Продолжение. Начало здесь
https://alexeifedoseev.livejournal.com/2060.html ... После окончания Гражданской войны и установления советской власти становится ясно, что к прежней жизни возврата уже не будет, а к середине 20-х все поняли, что ничего хорошего от грядущих событий ждать не приходится.
Леонтия, его братьев Романа, Михаила и многих членов их семей лишают избирательных прав, как «лиц, арендующих землю в аренду на кабальных условиях для сдатчиков» (орфография сохранена).
В начале 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению кулаки были разделены на три категории: первая категория - контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний, вторая категория - остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, третья категория - остальные кулаки.
Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение специальных троек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР на спецпоселение.
Опасаясь раскулачивания и усиления репрессий самый младший брат Леонтия Илья в феврале 1930 года нелегально, через озеро Ханка уходит в Маньчжурию. Вскоре за ним последовала и часть его семьи. Леонтий же, как и большинство родственников принимают решение остаться. Не хотели уходить на чужбину? Возраст? Не успели? Было жаль бросать с таким трудом сколоченное хозяйство? Надеялись на то, что все успокоится и жизнь скоро встанет на круги своя? Кто знает.
Терещенко Вера Даниловна (внучка Леонтия) 5-я слева верхний ряд. 1930 г. Фото из семейного архива.
Хозяйства Леонтия, его сына Даниила, братьев Романа и Михаила признаются кулацкими в 1931 году «за получение нетрудовых доходов путем сдачи в аренду земли, помещений, использование наемных работников».
Интересно читать документы, описывающие эти «кулацкие» хозяйства:
«Терещенко Леонтий Наумович, 60 лет, семья 8 человек (на этот момент Леонтий был женат вторым браком и имел несовершеннолетних детей) - посев 9,85 десятины, лошадей - 2, рогатого скота - 3, прочих животных - 2. «Нетрудовой доход за сдачу обособленного дома в аренду» - 600 рублей в год, с которых уплачен налог 412р.25к.»
«Терещенко Даниил Леонтиевич, 42 года, семья 7 человек. В 1929/30 обложен налогом в индивидуальном порядке в сумме 343 р. за наличие домов в г. Спасске и сдачи их в аренду с доходом 600р. В 1930/31 обложен налогом в сумме 200 руб. за сдачу в аренду … под магазин дома. В настоящее время сдает часть непереоборудованного дома под квартиры с доходом 160 р. в год. Посева 9.08 десятин лошадей 2, рог. скота - 2, прочих - 1».
«Терещенко Роман Наумович, 57 лет, семья 4 человека. Обложен с/х налогом в сумме 521-50 за сдачу земли на условиях половины сбора урожая. Посева - 17 десятин, лошадей 2, рог. скота - 3»…..
Всем приписана «связь с бандой Мишко и З/К». В другом документе, составленном уже после высылки, указано, что Роман Терещенко, в числе прочего, имел пять построек и три «сложных сельхозмашины» (лакомый кусок для образуемого колхоза) и «имел наемно-рабочую силу до 8-ми человек, откуда извлекал нетрудовые доходы».
Параллельно c компанией раскулачивания разворачивалось и более серьезное дело о «белогвардейской повстанческой организации» которая «охватила своими боевыми ячейками и пособническими группами до 14 населенных пунктов Спасского района» и ставила своей целю ни много ни мало «свержение Советской власти путем вооруженного восстания».
Как один из «участников» этой организации Леонтий Наумович Терещенко был арестован органами ОГПУ ДВК 12 марта 1931 года на своей квартире в г. Спасске. Он был обвинен в том, что «…состоял членом контрреволюционной белогвардейской организации и присутствовал на нелегальных совещаниях таковой… систематически вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные провокационные слухи о скором падении соввласти…». Виновным себя Леонтий не признал. Десятого июля этого же года он был осужден заседанием тройки при ПП ОГПУ ДВК по внесудебному разбирательству дел по статьям 58-6, 58-8, 58-10, 58-11, 58-12 УК РСФСР и приговорен к ссылке в Николаевский-на-Амуре округ. Вся семья - вторая жена Марфа (50), сыновья Василий (15) Григорий (13) Гавриил (25) и дочери Катерина и Анна 11 и 5 лет была выслана туда же «в порядке 2-й категории».
