В предыдущих темах я вкратце описал, как бурят скважину и запускают ее в работу. Сегодня я также вкратце опишу, как производится обратный процесс - ликвидация скважины.
«Жизнь» скважины протекает в три этапа - ее бурят, эксплуатируют и ликвидируют. В среднем срок ее эксплуатации редко превышает 40-50 лет. Хотя я встречал скважины, запущенные еще в 1947 году, а некоторые скважины ликвидируют сразу после бурения.
Причины ликвидации и порядок проведения работа описаны в регламенте Ростехнадзора РД 08-492-02 «Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов».
Согласно регламенту, ликвидация скважин проводится по четырем основным причинам:
1. Скважины выполнили свое назначение. Например, они достигли конечного минимального дебита, обводнились и их дальнейшая эксплуатация нецелесообразна
2. Скважины, ликвидируемые по геологическим причинам. Например начали бурить скважину и попали в непреодолимые условия, например в зоны катастрофического поглощения. Поэтому закончить скважину невозможно или слишком затратно.
3. Скважины, ликвидируемые по техническим причинам. Тут все понятно, аварийные скважины. Ликвидировать аварию невозможно или экономически нецелесообразно, поэтому ее ликвидируют.
4. Скважины, ликвидируемые по технологическим, экологическим или другим причинам.
Также регламент разделяет ликвидацию скважин с наличием эксплуатационной колонны и без нее. Хотя технология у них сходна, различается только в нюансах. На моей памяти ни разу не проводилась ликвидация скважины без колонны. Все ликвидации, на которых мне приходилось быть, также не сопровождались извлечением колонны из скважины. Либо они были непригодны для дальнейшей эксплуатации, либо недропользователь в дальнейшем планировал восстановить скважину - я не знаю. Потому-что процесс восстановления ликвидированных скважин тоже бывает.
Теперь опишу порядок ликвидации скважины. Для этого устанавливают подъемник для капитального ремонта скважины (типа УПА 60/80), спускают до забоя колонну насосно-компрессорных труб, на конце которого находится промывочное перо и делают интенсивную промывку скважины для извлечения накопившейся за годы эксплуатации грязи. После этого делают очистку стенок скважины от асфальтсмолистых веществ, глинистой и цементной корки в тех местах, где будут установлены неизвлекаемые пакера и цементные мосты. Для этого используют специальные устройства - скребки (скреперы). Они имеют специальные ножи, которые прижимаются к стенкам скважины либо сжатыми пружинами (механические), либо специальным поршнем, который срабатывает от давления нагнетаемой жидкости (гидравлические).
Скребок механический типа СК
Перо промывочное
После очистки стенок колонны (сребкования, скрепирования) спускают неизвлекаемые пакеры. В теме про солянокислотные обработки я уже писал, что такое пакер. Поэтому просто напомню, пакер - это устройство для отделения и герметизации части ствола скважины. Пакеры бывают извлекаемые и неизвлекаемые. Извлекаемые пакеры спускаются на трубах, их сахают, проводят различные технологические операции и поднимают на поверхность. Неизвлекаемые, как понятно из названия, остаются в скважине. Бывают различных конструкций, чаще всего применяются взрыв-пакеры и мостовые пробки.
Взрывной пакер представляет собой толстостенный цилиндр с глухим дном и суженной горловиной. В нем находится заряд пороха с электровоспламенителем. Он спускается до нужной глубины на каротажном кабеле, подается электроимпульс и корпус пакера впрессовывается в стенки колонны. Одновременно пробка пакера перемещается до упора в торец накидной гайки, обеспечивая разъединение переходника и корпуса пакера.
Мостовая пробка имеет другой принцип действия. Она спускается прикрепленной к гидравлической установочной компоновкой, которая срабатывает при создании избыточного давления в трубах, не менее 170 атмосфер. В результате пакер закрепляется в колонне и герметизирует ее, и одновременно отделяется от колонны труб.
Взрывной пакер ВПШ
Click to view
И взрывной пакер, и мостовая пробка выполнены из алюминиевых сплавов, потому легко разбуриваются при необходимости.
После того, как установлен пакер, устанавливают цементные мосты. Цементный мост - это просто участок ствола скважины, залитый цементом. Для этого на нужную глубину спускают трубы с промывочным пером на конце и с помощью цементировочного агрегата типа ЦА-320 закачивают нужный объем цементного раствора, который затем продавливают технической водой. После этого приподнимают перо на 200 метров выше верхней границы моста и проводят ОЗЦ (ожидание затвердевания цемента). Обычно на ОЗЦ отводится 24 часа. После этого пробуют плотность установки моста разгрузкой колонны труб на определенный вес.
Цементировочный агрегат ЦА-320
Мосты располагаются в интервалах залегания минерализированных пластовых вод, характеризующихся увеличенной степенью напора. Мосты также устанавливаются в залежах углеводородных веществ, которые имеют малую продуктивность и непригодны для добычи.
По правилам высота моста должна оказаться ниже подошвы на 20 метров, но при этом быть выше верхней полосы горизонта на то же самое расстояние. Если пласт содержит минерализованную жидкость, то над его верхней частью ставится мост, высота которого составляет 50 метров; то же самое касается установки на границе между пластом с пресной водой и минерализованным слоем. Башмак финальной колонны технического вида оборудуется мостом, который перекрывает башмак на 50 метров или больше.
Если в скважине есть колонна, то мосты ставятся напротив мест перфорации, негерметичных частей труб, мест установки муфт, служащих для постепенного цементирования, в точках соединения при сегментарном запуске колонн, а также в башмаке технической части скважины.
Оставшаяся часть скважины заполняется незамерзающей жидкостью, в качестве которой чаще всего используется насыщенный раствор хлорида кальция. После этого на устье скважины устанавливается заглушка, представляющая собой глухой фланец с ввареным патрубком с вентилем. Сверху устанавливают бетонную тумбу 1х1х1 метр с закрепленным в нем репером с табличкой, где сваркой нанесен номер скважины, месторождение (площадь), предприятие-пользователь недр, дата ее ликвидации.
Бетонная тумба на месте ликвидированной скважины. ЦДНГ-6, Ватинское месторождение