Заключается он в том, что люди воспринимают достаточно общие и расплывчатые комментарии как нечто точное и написанное или сказанное про них лично. Широко используется в астрологии, предсказании будущего, гадании, итд. Вот эти реакции - "это точно про меня!" при прочтении гороскопа, это приятное ощущение резонанса (которого хочется, в котором ощущается потребность), ощущение чуда - это с некоторой вероятностью следствие эффекта Barnum.
В психологическом тестировании и диагностике вообще этот эффект необходимо учитывать, особенно в personality assessment. Опрометчиво полагаться на отклик пациента - "это точно про меня, как это Вы смогли так меня увидеть?" - это не данные и не факты, утверждение может быть точным или нет. Ощущение резонанса совершенно не означает точности утверждения и ничего не доказывает само по себе. Опасность в том, что соблазнительно и прятно слышать и ожидать такие комментарии. Потом цитировать их в "откликах клиентов" на сайтах.
Есть ли у Вас результаты тестов, в которых три разных показывают один паттерн? Достаточно ли спецично утверждение или его можно в принцие отнести к кому угодно, причем невозможно опровергнуть или доказать? Уверенные, категоричные утверждения, высказанные с позциии авторитета, которые при этом общие и расплывчатые по своей природе, с большой вероятностью будут восприняты как точные и персональные. Наоборот, критичное отношение к результатам тестов и диагностическим утверждениям - это вполне адекватная реакция.
В терапии это относится к инсайтам пациента, итнеллектуальным и эмоциональным. Часть разницы двух явлений - инсайт, к которому пациент пришел(ла) сам(а) - и инсайт, который сформулировал за пациента терапевт. В последнем случае какой-то матерьял в сессиях есть, но и эффект Barnum, возможно, играет свою роль. Можно под эту музыку много инсайтов наделать, терапветический эффект от этого будет невеликий. Наоборот, когда пациент пришел к инсайту самостоятельно, на основании своих собственных данных, в своем собственном темпе и когда готов воспринять осознанное, то это дорогого стоит.
Источники
Forer, B. R. (1949). The fallacy of personal validation: a classroom demonstration of gullibility. The Journal of Abnormal and Social Psychology,44(1), 118.
Dickson, D. H., & Kelly, I. W. (1985). The'Barnum Effect'in personality assessment: A review of the literature. Psychological Reports, 57(2), 367-382.