Из материалов уголовного дела контрреволюционной белогвардейской, повстанческой организации Спасского района.
Излишне говорить, что ни в какой контрреволюционной организации Леонтий Терещенко не состоял. Спустя 25 лет «23.02.1956 постановление тройки ПП ОГПУ ДВК от 10.07.1931 отменено постановлением Президиума Приморского Краевого суда … дело производством прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения». Он был полностью реабилитирован Прокуратурой Приморского Края в 1989 году. Дальнейшую судьбу его самого и членов его второй семьи пока выяснить не удалось.
По злой иронии судьбы председатель Тройки, приговорившей Леонтия Наумовича Терещенко и его семью, был сам арестован в 1937 и расстрелян в 1938 году как «один из руководителей правотроцкистской организации в УНКВД ДВК». Расстрелян был и Секретарь Тройки. По еще более злой иронии судьбы арест и расстрел постигли и упоминавшегося выше первого комсомольца Спасска Степана Сологуба (спасенного Леонтием в годы Гражданской войны). В 1938 году ему вменили измену Родине, подготовку вооруженного восстания, подрыв государственной промышленности в контрреволюционных целях и массу других преступлений.
Семью старшего сына Даниила и Ирины Терещенко высылают в 1931 году «в порядке кулацкого расселения» в Амурскую область. На последующие 17 лет «домом» этой ветви семьи Терещенко стали бараки «спецпоселка» 3-й Лесопункт в Зейском районе Читинской (ныне Амурской) области - входившего в систему Главного Управления Лагерей, Трудпоселений и Мест Заключения. Несовершеннолетние дети, на момент раскулачивания проживающие в семье, разделили судьбу родителей. Совершеннолетний сын Иван, работающий на тот момент в Ружино, уезжает в Краснодарский край (оттуда он будет призван на фронт и погибнет в 1942 году).
Дочь Вера, с 1930 года тоже жила отдельно от родителей в Ружино. В 1933 она переехала в Амурскую область поближе к семье родителей. Вышла замуж за такого же раскулаченного ссыльного из Белоруссии и жила с ним на спецпоселении. В 1939 году у них родилась дочь Зина.
Свидетельство о Рождении выданное комендатурой спецпоселения
Муж Веры, Тит Сапега был призван на фронт, дважды ранен, награжден медалью «За Отвагу», и погиб в январе 1945 года. Дети Даниила, проживающие с семьей на спецпоселении, Виктор и Николай Терещенко были призваны в годы войны в действующую армию. Воевали, имели награды.
Семья Даниила Леонтьевича прожила на спецпоселении до 1947 года. В 1948 году, в связи с ослаблением условий проживания Даниил, Ирина, их дети Евгений, Владимир и Вера с дочерью Зиной уезжают в г. Вяземский Хабаровского края.
Правнучка Леонтия Терещенко Зинаида с мамой (Верой Терещенко) примерно 1953 и 1959. Фото из семейного архива.
Виктор Данилович после демобилизации решает обосноваться в Хабаровске. Учился по финансово-экономической части, работал и дослужился до должности главного бухгалтера Хабаровского Центрального Гастронома. Николай Данилович оканчивает мореходное училище и работает в Сахалинском пароходстве. Становится капитаном дальнего плавания. Побывает во многих странах, в том числе и в том самом Сингапуре, который в свое время вызвал столько удивления у его предков-переселенцев. После ухода на пенсию переехал в Краснодарский край.
Даниил и Ирина прожили в г. Вяземском до своей смерти в 1966 и 1981 годах. Там же жили трое из их детей - Евгений, Владимир и Вера. Потомки этой ветви сейчас живут по всему Дальнему Востоку, в Краснодарском крае и в Австралии.
А вот как сложились судьбы остальных Терещенко, которые ступили вместе с Леонтием на дальневосточную землю.
НАУМ ОСИПОВИЧ и ЕВГЕНИЯ ТЕРЕЩЕНКО.
