Последние крохи рыбного пирога

Mar 07, 2012 21:36





Всю зиму я честно пытался сделать хотя бы несколько снимков орланов.



Курильское озеро - это не только бурые медведи и нерест нерки, но и уникальное скопление примерно полутысячи хищных птиц, концентрирующихся зимой у кормного места. К сожалению, сфотографировать орланов «наверняка» можно только тогда, когда озеро покрывается льдом, - а случается это раз в несколько лет. Мало того, озеро должно встать в нужное время: пока активен зимний нерест. Тогда рыбачащие здесь птицы собираются у нескольких, оставшихся открытыми полыней в устьях рек, и становятся очень доступными для съемки.



В этом году озеро замерзло всего на несколько дней, да и нерест к этому времени уже практически закончился. К началу марта, многие пернатые хищники уже откочевали к местам гнездования, - пора заниматься ремонтом гнезд.

Всю зиму птицы были рассредоточены по периметру озера, и не выказывали особого желания фотографироваться. Всю зиму я созидал. Один скрадок, второй, третий. Число их перевалило за полтора десятка.

Теперь, когда орланы и беркуты разлетелись, можно честно себе признаться, - снимка, о котором я мечтал, сделать так и не удалось. Но даже просто понаблюдать за взаимоотношениями птиц вблизи - уже удовольствие. Расстояние порой было настолько коротким, что у одного беркута я, не удержавшись, погладил хвост! Между прочим, совершенно не заметно даже хозяина хвоста.



В предрассветных сумерках, первыми просыпаются вороны, вороны и сороки. И подтягиваются к нерестилищу, в поисках еды. Ни одна выброшенная на мелководье волной снулая рыба, не остается без внимания этих птиц.



За воронами и сороками вскоре появляются и беркуты. И, обычно, позже всех, - орланы.



Добыча орлана, выудившего из воды рыбу, как правило, никогда не бывает съеденной хозяином полностью. Тут же начинаются атаки со стороны соседей. Причем, у белохвостого орлана может отобрать рыбу беркут, а может случится наоборот; белоплечий - у белохвостого, а белохвостый - у белоплечего. Вот, вроде бы все понятно: старый белоплечий орлан отбирает рыбу у молодого, а через минуту, уже молодой орлан выступает в роли рэкетира. Наблюдая за отношениями птиц, я так и не заметил каких-то закономерностей ни по возрасту птиц, ни по виду.



Единственное, что можно сказать уверенно: практически никогда орланы не отнимают добычу, если ее клюют больше одного беркутов. А беркуты всегда делятся друг с другом. Они дружно собираются у рыбины как за круглым столом, и не конфликтуют меж собой.



Впрочем, несколько раз я наблюдал, как одинокий орлан, сидя изгоем рядом с трапезничающими беркутами, видно просто от злости, в какой-то момент, поднимался в воздух, и бил одного из орлов лапами в бок или спину. Это больше напоминало пакость со стороны завистника, чем попытку отобрать рыбу. Беркуты обычно удивленно поднимают головы, окидывают незваного гостя взглядом, и тут же всей кучей продолжают обед.

Кстати, не все атаки птиц заканчиваются стычкой, часто владельцы рыбы просто уворачиваются от атакующего в сторону, оставляя ему рыбу.

Вокруг сидящих хищников снуют сороки и вороны, подбирая за ними оброненные рыбьи крошки. Но стоит крупной птице раскрыть крылья, готовясь к взлету, или зайти на посадку рядом с сороками и вороньем, последние кидаются россыпью прочь. Оно и понятно.



Однажды я увидел как на сидящую рядом с кушающими орланами, сороку, упала веточка, обломившаяся под тяжестью снега. Обескураженная сорока завалилась на бок, растопырив крыло, - и я, уж было, решил, что она получила сильную травму. В этот момент, сидящий рядом орлан, оторвался от своей трапезы, и весьма заинтересованно посмотрел на сороку. Это сразу же привело ее в чувство, быстро забыв о контузии, она сию секунду взмыла в воздух, как можно дальше от окаянного места и недоброго взгляда соседа.



беркут, Южно-Камчатский федеральный заказник, Камчатка, орлан, Кроноцкий заповедник, сорока, Курильское озеро

Previous post Next post
Up