СBT терапевты любят говорить о трех составляющих ментальных расстройств - о чувствах, мыслях и поведении. Разделение это достаточно условно и не всегда так легко это сделать, как кажется, но вполне себе рабочая модель. Это триада взаимосвязанных явлений, у каждого из которых есть индивидуальные компоненты. Пример: (1) тревога - эмоциональный фон (2) переживания - мысли (3) избегающее поведение.
Тревога нейрологически - это состояние неопределенной опасности (J. LeDoux). Это не вспышка аффекта, которая обжигает и быстро проходит, например вспышка гнева или страха. Тревога - это состояние, которое длится и влияет на многие системы мозга сразу (на функции восприятия, внимания, итд). Физиологически тревоге способствует увеличениние уровня кортизола (“гормона стресса”), который готовит тело к опасности, причем пока неясно какой именно. Можно назвать это состоянием “осады крепости” (S. Freud). Осаду надо выдержать, причем неясно пока будет ли вообще штурм, когда и с какого направления. Повторюсь, состояние тревоги отличается от вспышки амигдалы и отработки рефлеса сражайся-беги-замерзни - то есть полной мобилизации организма на борьбу с острой, ясной и неминуемой опасностью. Тело считает подобную опасность смертельной и реагирует соответственно. При тревоге полной мобилизации нет, есть напряженное ожидание, которое длится.
В тревожном состоянии есть вполне себе физиологические симптомы - ощущение некоторой духоты/нехватки кислорода, заведенность в виде чуть учащенного сердцебиения, итд. Внимание в тревоге широкое, сканирующее, направленное на поиск ответа на вопрос - так в чем же, черт возьми, опасность? С другой стороны внимание “защитное”, немного паранояльное, или, лучше сказать бдительное - что с одной стороны функционально, но несколько искажает восприятие действительности. Очень хочется уже сделать опасность ясной, например увидеть бегущего на вас волка, вместо томительного ожидания в темноте. Если увидеть того волка, то тревога сменится страхом, который в принципе долго длится не может, потому что в физиологическом страхе происходит полная мобилизация ресурсов на спасение. То есть страх - это “шторм/штурм” прямо сейчас, что активно неприятно, но при этом совершенно ясно и понятно что скоро закончится так или иначе. В тревоге нет известности и это важно. Еще один пример - плыть по мутной реке и думать про крокодилов, не видя их - тревога. Увидеть крокодила и обжечься - страх. Я достаточно подробно остановился на разнице этих чувств, но относительно недавно, годах в 60-х этого различия не воспринимали, тревогу считали разновидностью страха, чуть более размытой. То, что у тревоги и страха довольно разная нейробиология - это открытия более поздние, в основном LeDoux и его коллег.
Отдельно от эмоционального фона тревоги, то есть глобального состояния мозга-сознания, есть еще вполне себе конкретный когнитивный процесс - вербальные мысли. По-русски их называют переживаниями. По-английски это “worry”. Переживания - это внутренний диалог всяческих “what if?” - “А что если?” Например, а “что если болезнь?” А что если Голод? Война? Смерть? Бедность? итд.
Переживания бывают более-менее фокусированными, например только из области здоровья, но никогда не о о деньгах. Либо, переживания могут быть практически о чем угодно. В этом случае как только одно переживание чуть успокоилось, то часто моментально появляется другое. Пример внутреннего или внешнего диалога при обобщенном переживании:
- А что если болен?
- Вот заключение врача - здоров.
- А что если буду бедным?
- Вот справка из банка - маловероятно.
- А что если...,
итд. по кругу.
Логичные аргументы в этой ситуации не работают. Такое ощущение, что сама суть предмета важна не очень, а есть нечто общее во всех этих “А если?”
Я думаю, что оно в них есть, а именно, это то самое состояние тревоги - то есть эмоциональный фон, который сопутствует мыслям переживаний. Два процесса происходят одновременно - глобальный, по всему мозгу, эмоциональный - тревога; и локальный, последовательный (сериальный), когнитивный, условно “левополушарный” - мысли. Мы пока не знаем точного взаимоотношения - питает ли тревога переживания, или наоборот, или они друг друга питают или просто со-существуют параллельно. Корреляцию можно утверждать, для утверждения причинности нужно больше данных.
Параллельно же, но в некоторой связи с переживаниями есть отдельный процесс катастрофизации (Barlow), который может присутствовать в тревожном состоянии или нет. Это когда на вопросы “А что если болезнь” в голове появляются большие ответы, например: “у меня рак.” Катастрофизация может быть предсознательной, или сознательной. Катастрофизация может быть тенденцией, паттерном, то есть когда чуть испортилась погода, то человек ожидает цунами. Когда что-то болит, то первая мысль - рак. Когда приходит счет за свет - то первая мысль что он будет совсем бездомным и нищим.
Катастрофизация - это процесс, пытающийся быть формой адаптации, но он по сути дезадаптивный, хотя и защищает Эго на какое-то время. В катастрофизации происходит сильная, гротескная переоценка опасности. Это усиленная форма той дисторсии восприятия реальности в бдительном, несколько паранояльном состоянии, о котором я писал выше - там опасность переоценивается слегка, тут очень сильно.
Психологическая защита в катастрофизации по сути - это смена тревоги на страх, ведь шторм сейчас немного легче, чем нескончаемое тревожное ожидание. Тем не менее, когда катастрофизация “костенеет” то есть становится жестким и автоматизированным паттерном, то возникают отдельные последствия.
Можно на уровне гипотезы говорить о том, что катастрофизация как мыслительный, когнитивный процесс может питать тревогу и приводить к циклам, из которых трудно выбираться. Вот пример цикла (стрелки не означают причинности, означают временную последовательность)
(1)Тревожное состояние неважно какой причинности -> (2) переживание “а что если я болен?” -> (3) Адаптация катастрофизацией -> Наверное у меня рак! -> (4) Отсутствие подтверждения или опровержения этой мысли, отчасти потому что разным заключениям врачей в этом состоянии верить не хочется - говоря, что рака нет они снимают психологическую защиту и не дают никакой в замен, обнажают тревогу. -> (5) Уровень тревоги усиливается. Опасность по прежнему неопределенная, но она кажется более сильной.-> итд по кругу.
Я пока не сказал ничего о третьей компоненте - избегающем поведении. Причем, поведение может выражаться как в действии, так и в недеянии. В первом случае оно может выражаться в компульсиях и ритуалах - в проверке чайника не плите и замка в двери, стуку по дереву, плевку через плечо. Во втором оно может выражаться в откладывании, например выхода из дома, либо откладыванию начала любого запланированного ранее действия. (В прокрастинации на мой взгляд есть тревожный фон и есть избегающие действия - начинать делать что-то тревожно.)
Законный вопрос - с какой радости поведение называется “избегающим”, если человек что-то делает? Ну вот посуду то помыл, какое ж тут избегающее поведение? В самом деле - если планировал мыть посуду, пошел и помыл, то нет ровным счетом никакого избегающего поведения. А если нужно выходить из дома уже пол часа как тому, а вместо этого прямо сейчас срочно нужно домыть всю посуду до полного блеска то тогда есть избегающее поведение на мой взгляд.
Избегает человек тревоги. Ведь выход из дома связан с чем-то новым, неизвестным, потенциально опасным. Могут убить, наказать, оскорбить, обвинить, итд.
Продолжение следует.
Источники:
Barlow, D. H. (Ed.). (2014). Clinical handbook of psychological disorders: A step-by-step treatment manual. Guilford publications.
LeDoux, J. (1998). The emotional brain: The mysterious underpinnings of emotional life. Simon and Schuster.