Я, честно говоря, не знаток китайского кинематографа. Поэтому с удивлением узнал, что режиссер
Чжан Имоу, получивший мировую известность благодаря уся-драме
«Дом летающих кинжалов» и эпической экшн-притче
«Герой», ещё и автор
«Красного гаоляна». «Героя» мне в свое время порекомендовал посмотреть
ozornin, он тогда сказал что-то вроде «сюжет говно, но обрати внимание на цвет». Сейчас бы я ему ответил: «Вот что бывает, когда режиссером становится бывший фотограф и оператор».
Но вернемся к «Гаоляну». Это ведь был чуть ли не первый прорыв современного китайского кино на советский большой экран. Я смотрел его в корсаковском кинотеатре «Союз» тринадцатилетним подростком, несмотря на то, что в советском прокате он шел с ограничением «детям до 16». Собственно, мы с пацанами только из-за этого на него и пошли. Обломались не по-детски. Постельных сцен там не было, зато был эпизод со сдиранием кожи с живого человека. Всю процедуру не показывали, но тем не менее.
Поскольку зарубежные фильмы в СССР были либо французскими, либо индийскими, я хорошо помню всякий неформат, типа японского «Босоногого Гена» или северокорейского «Хон Гиль Дона». «Гаолян» тоже запомнился. Но не настолько, чтобы можно было его сравнивать с творчеством Чжан Имоу «геройского» периода. Если он в качестве своего первого фильма снял бы экшн типа «Героя» или хотя бы «Хон Гиль Дона», всё, возможно, было бы по-другому. В общем, я пересмотрел «Гаолян», а заодно ознакомился с негеройскими фильмами Чжан Имоу. Сдается мне, китайский режиссер получил бы мировое признание раньше (хотя, в принципе, он его и получил, если таковым считать «Золотого медведя» Берлинале как раз таки за «Гаолян»), если не был бы вынужден снимать на пленку типа «Свема» и, если тогдашний постпрокашн позволял бы делать цветокоррекцию на современном уровне. Приемы те же - игра светом и цветом, использование пространства в кадре в качестве образа. Контрастная красная курточка героини на фоне зеленых зарослей гаоляна (эта же яркая красная или розовая курточка героини на зеленом или желтом фоне будет потом в типичных лав-стори
«Дорога домой» и
»Под сенью боярышника»), чисто фотографический прием «размазывания» цвета с помощью тумана или дыма (в «Гаоляне» крестьяне в тумане минируют дорогу, проходящую через зеленое гаоляновое поле, в «Доме летающих кинжалов» легкая дымка дает офигенную перспективу в ярко-зеленом бамбуковом лесу, а в начале
»Цветов войны» в воздухе сразу и туман, и дым, и пыль, и даже мука).
Уже в «Гаоляне» мы видим фирменный приём Чжан Имоу - заполнение всей площади кадра одним ярким цветом, в финале фильма все планы красные. И тем не менее, визуальный эстетизм еще не так заметен в этой дебютной ленте. Зато заметно другое. Если отбросить китайский колорит (хотя Имоу, конечно, очень «китайский» режиссер), на первый план выйдет то, что, очевидно, было и в литературном первоисточнике - почти маркесовская жизнелюбивая энергетика. Утаскивание бабы в заросли, незаконнорожденные дети, вино, льющееся рекой, молодые мужики с голыми торсами. Всё это слегка напоминает историю любвеобильного Аурелиано-2 в «Сто лет одиночества». Ну и солдаты, внезапно входящие в город. Только в магическо-мифологическом мире Маркеса все иронически-условно, поэтому пытающийся увещевать их чудом вознесения падре просто получает прикладом по башке. В «Гаоляне» же всё куда более сурово, ну не готовы ещё в Китае тему японской оккупации воспринимать без соплей и надрыва.
Отмечу еще два ранних фильма Имоу -
«Жить» и «Дорога домой». Мне кажется, это вообще два лучших его фильма за всю карьеру. «Дорога домой» («Мои отец и мать») - очень простая, отлично снятая история любви, дебютный фильм
Чжан Цзыи, имхо, лучшей современной китайской актрисы («Дневник гейши», думаю, все смотрели). Собственно любовь там показана флэшбэками, очень кстати использованы переходы из ч/б в цвет и обратно. Двадцатилетняя Чжан Цзыи, правда, заметно хлопочет лицом, играет деревенскую девичью любовь именно так, как и должна представлять себе такую любовь студентка-второкурсница. Но это, кстати, вообще особенность китайского кино - «ходульность» актерской игры, высокая степень условности или попросту фальшь, доставшиеся в наследство от традиционного национального театра.
Понаполучавшая всяческих призов картина «Под сенью боярышника», снятая в 2010 году, имхо, заметно хуже «Дороги домой», которая вышла на экраны в 1999. По большому-то счету, Чжан Имоу явно не мастер любовных историй. «Под сенью боярышника» напоминает попытку режиссера снять ту же «Дорогу домой», но при этом побольше рассказать об ужасах Культурной революции. Эта тема отсвечивает во многих фильмах Чжан Имоу (даже в "Герое", если вспомнить, что это притча), поскольку она когда-то коснулась его лично. Собственно, наиболее полно он раскрыл её в семейной саге под названием «Жить». Фильм долго не выпускали в прокат в Китае и, в общем-то, понятно почему, но я бы не назвал его диссидентским. Это что-то типа «Московской саги», 30-летняя история одной семьи на фоне событий, сотрясающих страну, только здесь семья не интеллигентская, а самая что ни на есть простая.
Драматургия фильма построена на случайностях. Поначалу это воспринимается, как «авторский беспредел», но потом начинаешь осознавать, что именно в этом суть основной идеи, жизнь - цепь случайностей, мы не можем их предугадать, мы не можем им противостоять, но мы можем справиться с этим и жить дальше. Очень познавательное кино, дает представление в том числе и о китайском национальном характере. Но, чтобы правильно воспринимать некоторые планы, кой-какой бэкграунд все-таки нужен, вот есть там, к примеру, показательные кадры с дацзыбао... В общем, тем, кто не знаком с новейшей историей Китая, перед просмотром стоит почитать про Культурную революцию.
В общем и целом, по результатам знакомства с «догеройским» творчеством Чжан Имоу можно сказать, что ничто не предвещало «Проклятия золотого цветка». С другой стороны... Можно ли было, к примеру, предположить, что автор «Своего среди чужих...», «Рабы любви» и «Родни» снимет «Сибирского цирюльника» и какгбэ Великий фильм о Великой войне? Чжан Имоу вот тоже недавно снял свой «Великий фильм о Великой войне». Там все очень красиво горит и взрывается, много пафосных сцен и всякой фигни типа китайских солдат, бегущих на танки в городском бою, вместо того, чтобы тупо закидывать их гранатами с верхних этажей зданий. Но это кино уже выходит за рамки нашего исследования:)