Лекция Панксеппа в NYPSI на мой взгляд уникальная. Для тех, кто читал его статьи и книги, возможно встречается мало нового. Но вот Кернберг просидел два часа в перевом ряду молча и только в самом конце Солмс о нем вспомнил. Для тех, кто не очень знаком с методологией исследований и основами нейробиологии, лекция может быть тяжеловата, и это так. Он ученый и говорит на своем языке. В лекции много полезного и каждый может найти много своего.
https://www.youtube.com/watch?v=qf4ZFwyVJ2Ahttps://www.youtube.com/watch?v=JX0FIILSKYE Одна из его мыслей, которая красной строкой проходит через все его публикации и выступления, это мысль о важности и необходимости процесса игры для детей, особенно борьбы, возни, соревнований и того, что называется rough & tumble play. Очень многие ментальые функции развиваются в процессе игры. Панксепп справедливо говорит о том, что дети сейчас недополучают столько игры друг с другом, сколько им нужно для развития. Может быть это время занял интернет, гаждеты или телевизор, может быть учеба или другие дела. Дети испытывают голод по игре и это голод в социальном смысле не менее важный чем физический голод в телесном.
Для тех психологов, кто занимается игровой терапией с детьми и задается вопросами - ну а что же в этом полу-хаотичном процессе лечебного? Кому это помогает, что мы здесь лечим и эффективно ли это вообще? - лекции Панксеппа дают хотя бы часть ответов. Разумеется игровая терапия, например психодинамическая, это не просто игра; кроме того игра со сверстниками не идентична игре со взлослым - каким бы "талантливо детским" человеком взрослый ни был. Но тем не менее, игра сама по себе важна для развития ребенка в самых разных направлениях, начиная от социального обучения, до регуляции аффекта.
Панксепп говорит о том, что амфетамины снижают потребность в игре. Широко прописываемый детям с диагностированым СДВГ (ADHD) риталин - снижает не только аппетит, но и потребность в игре. Панксепп учился на психотерапевта когда-то очень давно и поменял специальность на научные исследования, кроме того, он к психиатрии относится не очень положительно (по причине отсутствия в ней, как он думает, понятия о сознании (mind)). Вряд ли он имел дело с детьми, у которых жесткий ADHD и это существенно влияет на все их развитие, начиная от школы и заканчивая социальным развитием. В этом смысле я слышу Панксеппа, но согласен с психиатром д-ром Kulikow - что в вопросах медикаментов стоит риск приема тщательно соотносить с риском решения их не принимать - а в нем риск тоже есть и часто существенный. Есть ситуации, в которых медикамент ребенку c СДВГ на фоне тщательного мониторинга компетентного врача уместен. В то же время, в штатах происходит практически "эпидемия" СДВГ - количество диагностированных случаев не очень соотносится с клинической реальностью. Я думаю, и не я один, что быстрая диагностика СДВГ навскидку, например педиатрами - это часть явления. Риталин так работает, что при приеме у любого человека фокусирование внимания улучшается - есть СДВГ или нет. Поэтому решения педиатра из серии - попробуем стимулянт, посмотрим что получится, ага, эффект есть, значит это СДВГ, будем принимать дальше - это циркулярная логика и плохая диагностика. Нет, если фокусирование внимания чуть улучшилось от приема риталина, это не значит что СДВГ есть. Нейропсихологическое тестирование, или хотя бы несколько визитов к детскому психиатру - это совсем другая история.
Но я отвлекаюсь. Играть - это здорово и детям игры явно не хватает. Они не бездельничают, когда играют друг с другом, это часто более важно, чем другие школьные или домашние мероприятия.