О счастливых моментах

Mar 04, 2014 14:15

Originally posted by tibelty at О счастливых моментах
Есть в наш век одна замечательная музыкальная группа. И пусть название не пугает и не вводит вас в заблуждение, в эпатаже нет ничего дурного. Группа называется «Оргия праведников». И есть у них одна песня, которая при каждом прослушивании из слов и музыки обращается в дух и материю.
Сейчас, судя по всему, я буду заниматься самым неблагодарным делом на свете: пересказывать стихи прозой. Если вы не готовы к такому издевательству, дальше можете не читать, просто послушайте песню «Туркестанский экспресс».

Герой этой песни, проснувшись однажды утром, нашёл свой город «тусклым, как смерть». И, в попытке вырваться из этого мрачного пространства, ощупал собственные карманы. За подкладкой обнаружился билет на «Туркестанский экспресс». Наблюдая вокруг себя мистические знаки вперемежку с обыденной реальностью, герой добирается до вокзала, садится в этот самый экспресс и неожиданно заявляет проводнику в зелёной форме «Господин мой, я здесь! Я не боюсь умереть!»

Если покопаться в интернете, то несложно найти объяснение самого автора песни, Сергея Калугина, он говорит, что этот человек в зеленой форме - Зеленый Хидр, т.е. «таинственный проводник суфиев на мистическом пути». Но сам проводник, похоже, поначалу даже не догадывается о своём предназначении.

Поезд едет по обычной России, даже проезжает Уфу. Но потом заходит проводник и предлагает герою прыгнуть с поезда. Как истинный мистик, герой слепо подчиняется ведущей его силе и прыгает. Потом они с проводником идут на восток вдоль рельс, по которым давным-давно не ездят поезда, и проводник говорит, что нужно садиться и ждать, потому что здесь пройдёт в обратную сторону Туркестанский экспресс, «быть может, первый за век». И они ждут этот поезд в степи у ржавых рельс. И запрыгивают в него на ходу.  И этот поезд привозит их обратно в Москву, только город оказывается «новый, живой».

И кто-то тихо сказал: "Получилось.
А ты смотри - получилось!
Ну что, с возвращеньем домой,
Туркестанский беглец.
С возвращеньем домой!"

Вот такая песня. По содержанию мне прокомментировать нечего. Но я хочу рассказать, что происходит в зрительном зале, когда звучит эта песня. Под первые же её аккорды по людям проходит гул. Они вслушиваются в слова песни и, когда герой садится на Туркестанский экспресс, люди сцепляются в «паровоз», и он мчится по залу, летит, сметая на своём пути зазевавшихся и собирая всё новые «вагоны». Причём происходит это даже в тех залах, которые не лучшим образом приспособлены для телодвижений. Когда герой спрыгивает с туркестанского экспресса, садится и ждёт поезда в степи, группа делает проигрыш чудовищной длины. Чисто инструментальная музыка звучит около десяти минут, а то и больше, в зависимости от настроя музыкантов, и эта музыка каждый раз разная. Не знаю, импровизация это, или этот проигрыш заранее продумывается перед каждым концертом, но, знаете, это каждый раз бывает потрясающе. Это ожидание мистических чудес в ночной степи, выраженное в музыке. Пока длится проигрыш, слушатели сидят и ждут. Если дело происходит на танцполе, то люди сидят прямо на полу, скрестив ноги, толпой, прижавшись друг к другу, обнявшись, раскачиваясь в такт музыке. Большинство из этих людей слышали песню сотни раз и прекрасно знакомы с сюжетом. Но среди них нет ни одного, кто знал бы наверняка, что Туркестанский экспресс приедет. Они вслушиваются в музыку и переживают именно то, что переживает герой в степи: они угадывают в ней и тревогу, и порывы ветра и бесконечную веру, не утихающую, а, наоборот, разрастающуюся с каждой музыкальной фразой. Десять минут ожидания чуда в ночной степи. Не каждый день получаешь подобный мистический опыт. Сидишь и прислушиваешься, дышишь в такт музыке и с нарастающим в груди восторгом начинаешь различать сквозь музыку далёкий стук колёс. Это ни с чем невозможно сравнить. Каждый раз, на каждом концерте «Оргии праведников» Туркестанский экспресс приезжает. И он приезжает не потому, что таков текст песни, а потому что сотни человек верят в то, что он приедет. Стук колёс становится громче, громче, громче, музыка застилает глаза, и, когда герои прыгают на буфер между вагонами, зал взрывается ликованием, люди вскакивают, снова сцепляются в «паровоз» и мчатся по залу, мчатся уже до упаду, до самой посветлевшей и преобразившейся Москвы. И это реальное, живое, материальное чудо.

Вчера я была на очередном концерте «Оргии праведников» в клубе Mezzo Forte. Не буду описывать всех своих впечатлений, я обожаю этот коллектив и никогда не перестану им восхищаться. Со вчерашнего концерта я вынесла только одно воспоминание. Когда мы все сидели в степи в ожидании экспресса, я напряженно всматривалась в лицо Сергея Калугина. Он, как правило, играет с закрытыми глазами. И перед самым приездом экспресса, когда уже слышно было его приближение, глаза зажмурились ещё плотнее. И вот, мчится поезд, герой прыгает в него, в зале - безумие, гул и рёв. Сергей Калугин улыбается половиной рта, не открывая глаз. По рёву зала он угадывает, что чудо свершилось.
Previous post Next post
Up