Наум умер раньше своей жены в Спасском. Евгения жила после его смерти в семье их младшей дочери Прасковьи.
ПАНТЕЛЕЙМОН и родившийся на пароходе САМСОН ТЕРЕЩЕНКО (сыновья Леонтия и Ольги Терещенко) - судьба неизвестна.
РОМАН НАУМОВИЧ и ЕКАТЕРИНА ТЕРЕЩЕНКО - проживали в Спасском. Имели дочерей Елену, Марию, Анну и сыновей Петра и Ивана. Раскулачены и сосланы с семьей в 1933 году. Имущество реквизировано. Иван Романович Терещенко был призван в армию в 1941 году и в составе 1-го Украинского фронта дошел до Берлина. Имел награды.
МИХАИЛ НАУМОВИЧ и МАРЬЯНА (Оселедец) ТЕРЕЩЕНКО раскулачены и высланы с семьей в Тыгдинский район Амурской (в то время в составе Читинской) области в 1933 году. Дом их в Спасском реквизирован. Сыновья Василий, Гавриил и Никифор, дочери Авдотья и Дарья. Гаврил Михайлович был призван на фронт в 1942. Несколько раз ранен, имел множество боевых наград.
ИЛЬЯ НАУМОВИЧ и АГРИППИНА ДМИТРИЕВНА ТЕРЕЩЕНКО
Илья Наумович и Агриппина Дмитриевна Терещенко. Манчжурия 1933 г. Фото из архива БРЭМ
Илья Наумович Терещенко - в 1903 году женился на уроженке своего же села Хрещатое Агриппине Дмитриевне. Во время Русско-Японской войны 1904-05 г.г. служил в пехоте рядовым. В Германскую служил тоже в пехоте на Кавказском Фронте рядовым, а с 1916 года старшим Унтер-Офицером. По возвращению в Спасское занимался пчеловодством и земледелием. Чтобы избежать раскулачивания и высылки он 2 февраля 1930 года нелегально перешел границу в Маньчжурию. В 1931 тем же путем у нему пробралась жена Агриппина Дмитриевна, а в 1933 два сына - Андрей и Иван. Другие дети - Александра, Галина, Мария, Григорий и Денис остались в Приморье. Александра и Галина были арестованы и провели в заключении около года.
В Маньчжурии Илья Наумович крестьянствовал, служил в церкви сначала псаломщиком, а позднее диаконом. В 1953 году рукоположен в священники. В середине 1950-х годов после смерти Сталина семья репатриировалась в СССР. Сначала переехали на Украину. После смерти жены Илья Наумович вернулся на родину в Спасск. Служил священником. Многочисленные их потомки сейчас проживают на Украине, в центральной России и в Приморье. Историей этой ветви Терещенко активно занимается внук Ильи и энтузиаст семейной истории - Александр Денисович Терещенко из города Остёр, Черниговской области.
МЕЛАНЬЯ НАУМОВНА (Терещенко) ГАВРИИЛ НИКИТОВИЧ ОСТАПЕНКО
Остапенко (Терещенко) Мелания Наумовна и Гавриил Никитович (1938). Фото из архива Людмилы Клименко (пра-правнучки Меланьи)
Имели детей Ивана, Марию, Петра, Ульяну, Фёдора, Николая и Евдокию. Петр Остапенко - активный участник Гражданской войны и красного партизанского движения в Приморье. Его брат Николай, служивший в НКВД, был арестован в 1937 году и провел в заключении 1 год и 4 месяца. Освобожден в 1938 году после снятия Николая Ежова с поста наркома внутренних дел.
Потомки этой ветви живут в Спасске, Хабаровске, Москве.
ПРАСКОВЬЯ НАУМОВНА (ТЕРЕЩЕНКО) КОБЫЩА. Вышла замуж за АНИСИМА ВАСИЛЬЕВИЧА КОБЫЩА. Имели двух дочерей и шестерых сыновей.
