Квадратное колесо. США 1957 год.
Статья из журнала Popular Mechanics, апрель 1970.
Перевод статьи:
"1. Квадратные колеса такой системы работают лучше, чем круглые в условиях сложно пересеченной местности, остроугольные грани обеспечивают лучшее сцепление на снегу, грязи, песке или крутых склонах, обеспечивая повышенную тягу для грузовых автомобилей, танков и другой военной техники. В то же время, гениальная внутренняя геометрия обеспечивает плавную езду на ровных поверхностях. Каждое колесо приводится в движение шестерней, передающей вращение на профилированную внутреннюю звездообразную шестерню.
Установленные на плавающую ось, колеса автоматически выравнивают своё положение по высоте относительно друг друга в положении "на ребре" и в нижнем положении, плашмя. Этим достигается эффект круглых колес, с касанием грунта всеми частями протектора, при неизменном расстоянии от земли, допускающий использование квадратных колёс такой конструкции на высоких скоростях в полевых условиях."
Статья была опубликована после потери армии США интереса к данному изобретению.
Изобрёл данную конструкцию некруглого колеса Альберт Сфредда, который 13 мая 1954 подал заявку на "NON-CIRCULAR WHEELED VEHICLE"/"Некруглое колесо транспортных средств". 26 марта 1957 года Альберт получил патент №2786540. Позже, в 1960-е было построено несколько ходовых моделей и макетов для армии США.
Рисунок боевой машины из патента №2786540 от 26 марта 1957. Фигуры 4 и 5 изображают частный случай квадратного колеса - шестигранное колесо.
Кто желает прокатиться на квадратном колесе, прошу сюда...
Click to view
Разрушители легенд. Тест квадратных колес на полно размерном пикапе.
Резервная ссылка. Эллипсоидные колёса от John F.Kopczynski. США 1946 год.
John F.Kopczynski, окончил Рочестерский технологический институт, получил множество патентов на эллиптические колеса с 1940 (они доступны на сайте патентов США). Идея прототипа автомобиля на базе M7, тоже его.
Трактор M7 с эллипсоидными колёсами. Испытания 1946 год. Фото из архива LIFE.
Сразу после окончания Второй Мировой войны, на гребне волны военно-технического прогресса, Армия США провела ряд экспериментов по созданию сверхвысокопроходимого транспортного средства. Идея радикального улучшения внедорожных характеристик заключалась в чередовании давления на поверхность путем изменения соприкасаемой площади колес на разных краях кузова. Гусеничный трактор-снегоход Эллис Чалмерс M7 был переделан, и оснащён парными колесами эллипсоидной формы на качающихся тележках. Испытан в 1946.
Allis-Chalmers M-7 трактор снегоход (G194), съёмные лыжи использовались как грязезащитные крылья, устанавливались вместо передних колёс.
Использовался Воздушным Корпусом армии США, как спасательное транспортное средство на отдаленных северных базах.
Allis-Chalmers M-7 трактор-снегоход в Кэмп-Хейл, штаб Десятой горной дивизии. 1943-1944 гг.
ТТХ Allis-Chalmers M-7
Производитель: Эллис-Чалмерс
Водитель и один пассажир
Модель двигателя: Виллис МВ, 4-цилиндровый, с жидкостным охлаждением, 4-тактный, бензиновый
КПП 3-х скоростная с раздаточной коробкой
Масса: 1415 кг
Максимальная скорость: 67 км/ч
Максимальный преодолеваемый склон 75 процентов.
Расход топлива: 16 л/ 100 км
Запас хода: 250 км
Эллиптические колеса на специальной качающейся подвеске, были синхронизированы на 90 градусов по отношению друг к другу, что, по замыслу создателей, не позволяло кузову проседать резко, и езда отличалась бы от обычной лишь присутствием легкой качки. Для управления же машиной служила передняя пара обычных колес.
Трактор M7 с эллипсоидными колёсами в движении. Испытания 1946 год.
Вид сверху.
Вид сзади.
Испытания сразу же выявили серьезные минусы конструкции. Прежде всего, подобная схема шасси лучше всего проявляла себя на мягких грунтах (но не в грязи - не хватало площади опоры колёс), на твердой же почве длительное передвижение превращалось в муку для водителя и приводило к расшатыванию элементов кузова. Проблемой становился поворот автомобиля: при определенном наклоне овальных колес машина двигалась исключительно по прямой, решительно отказываясь сворачивать в сторону. Попутно обнаружился повышенный износ покрышек в верхней и нижней точке эллипсоида колес. Испытания закончились, прототип забросили и забыли.
Однако John F.Kopczynski продолжил исследования в этой области.
Промышленные испытания модели, проведенные в 1949 году в грязи, по его словам подтвердили что: "эллиптические колеса не пробуксовывают при парной блокировке. Модель ехала со скоростью 40 км/ч без вибрации."
Инженер John F.Kopczynski, справа, испытывает шагающие колёса на тележке с электромотором. 1949 год.
Статья из журнала MECHANIX ILLUSTRATED август 1949 года.
Перевод:
"Грузовик шагает на колесах.
Десять лет назад Адмирал Ричард Берд столкнулся в арктике с транспорной проблемой, John F.Kopczynski будучи студентом, подумал: "Почему колёса не могут шагать?"
Обычные колеса беспомощно буксуют и вязнут в глубоком снегу. Ходьба может тянуть колеса, как гребни на гусенице без больших усилий, но настораживала медлительность и неловкость такого движителя. Тот факт, что никто не придумал ничего лучше колеса с момента изобретения в Каменном веке, не мог удержать таких молодцов, как Kopczynski, от его идеи шагающего колеса."
