - на очереди в гарбероб пытаюсь нескладными словами рассказать другу, о чём поёт группа. "Ну, так это уже у Пелевина было!" Было, да не было... Чтобы объяснить, и дороги до метро не хватит.
Пока здесь. Когда будут фотографии, выложу репортаж и на сайте. Спасибо Владимиру Красикову и всей "Оргии".