Судьба этой ветви сложилась наиболее трагично, даже в сравнении с судьбами семей ее братьев. Муж Прасковьи - почтальон районного отдела связи, и трое их сыновей - Илья, Иван и Макар были арестованы в 1937 и расстреляны в 1938 за «антисоветскую агитацию и деятельность». Одна из дочерей - Татьяна, умерла в молодом возрасте от инфлюэнцы. Двое других сыновей - Пётр и Григорий переехали в Краснодарский край. Во время войны оба были призваны в армию. Пётр пропал без вести в марте 1942, а Григорий пропал без вести в августе 1942 под Сталинградом (позже выяснится, что он попал в плен). Точные судьбы еще одного их сына и дочери неизвестны. Именно он, попавший в фашистский плен Григорий, останется единственным выжившим из всех детей. После окончания войны он переехал в США. Его потомки проживают в штате Нью-Джерси.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Подытоживая историю жизни и судьбу Леонтия Наумовича Терещенко и его многочисленных родственников можно сказать, что они повторяют в миниатюре и историю всей страны в 20 веке: Переезд на новые земли Дальнего Востока. Тяжелый труд, который давал возможность добиться результата. Перипетии двух революций и гражданской войны. Эмиграция части родственников и их последующая репатриация. Аресты, раскулачивания, ссылки и расстрел других членов семьи. Исправная служба и участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной Войны внуков и племянников Леонтия Наумовича, чьи семьи были репрессированы. И, наконец, их нелегкое возвращение к мирной и свободной жизни в послевоенные годы.
Можно бы на этом и закончить. Но, наверное, лучше поставить точку цитатой из уже упоминавшейся книги А.М. Бачурина: «Конец? Как бы не так... Леонтий Наумович Терещенко как бы смотрит и смеется из окон своих домов, набитых сегодня людьми, новыми хозяевами, … мечтающими закрутить Спасское торговое колесо, сморит на нас, удивляется улицам, носящим имена его зорителей, городу Спасску, коему как ссыльнокаторжнику, разрешили носить приставку «Дальний».
Спасск-Дальний. «Терещенский квартал». Современный вид. Фото с Google Maps
Материал собран и подготовлен при помощи и активном участии Людмилы Клименко (Хабаровск) и Ольги Шаболта/Самбольской (Спасск-Дальний).
Огромная благодарность за предоставленные материалы, воспоминания и фотографии Александру и Сергею Масловым (Хабаровск), Татьяне Федосеевой (Сидней), Александру Терещенко (Остёр), Александру Бачурину, Сергею Иващук, Элине Болотовой и Константину Ватуличу (Спасск-Дальний).
Помимо этого в материале использованы документы и информация из Дальневосточного Отделения Российского Государственного Исторического Архива, региональных государственных и ведомственных архивов РФ и Украины.
В материале также приведены прямые цитаты из книг и работ:
Бачурин А.М. «Град Спасов Поставил».
Болотова Э.В. «Рождение и становление города Спасск-Дальний».
Галямова Л.И. «Приморский Край во второй половине XIX - начале XX в».
Крюков Н.А. «Опыт описания землепользования у крестьян-переселенцев Амурской и Приморской областей».
Лукницкая В.К. «Пусть будет земля (Повесть о путешественнике)».
Сильницкий А. П. «Культурное влияние Уссурийской железной дороги на Южно-Уссурийский Край».
N.B. Хотя все усилия были предприняты чтобы максимально точно рассказать о жизни первого поколения семьи Терещенко на Дальнем Востоке, несомненно что-то нуждается в дополнениях или корректировке. Мы будем благодарны любой дополнительной информации, которая может иметься в семьях потомков разных ветвей Терещенко или у местных краеведов. По информации от Александра Михайловича Бачурина в Приморской газете «Красное Знамя» в 1950-х годах была статья о Леонтии Терещенко и его семье. Там было многое рассказано о его различной деятельности, в т.ч. общественной. Было бы интересно найти эту статью. Дополнение - уже после публикации мне подсказали, что статься была напечатана в газете «Боевая Вахта». Возможно информация о «Красном Знамени» ошибочна, или были две заметки в разных газетах, или перепечатка из одной газеты в другую.
Продолжение здесь
https://alexeifedoseev.livejournal.com/2587.html