"После десяти лет экспериментов, Kopczynski теперь инженер корпорации North Tonawanda (штат Нью Йорк), этой весной собрал действующую модель и, наконец, показал, что колеса могут ходить."
"Художник Фрэнк Тинсли изобразил шагающие колёса в действии." (Схема напоминает Трактор M7 с эллипсоидными колёсами 1946 года, но намеренно ли художник заменил эллипсоидные колёса на овальные? Прим Alexey_76).
"Следующий шаг идеи, дизайн грузовика с рисунка на стр.57, который ходит на колесах.
Этот уникальный автомобиль является ответом на проблемы в Антарктике, которые поставили в тупик адмирала Берда. Обратите внимание, как легко грузовик идёт прямо по самому глубокому снегу не проваливаясь, без подскоков.
Большие, яйцевидные задние колеса выглядит так шокирующе, как на роликовые коньки на железнодорожном полотне. Яйцевидные колёса на каждой тележке, установлены на концах коромысла, а цепи направлены друг к другу так, что, когда одно колесо переворачивается заостренным концом вверх, соседнее ложится плашмя на свою сторону. Пара обычных колес спереди ставится на стандартную ось грузовика, для маневрирования.
Колеса шагают вверх и вниз, но благодаря качению тележек, грузовики продолжают движение ровно, без качки. На самом деле этот автомобиль едет в два раза ровнее чем транспортное средство на круглых колёсах. Когда шагающее колесо вздымается на фут высотой, мост поднимается только шесть дюймов, поскольку на половину высоты приходятся половина соседнего колеса, ложащегося плашмя.
В отличие от круглых колес, яйцевидные не пробуксовывают в колее. Заостренными концами они вгрызаются в мягкий грунт и помогают обеспечить двойное тяговое усилие обычных колес. В недавнем тесте, Kopczynski утопил "шагающие колеса", с глаз долой в куче грязи, когда он включил питание электродвигателя модели, колеса начали "идти" и без пробуксовки, быстро вывели модель из грязи.
Площадь опоры новых колёс равна опоре, которую обеспечивают гусеницы на мягком грунте. Однако, они намного легче, быстрее, проще в обслуживании и дешевле в производстве. К тому же траки уничтожают хорошие дороги, когда гусеницы неуклюже тащатся по твердому покрытию. Когда Kopczynski испытал свой макет размера 1/4 на небольшом автомобиле с круглыми передним колесами, то на скорости 3 км/ч он побежал так гладко, как новый Rolls-Royce.
Колеса Kopczynski является естественным выбором для тракторов, сельскохозяйственной и дорожной техники, а также тяжелых грузовиков которые вынуждены работать вне асфальтированных дорог. Шагающие колёса позволят боевым машинам, транспортёрам и другой военной технике совершать марши по хорошим дорогам, а затем шествовать по стране в грязи, снегу или по пересеченной местности, не беспокоясь о том, чтобы тысячи людей в течение многих лет не застряли в ничейной земле, двигаясь на древних круглых колёсах. Молодой John Kopczynski, наконец, сделал колесо шагающим и доказал, что он простой человек, который представил старое круглое колесо в новой форме."
Иллюстрация из патента №2711221 выданного 21 июня 1955 года John F.Kopczynski.
Другая идея запатентована J. Kopczynsky в 1967 году, он предложил заменить круглые колеса транспортных средств на криволинейные треугольники в качестве колеса, с теми же теоретическими преимуществами, что и эллипсоидные колеса. В верхней части треугольники приводятся в движение трением. Транспортное средство в движении будет ровно перемещаться в горизонтальном положении на ровной поверхности, благодаря свойствам криволинейного треугольника.
J. Kopczynski получил за свою жизнь 80 патентов, и не только на колеса.
Был президентом Ассоциации Промышленников в North Tonawanda, штат New York, и был мэром этого города - центра металлообработки. Умер в 2005 году.
Кроме того, изобретены полу-колеса, которые замечены в нескольких патентах. Эти половины колеса позволяют двигаться горизонтально, без подскоков на ровной поверхности, и лучше "загребают" в трудно доступной местности.
Полу-колеса, рисунок из патента 1999 года. Прототип может построить любой желающий! Полу-колеса оправдают себя на сложно пересечённой местности с канавами и рвами. Рисунок из patent: us005881831, 1999.
Сразу вспомнился наш
Танк преодоления препятствий ТПП-2. Здесь колеса со смещением в 1/3, которые сопоставлены по ширине и длине транспортного средства. На дороге автомобиль идет гладко и горизонтально. Рисунок из patent: us07128175, 2006.
Павел Коган, в своём стихотворении Гроза, написанном 20 января 1936 года, прекрасно описал ход мыслей и жизненные идеалы изобретателей "некруглых колёс".
Гроза
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936
Источники:
1.
rupoem.ru2.
Popular Mechanics, April 1970, стр 89.
3.
Патент №2786540 от 26 марта 19574.
blog.hemmings.com5.
www.idrive.kz6.
Патент №2711221 от 21 июня 1955 года John F.Kopczynski7. Google patent: us002790503-001 patent of Kopczynski, 1967
8. Google patent: us005881831, 1999
9. Google patent: us07128175, 2006
10.
seryj221221 Танк преодоления препятствий ТПП-2. shushpanzer_ru.11.
videosift.com